elena_ryg

Елена Рыйгас

06 января 2019

F

По церковному сценарию, 2018-й год должен был стать годом всенародного покаяния за расстрел царской семьи и террор против духовенства, но церковные деятели своими силами этот сценарий испортили, вылезая в информационный эфир со скандалами, в которых кроме традиционных тем, связанных со священниками-педофилами, добавилась тема наркотиков. Получился новостной сериал ««sex, drugs», где вместо рок-н-ролла Церковь демонстрировала примеры сервильной эквилибристики: как изображать близость с народом, но при этом находиться под властью. В феврале в российском посольстве в Аргентине была найдена готовая к отправке партия кокаина. Логистику опиума для народа курировал православный меценат Иван Близнюк, озабоченный распространением духовности в Латинской Америке. Вслед за drugs следовал черед сериального sex. В апреле начались следственные действия в отношении директора якутской православной гимназии игумена Мелетия Ткаченко. Суд был недолгим, приговор строгим: 17 лет тюремной аскетики за развратные действия в отношении учеников гимназии.

Поток церковного негатива в информационном пространстве приостановился благодаря внезапному назначению епископа Тихона Шевкунова на новую церковную должность. Во Псков он переместился с присвоением ему внеочередного звания митрополита. Вплоть до начала футбольного чемпионата все гадали, последует ли за Псковом такое же внеочередное перемещение на патриарший престол. Сам же митрополит Тихон показал, что для него первым делом самолеты, а потом уже карьерные амбиции. В октябре в меру упитанный епископ в самом расцвете сил, у которого в груди, видимо, пламенный мотор, предложил переименовать все аэропорты страны. Синодик из имен великих деятелей еще утверждался, а в это время впервые за всю историю российской космонавтики произошла авария корабля «Союз» и экстренная посадка космонавтов. Знаменитый мем «Поехали!» сменился на более благочестивый «Быстро же мы прилетели». Интересно, что из всех инициатив власти прислушались только к Тихону Шевкунову, хотя до этого режиссер Александр Сокуров просил президента Путина помиловать голодающего Сенцова. Зоозащитники перед футбольным чемпионатом умоляли чиновников не убивать бездомных собак. Метафорическим ответом власти народу был совет питаться «макарошками» и соблюдать православные посты, чтобы прожить на 3500 рублей в месяц, если вспомнить реплику министра труда Саратовской области Н. Соколовой.

Духовный прожиточный минимум для народа предложил на время затихший протоиерей А. Пелин в своем программном интервью журналу «Город»:

«Сейчас есть чрезмерное воздействие так называемых гражданских религий или новых квазирелигиозных практик. Они прикрываются темами свободы, гражданственности. Например, объявили Петербург столицей культуры. Вроде безобидная формулировка, но что стоит за ней? В городе очень силен культ культуры: она возводится в ранг некой неприкосновенной богини, которой все должны поклоняться. Появляются так называемые нравственные авторитеты, которые делают что угодно и при этом неподсудны».

Если перевести с церковно-славянского на обычный русский, то получается, что в скором времени в Петербурге продолжится эпидемия варварства, завезенная в город митрополитом Варсонофием из Управления делами Московской патриархии, и вслед за бедным горельефом Мефистофеля с домов посшибают всех маскаронов. И установят на их месте изображения все того же Варсонофия, благо что внешне он ничем от свирепых маскаронов не отличается.

Вполне закономерно, что после интервью с Пелиным Петербургская епархия активизировала новый рейд на Исаакий. Блиц-криг по захвату музея стал готовиться еще летом, чтобы до наступления холодов провести там торжественный церковный парад с последующим банкетом в «Астории». Для прикрытия был придуман конкурс «Православный символ Петербурга». По замыслу организаторов, соревноваться между собой должны были маленькие храмы на окраине и в то же время три музея – Исаакиевский собор, Петропавловский собор и Спас-на-крови. Победил, разумеется, Исаакий, хотя даже депутат Милонов агитировал всех голосовать за Казанский собор. Уже через неделю после конкурса на заборах церквей в спальных районах появились объявления с призывом прийти в ближайшее воскресенье к Исаакиевскому собору, поучаствовать в крестном ходе, а потом выгнать оттуда «музейную нечисть». Епархиальные деятели тут же открестились от церковных партизан, но в дело вмешался спикер Петербургского парламента В. Макаров и довольно игриво заявил, что участь Исаакия должна быть решена в пользу РПЦ, потому что власть не должна быть импотентом. Иными словами, Исаакиевский собор надлежит превратить в «центр укрепления духовности». Оговорка Макарова, хотя и сказанная в контексте церковного рейдерства, позволила запастись новыми категориями для определения ролей и статусов.

Действительно, есть сильная власть (насколько она может быть сильной по отношению к ослабленному поеданием макарошек народу) и есть святые отцы, которые постоянно бегают к чиновникам с предложением интима. Например, не успел А. Беглов сесть в кресло губернатора Петербурга, как к нему тут же кулуарно проник Варсонофий со списком музеев, которые должны стать, по его мнению, магазинами укрепления духовности. Когда депутат Максим Резник опубликовал на своей странице в социальной сети текст письма митрополита, то протоиерей Пелин на епархиальном сайте дал пояснения, что-то вроде «чужие (любовные) письма читать нехорошо».

Но к проблеме защиты музеев от юридически необоснованных притязаний церковников добавилась напасть с идеей проведения парада на Дворцовой площади в день снятия блокады 27-го января. В послевоенном Ленинграде у выживших в блокаду ленинградцев несколько десятилетий в ходу было понятие «моральная дистрофия». Моральными дистрофиками называли предельно опустившихся людей, потерявших все нравственные ориентиры. Потом это понятие исчезло из речи горожан. И неожиданно симптомы моральной дистрофии синхронно проявились в решении провести парад в тот день, когда выжившие не перестают поминать погибших; во внезапном намерении властей пересмотреть процедуру установки табличек «Последнего адреса» (по доносу помощника того самого депутата, который долгие годы курировал захват земельных участков под храмы-самострои); и в твердом желании твердой власти изгнать музейную нечисть из Исаакия.

По странному совпадению, после объявления итогов конкурса на звание православного символа Петербурга митрополит Варсонофий решил отслужить литургию в символически покоренном Исаакии 7 декабря, в день великомученицы Екатерины. Как уже давно установлено зарубежными теологами и отечественными учеными, под святой Екатериной в христианской церкви утвердился культ Гипатии Александрийской, той самой женщины-ученого, которая была растерзана религиозными фанатиками. Сублимированное чувство вины затем реализовалось в перевернутом культе Гипатии-Екатерины, о чем писал, например, проф. П. Преображенский, сын священника, репрессированный в 1941-м году. В католической церкви Екатерина была деканонизирована в 1969-м году. В православии культу Екатерины продолжает сохраняться, а церковные мероприятия в честь этой святой даже становятся предлогом для расправы с музейным сообществом.

Разумеется, никаких ответных действий на церковный блиц-криг со стороны музейщиков не будет. Известно, что все чаще звучат предложения вернуть в Исаакий маятник Фуко. Но при этом настоятель Исаакиевского собора А. Исаев еще в августе 2018-го года собирался установить на вечное хранение в соборе тапочек Спиридона Тримифунтского. Только события начала сентября, когда Константинопольский патриарх заявил, что вопрос (о томосе) решен, приостановили логистику тапочка в музейное пространство, потому что он вслед за другими святынями греческого производства попал в санкционный список. Но в тех условиях, когда властям и музей жалко, и с церковниками ссориться не хочется, есть компромиссный вариант: подвесить тапочек Спиридона Тримифунтского под куполом Исаакия вместо маятника Фуко.

3019855

Недавний скандал со священником, попавшимся на любви к заморским пожиткам, показал, насколько измельчала эпоха. Теперь текстильным утехам могут запросто предаваться не только патриархи и митрополиты, но и священнослужители со звездочками поменьше: скромные библиотекари Тверской научной епархиальной библиотеки. Как «пояснил за шмот» изданию «Сноб» священник Вячеслав Баскаков, дорогие шарфики от Gucci и Louis Vuitton он покупал в кредит (https://snob.ru/news/169398). Особую пикантность скандалу придает тот факт, что в Тверской епархии даже благополучные храмы стоят с облезлой штукатуркой и часто без отопления, не говоря уже о заброшенных святых местах.

Например, под Тверью уже восьмой год восстанавливается Краснохолмский монастырь с пятисотлетней историей. Сейчас от него осталось только три стены. Местные жители сразу же после революции растащили монастырские здания на кирпичи. Когда в 2010-м году было принято решение восстанавливать монастырь и при этом выяснилось, что жители обратно кирпичи нести не хотят, то руины получили статус «культурного наследия» и сейчас восстанавливаются за счет, понятное дело, бюджета. В 2010-2018 годах этот монастырь финансировался государственной федеральной программой «Культура России» (http://antoniev-mon.ru/). Местные церковнослужители Тверской епархии кредиты на восстановление монастыря почему-то брали, хотя вместо сумок и шарфиков от Luois Vuitton вполне можно покрасить стены или залатать крышу какого-нибудь сельского храма.

Измельчание эпохи проявляется еще в переориентации ресурсов. Всего каких-то 30 лет назад восторженная интеллигенция радостно отдавала обручальные кольца на восстановление храмов, где сквозь разорванный купол виднелось звездное небо и нравственный закон. Потом обручальные кольца исчезли в неизвестном направлении, храмы быстро восстановились за счет вороватых чиновников и суеверного криминалитета, а святые отцы отправились покорять модные дома Европы.

На оправдание тяги к гламуру и строительству церковных шубохранилищ сейчас работает целое направление богословской мысли, которое утверждает, что современной РПЦ не хватает современного церковного искусства, преимущественно в виде церковного дизайна. Вот если всех священников переодеть из софринских парчовых кульков в нормальные богослужебные одежды, вот тогда-то народ и потянется в церкви, а духовность возрастет без всяких ОПК в школах.

В интернете можно найти множество сайтов церковных мастерских, без юридического адреса и, разумеется, без внятных координат в реестре юридических лиц, среди которых особенно выделяется одно ателье по пошиву церковных облачений «класса lux».

«При создании облачений, для убедительной реализации авторского художественного образа мы считаем необходимым и используем ткани только высшего качества, фурнитуру и элементы декора с дизайном высшей пробы и кропотливый ручный* труд. Только так можно создать облачение, которое будет обладать не только функциональной, но и художественной ценностью» (http://artodox.studio). 

Единственный абзац, написанный с минимальным количеством грамматических ошибок, сообщает потенциальным клиентам: «Многим известно на личном опыте, насколько по разному* на одной и той же фигуре сидит светский мужской костюм. Эталоном являются итальянские костюмы, они идеально сидят, их удобно снимать и надевать, благодаря искусным лекалам* по которым скроены детали. Мы убеждены, что духовное лицо, мужчина в церковном облачении, тем более должен выглядеть безукоризненно* и знаем, как этого добиться. Для пошива облачения, выбранного из уже существующих* коллекции* нами будут созданы индивидуальные лекала, учитывающие персональные особенности духовного лица».

Когда смотришь на фотографии продукции и видишь, например, подрясник под названием «однорядка», который от воротника до пола застегивается на 50 серебряных пуговиц ручной работы, то сразу возникает ряд грешноватых мыслей: зачем духовной персоне эти 50 пуговиц? Это латентная тяга к погонам у тех, кто по духовным причинам отказался служить в армии? Или это способ намекнуть на свой статус, исходя из того, что к каждому подряснику с 50-ю пуговицами требуются в качестве бесплатного приложения два нежных отрока, которые перед каждым богослужением будут возиться в ногах у своего хозяина и застегивать эту серебряную кишку.

Но авторы сайта не унимаются и предлагают гламур для всех категорий духовных персон. Например, облачение для епископа: «Уникальным элементом архиерейского облачения в этой коллекции является омофор. Издревле омофоры, как символы заблудшей овцы на плечах Христа, изготавливались из шерсти ягнят, не знающих порока. Студия «АРТОДОКС» создает сотканные вручную омофоры. Как в древние времена, для их изготовления используется высококлассная итальянская шерсть ягнят самого высокого качества в сочетании с хлопком. Омофоры создаются вручную на ткацком станке по индивидуальным лекалам».

Судя по описанию, ручной труд в современной Церкви все же присутствует. Только это не вынос уток за лежачими больными и не кормление бездомных, а сидение у ткацкого станка с перебиранием шерсти ягненка от Gucci.

Запрос на высокую моду у священнослужителей отражает состояние сытости людей в рясах цвета нефти. Причем это запрос не сопровождается запросом на интеллектуальное развитие. Выросло уже целое поколение молодых священников, которые считают, что апостол Павел писал специальные послания для католиков. Известная поговорка: «волос долог, да ум короток» применительно к священникам-шопоголикам может быть перефразирована: «короткая борода – короткий ум», поскольку в среде гламурного духовенства возникла мода на короткие эспаньолки, которые один остроумный прихожанин назвал «гинекологическими бородками». Скромный библиотекарь из Тверской епархии – тому наглядный пример.

Явление богослужебного гламура вроде бы выглядит попыткой церковнослужителей приблизиться наконец к современной жизни и повернуться к обществу лицом, а не только цветастым ковром с вышитыми на нем иконами. Но в своей основе это оказывается всего лишь бунтом священников против массовой продукции «Софрино». Служить в парчовых кульках haut Софрино стало немодно. Каждый священник соревнуется, исходя из экономических возможностей своих прихожан, с собратьями по разуму: у кого пуговиц на подряснике или страз в митре окажется больше. В титулатуру иереев пора вводит обращение «Ваше галантерейшество».

В такой иерархии деление на ранги происходит по фактуре ткани, начиная от суконных пономарей, иереев с диванной обивкой на плечах и заканчивая епископами Бутовскими и Левашовскими в атласе и шелке намеренно постельных тонов.

*Орфография сохранена

К традиционным для Петербурга хроническим заболеваниям вроде неизлечимого гайморита или сезонной депрессии следует добавить теперь ежегодное Исаакиевское обострение, которое обычно наступает во время очередного поста.

3015729

В этом году церковники действовали по пословице «готовь сани летом» и в конце августа инициировали конкурс на звание православного символа Петербурга, куда в число 78 городских и областных храмов включили сразу три музея: Исаакий, Спас-на-Крови и Петропавловку. То, что это был конкурс с предсказуемым результатом, можно было догадаться по его примитивной организации. В полуфинал выходили те храмы, у которых набиралось самое большое количество присылаемых творческих работ безотносительно к их качеству: фотографий, рисунков, видеороликов и литературных произведений. Среди участников-прихожан были настоящие спамеры, которые в день присылали по 10 стихотворных творений или по 20 фотографий. Если это были стихи, то в них постоянно повторялся набор «купель-метель» и «творить-молить». Фотографии в основном изображали священнослужителей и напоминали собой композицию «Григорий Распутин среди своих поклонниц». На проведение конкурса были брошены все доступные епархии ресурсы: ролики с участием знаменитостей и реклама, что называется, из каждого утюга. Сайт епархии сообщал о 300 рекламных поверхностей наружной рекламы, 180 плакатах в метро и роликах на 700 экранах в наземном транспорте. Спонсоры конкурса по своей репутации были под стать высшим церковным иерархам Петербурга. Например, глава агентства «Generation Brand & Communications» Борис Григорьев, по расследованию активистов группы «Защитим Исаакиевский собор», давно является звездой сайта antijob. Бывшие сотрудники этого агентства жалуются на обман и невыплату зарплаты по три месяца, пока их начальник ходит крестными ходами и молится на богослужениях.

В день голосования 18 ноября на призыв выбрать православный символ города откликнулось только 7693 человека. Из них 1446 проголосовали за Исаакиевский собор. На следующий день митрополит Варсонофий созвал целую конференцию на тему «люди проголосовали — теперь Исаакиевский собор наш». О том, много это или мало – около восьми тысяч участников, из которых полторы тысячи православным символом выбрали Исаакий – можно судить по такой досадной для Петербургской епархии мелочи, как «день открытых дверей» в Петербургской синагоге. Это мероприятие проводилось тоже в воскресенье 18 ноября. Никакой рекламы на улицах, по телевидению и в метро не было. Но даже по самым скромным подсчетам, в синагогу за шесть часов работы посетило примерно 15 тысяч человек (в прошлом году было 7 тысяч). Полтора десятка тысяч людей за полдня – это чуть меньше, чем посещает Артиллерийский музей в Ночь музеев, куда обычно приходит до 18 тысяч посетителей.

Получается, что в день голосования за православный символ жителям и гостям Петербурга важнее была экскурсия в синагоге, чем участие в многоходовом конкурсе местной епархии с непрозрачным механизмом голосования и предсказуемым результатом.

Не прошло и десяти дней после конкурса, как синхронно с атакой вандалов на памятник Канту в Калининграде на заборах петербургских церквей появился призыв выйти 2 декабря на крестный ход вокруг Исаакиевского собора. В объявлении был такой текст: «Сделайте доброе дело: выгоните музейную нечисть». Крестный ход анонсировался как «начало передачи Исаакиевского собора церкви». Судя по тексту объявления, над его составлением трудились поселенцы Северной столицы (петербуржцами их назвать язык не поворачивается), которые, по всей вероятности, живут в городе уже второе поколение, но при этом ни разу не бывали ни в Эрмитаже, ни в любом другом музее. Опыт борьбы с «музейной нечистью» у поселенцев Петербурга уже имеется. Нынешний «настоятель» Исаакиевского собора А. Исаев в свое время при помощи силовой и финансовой поддержки за пять месяцев построил в Парке Победы храм. Прямо на том месте, где находились печи кирпичного завода, переоборудованного в годы блокады в крематорий. Охранный статус территории и захороненный пепел ленинградцев деловитого церковнослужителя не смутил. Свой храм он строил без разрешения, да еще в коттеджно-дачном стиле. Теперь Исаев, бывший когда-то настоятелем храма в Купчино, периодически мобилизует обитателей этого района для того, чтобы на пепле «музейной нечисти» построить свой свечной заводик.

2 декабря никакого крестного хода не состоялось. Зато на градозащитную акцию вышли активисты группы в контакте «Защитим Исаакиевский собор». Они провели флешмоб «билет в музей». На акцию пришло 40 человек.

Много это или мало, можно судить по следующему факту. Во время архиерейской службы в приделе св. Екатерины в Исаакиевском соборе 7 декабря (которая была заявлена как начало передачи собора РПЦ) помолиться пришло примерно 75 человек. Это те люди, которым вдруг перестало хватать места в отведенном в Исаакии для церковных служб приделе Александра Невского. Защитников музея на флешмобе было в два раза меньше, но при этом они все купили билеты для прохода в музей. У православных прихожан, которым «негде молиться», аргумент в пользу возвращения Исаакиевского собора РПЦ только один: «Мы хотим бесплатно приходить в собор». Второй аргумент сводится к почти магическому буквализму: «На фронтоне собора написано, что это дом молитвы, поэтому Исаакиевский собор должен быть храмом». К этому следует добавить, что на здании 104 по Московскому проспекту, переданного Новодевичьему монастырю, тоже написано «Свято-Владимирская школа», а там на первом этаже размещается вип-сауна. При этом православные верующие не возбуждаются таким соседством и не требуют выселения сауны.

Хотя защитников Исаакия на флешмобе 2 декабря было всего 40 человек, но с ними были депутаты Борис Вишневский и Максим Резник. На архиерейскую службу же службу 7 декабря в Исаакий не пришел ни один чиновник, даже спикер Петербургского парламента Вячеслав Макаров, который двумя днями ранее сбросил с себя маску воина Христова и откровенно заявил, что вопрос с передачей Исаакия РПЦ нужно решить окончательно, потому что власть не должна быть импотентной.

Глава законодательной власти Петербурга не учел того факта, что для него и Варсонофия роскошный Исаакиевский собор является примерно тем же, чем для мужчин со скромными достоинствами автомобиль размером с ларек или дачный коттедж. Достаточно взглянуть на митрополита Петербургского и Ладожского, рост которого не превышает ступеньки Исаакия, чтобы понять, что он сопоставим с творением Монферана примерно так же, как по глубине своих высказываний вице-адмирал Мухаметшин с «Критикой чистого разума».

Если уж переводить проблему Исаакия в сексологический дискурс, то у Исаакиевского собора пока что две возможности: либо он остается незыблемым (в прямом и переносном смысле) символом величия России, включая политическую власть, либо воины Христовы превращают его в свой ларек для духовных утех, в котором они будут имитировать православие.

15 сентября 2018

Третий Рим — Петушки

С конца августа 2018 года удельный вес церковных новостей в информационном потоке дорос до категории стихийного бедствия или социальных потрясений, как это обычно бывает после налета урагана или повышения цен на алкоголь. Мхатовские паузы патриарха Константинопольского Варфоломея в вопросе предоставления автокефалии Православной церкви на Украине чередовались с конкретными и четкими (через «о») заявлениями Легойды принять жесткие меры по отношению к иерарху №1 в православном мире. С момента прибытия на Украину константинопольских экзархов до созыва внеочередного заседания Священного синода РПЦ 14 сентября в воздухе витала интрига, что это будут за жесткие меры: патриарх Кирилл вызовет патриарха Варфоломея на дуэль с обещанием сделать из него телячью отбивную или, наоборот, начнет бомбить Воронеж?

Как следует из текста заявления, принятого Священным синодом, жесткие меры в первую очередь будут направлены на Воронеж. То есть, патриарх Кирилл, чей титул проблематичен просто потому, что патриаршество Москве в далеком 1589 году было учреждено обманным путем, с 15 сентября прекращает поминать патриарха Варфоломея за богослужениями. На церковном языке это можно было бы назвать расколом, но со стороны самих раскольников нет обоснования своей позиции обязательными ссылками на догматы, каноны и другие предметы религиозных споров, обычно содержащиеся в Священном писании.

Есть лишь повторение мантры о канонической территории и ее границах. Не подходит под определение раскола и половинчатость разрыва церковных отношений: теперь нельзя поминать имя патриарха Варфоломея всуе, но служить с другими представителями Константинопольского патриархата вполне возможно. Иначе тогда придется настолько отделяться от всего остального религиозного мира, что под санкции попадут все мощи и священные артефакты, исправно доставляемые с канонических территорий Константинопольского патриархата. На такой глубокий раскол князья Церкви пойти не способны.

Достаточно взглянуть на их лица: типичные владельцы шубохранилищ, выращенные в советское время типажи, для которых обычно нет никакой разницы, чем заниматься в жизни: быть завхозом в футбольном клубе «Зенит» или руководить академической филармонией; возглавлять РЖД или заниматься поставками благодатного огня спецрейсами; кататься на горных лыжах в Швейцарии или восседать на патриаршем престоле. В последнем случае и то и другое вполне можно совмещать, для этого нужна только нерефлексирующая паства, которой все равно, каким мощам поклоняться.

Церковно-территориальный конфликт при всей своей предсказуемости конечного результата интересен небольшими деталями, которые усиливают оппозицию «дипломатический протокол – подворотня» и превращают скучные разборки между странно одетыми и архаично говорящими людьми в красочный сериал.

Достаточно посмотреть на присланных патриархом Варфоломеем двух экзархов на Украину: архиепископа Памфилийского Даниила из США и епископа Эдмонтонского Илариона из Канады. Каждый из них – это молодой Папа с волевым взглядом, начитанностью, хорошим образованием и честно написанной кандидатской в стенах духовной академии. Если патриарх Варфоломей специально выбирал их по внешним критериям, то за ним необходимо признать мастерство троллинга.

Кого может противопоставить этим симпатичным экзархам Московская патриархия? Только епископов с мутными глазами, о которых классик сказал: «жандармы с епитрахилями на шеях». Достаточно взглянуть на Варсонофия Судакова, Илариона Алфеева или Питирима Волочкова (архиепископа Сыктывкарского). Все архиереи Русской православной церкви повторяют одну и ту же жизненную траекторию: сначала служат денщиками у какого-нибудь церковного князя, стирая ему носки. Затем идут на повышение, поступая в духовные заведения. Автоматом получают хорошие оценки в семинарии, защищают сворованную или написанную литературным негром кандидатскую по богословию и затем сами становятся епископами: со штатом денщиков и массажистов. Таковы, например, архиепископ Верейский Амвросий Ермаков (из обслуги патриарха Алексия II) или другой, «главный по молодежи», епископ Выборгский Игнатий Пунин (из обслуги патриарха Кирилла). Когда жандармы с епитрахилями грозятся навести кругом «Третий Рим» и «Русский мир», по их лицам сразу видно, что единственное на что они способны, это безостановочно ходить крестными ходами вокруг Курского вокзала.

2979430
Фотография взята с сайта Петербургской митрополии, автор А. Петров.

К числу неотрефлексированных церковных новостей, которыми патриархия в разгар футбольной анестезии обрадовала свое каноническое население, относится известие из Чистого переулка о грядущей смене статуса прихода в многострадальном Исаакиевском соборе. Вместо митрополита Варсонофия приходом собирается управлять сам патриарх, в результате чего кучка людей, имеющая право бесплатного прохода в музей (два молодых человека в тренировочных штанах и три старушки), получит гордое наименование «патриаршего прихода». В переводе на церковнославянский такие приходы называются ставропигиальными. Если обратно перевести на русский, «ставропигия» — это когда какая-нибудь недвижимость отдается в экономическое пользование патриарху. Часто вместе с холопами. Информацию о грядущих преобразованиях с холопской готовностью http://m.mr7.ru/articles/186009/>подтвердил пока еще пресс-секретарь пока еще музея «Исаакиевский собор» Игорь Стахеев. Как он отметил, в случае смены статуса прихода «восстановится историческая справедливость».

Пока Исаакиевский собор не передан РПЦ, но сотрудники епархии уже включили собор в свой пиар-проект с незатейливым названием «Храм.78». Под цифрой одновременно подразумевается и номер региона в таблице ИНН, и количество храмов, отобранных к участию. Суть конкурса в том, чтобы жители города выбрали православный символ Петербурга. Выбирать надо из 78-ми храмов, имеющих «важное религиозное, историческое и культурное значение». Как поясняют организаторы проекта, «это архитектурные и духовные доминанты города». Здесь сразу озадачивает концепция проекта, когда храмы через запятую объявляются историческим и культурным достоянием, а не только религиозным. Историческая или культурная значимость объекта подразумевает его доступность. Но сейчас к любому храму страшно подходить, не то что соваться внутрь, даже если ты в платочке или с бородой. Также сомнительно выглядит призыв выбрать архитектурную или духовную доминанту. Архитектурными доминантами в старой части города всегда будут самые высокие и самые красивые культовые здания. В случае Петербурга это Исаакий, мечеть и синагога. Что касается духовной доминанты, то для половины Петербурга таковой является неприметная церковь на заводе АТИ на Цветочной улице, где служит протоиерей Иоанн Миронов, почитаемый многими как старец. Для высших чиновников Петербурга духовной доминантой, например, является Афон.

Примечателен выбор храмов для конкурса. Среди 78-ми церквей только 19 являются новыми, т.е. построенными в послесоветское время. При этом из сорока храмов, появившихся за последние 20 лет в Петербурге, больше половины являются самостроями. Еще у 20-30 церквей в городе и области в качестве самостроев (и часто на захваченной территории) числятся причтовые дома и здания воскресных школ. Из самостроев в выставке духовных достижений «Храм.78» участвуют две церкви — храм Всех святых в Парке Победы и храм Марии Магдалины в парке Малиновка. Плюс один новодел и храм св. Екатерины в Пушкине, который одновременно является и новоделом и самостроем.

Все архитектурные достоинства новых храмов историк архитектуры М. Микишатьев определил как использование копировального метода с последующим созданием вторичного продукта, в котором варьируется ограниченное число источников (византийского стиля, деревянного зодчества, владимиро-суздальских мотивов), в результате чего получаются строения с эстетикой трансформаторных будок, втиснутых в окружающую многоэтажную застройку без учета контекста. Иными словами, «в сфере современного культового зодчества в основном обнаруживается плагиат пополам с застоем». В стороне остается проблема участия криминальных денег в строительстве храмов, которая требует отдельного обсуждения.

Склонность к плагиату обнаруживается и в непонятном решении организаторов конкурса включить в число участников сразу три музейных объекта: кроме Исаакия это еще Спас-на-Крови и Петропавловка. Но понятно, что там, где Исаакий, больше ни у какого другого храма нет шансов получить статус «архитектурной доминанты города». Зачем тогда проводить этот конкурс, бюджет которого можно было бы потратить на обеды для бездомных или школьные тетрадки для воспитанников детских домов?

Однако у храмов есть шанс получить почетное звание доминанты благодаря креативу своих прихожан. По планам организаторов, конкурс продлится до ноября. За это время все желающие могут разместить на сайте конкурса фотографии храма, видеоролики или поэтические (прозаические) произведения. Именно в этом месте начинается интрига, поскольку уже сейчас размещенные работы показывают узость кругозора и безвкусицу авторов многих снимков, заодно и жадность церковнослужителей, которые годами насаждали в храмах запрет на фотографирование. Даже если попробовать достать в храме фотоаппарат из-под полы, то качеству снимка помешает плохое освещение. Именно поэтому у многих фотографий либо искаженный ракурс (успеть снять, пока казак с нагайкой не видит), либо стандартный набор сюжетов для внутреннего пользования: «батюшка фас-в профиль-на фоне иконостаса. Батюшка и девочка, батюшка среди прихожан. Отец настоятель в хорошем настроении, в плохом. Снова в хорошем». Фотографии интерьеров тоже однообразны. Как правило, это похожие друг на друга иконостасы, где десять слоев белой краски сочетаются с бумажной позолотой, из-за чего на зрителя тихим журчанием льется сантехническая эстетика. Понятно, что организаторов конкурса интересуют не достижения церковного хозяйства и народного религиозного творчества. Включение в перечень храмов Исаакия, Петропавловки и Спаса-на-Крови маскирует попытку символического присвоения этих храмов.

К числу приемов символического захвата пространства относится планируемая в сентябре акция по доставке в Исаакиевский собор на вечное хранение реликвии под названием «тапочек святителя Спиридона Тримифунтского». Это будет еще одна историческая справедливость, не имеющая ни к Исаакию, ни к монотеистической религии никакого отношения. В ЖЖ дьякона Кураева уже появилось краткое расследование по поводу тапочка, о том, откуда появляется эта реликвия и сколько миллионов рублей она на самом деле стоит (примерно 18 от сметы строительства детского садика). Только ленивый пользователь соцсетей не отметил идеологическую рифмовку тапочка с Маятником Фуко. Если Маятник Фуко всего един, то тапочки Спиридона Тримифунтского изготавливаются каждый год и расчленяются на атомное количество частей. Такая незатейливая контагиозная магия, оскорбляющая не только здравый смысл, но и все многострадальное величие России, которое воплощено в монументальном Исаакиевском соборе. На излете могущества империи Гольштейн-Готторпская династия при помощи этого памятника пыталась вписать свою родословную в синодик римских императоров. Отсюда обильное цитирование Монфераном древнеримского Пантеона. Тапочки и Исаакий в этом смысле не совместимы ни топологически, ни идеологически, ни физически, ни духовно.

Впрочем, в многоконфессиональном Петербурге и для святого тапочка тоже найдется место. Вечное пристанище тапочек может получить в храме под названием «Спас-на-Диете» (на снимке). Получится хорошее сочетание душевного уюта, житейской утилитарности и духовной прагматичности.

2971148
«Храм «Спас-на-диете» в Петербурге. Из открытых источников».

21 августа 2018

Духовная прачечная

2968876

После окончания Чемпионата мира по футболу, когда наступило информационное затишье, новостную эстафету предсказуемо переняли церковнослужители, поскольку на середину июля приходилось два значимых события: столетие с момента расстрела царской семьи в Екатеринбурге и 30-летие восстановления церковной инфраструктуры на развалинах советского атеизма. Обе даты знаковые для Церкви, поскольку необходимо было лишний раз напомнить гражданам об их вине перед духовенством, т.е. о пролитых реках крови, и заодно с ностальгией оглянуться на 1988-й год, когда храмы захлестнула волна людей, выстроившихся в очередь к крещальной купели.

Если по порядку, то новостной эфир последовательно взрывали сюжеты с привычной тематикой: попик-трупик-(сгоревший) храм. 18 июля иеродьякон в одном из монастырей Орловской области изувечил на глазах ребенка собаку. Не прошло и десяти дней, как накануне празднования той самой шестой пятилетки возрождения духовности (перед днем Крещения Руси 28 июля) священник убил свою жену, спрятав труп в лесу. Преступление было совершено по сценарию «поп Андрей Ткачев сказал – поп Дионисий Горовой сделал». Разница в сюжете была лишь та, что Ткачев рекомендовал просто калечить женщин, а его коллега решил утопить свою жертву в крови.

На следующий день в Москве состоялось торжественное воспоминание о том, как князь Владимир загонял жителей древнего Киева в Днепр, а упорствующих язычников в этой же реке и топил. По этому поводу функционеры Петербургской епархии собирались даже устроить образцово-показательные крещения в Неве. Идею митрополита Варсонофия власти разрешили воплотить подальше от города, в Новой Ладоге. Тем самым руководители города, являющиеся членами Афонской ложи, продемонстрировали митрополиту Варсонофию приоритет интересов: Нева – для военных кораблей, прибывших на день ВМФ, а не для реконструкторских купаний. Кстати, на следующий день после празднования памяти князя Владимира власти опять указали церковнослужителям их место. На день ВМФ в Петербург прибыл президент Владимир Путин. За ним следом по пятам спешил, подобрав рясу, патриарх Кирилл. Как уведомляли сразу светские и церковные издания, патриарх должен был 29 июля отслужить в Николо-богоявленском соборе литургию. Время было назначено непривычно раннее: восемь тридцать утра. Подразумевалось, что после этого патриарх вместе с президентом будет принимать парад военных кораблей. Но литургию отменили без объяснения причин, все упоминания о ней исчезли из всех источников, а на трибунах почетных гостей не было ни одного человека в рясе. Вроде бы мелочь, но именно по таким изменениям в рассадке гостей прослеживается смена идеологического курса.

Внутрицерковный курс в эти дни тоже резко изменил направление. В праздничный день трех Владимиров вдруг стало известно о том, что бессменный директор завода церковной продукции Е.Пархаев лишился своей должности. Вернее, не лишился, а был выкинут за порог, как провинившийся холоп. В сети следом за патриаршим приказом об увольнении Пархаева появилось заявление одного из викарных епископов на имя начальника УВД Московской области с просьбой взять под охрану предприятие «Софрино». Когда речь заходит о необходимости применять силу, то церковнослужители обходятся не услугами казаков или Сорока Сороков, а призывают на помощь ОМОН.

На Пархаеве новости о внутреннем аудите церковного имущества не закончились. Через десять дней лишился всех своих хлебных должностей в Ново-Спасском монастыре в Москве церковный историк А.Мраморнов. Год назад на просторах социальных сетей имя Мраморнова всплыло после скандала, когда он начал угрожать религиоведу Марии Гулаковой и ее дочери. Исследовательница выполняла для Мраморнова архивные изыскания, но церковный историк отказался оплачивать ее труд. После требования оплаты начались угрозы. Не прошло и года, как выяснилось, что Мраморнов обнес церковную казну на десятки миллионов рублей. Именно такие деньги были выделены структурами РПЦ на издание документов Поместного собора 1917-1918 гг. Из запланированных 32 томов вышло только восемь. Остальные Мраморнов израсходовал на четырехкомнатную квартиру в Москве, машину и пять секретарш ( https://nemanser.livejournal.com/26184.html).

Но если Мраморнов подвергся церковному аудиту, то его собрата, тоже живущего на пожертвования, внезапно подкараулил аудит божий. 4 августа архимандрит Серафим Шкредь, настоятель Сапмсониевского собора в Петербурге, попал в ДТП недалеко от села Малиновка в Саратовской области. Как гласит официальная версия, BMW x5 столкнулся с «Ладой-Калиной», в результате чего погибла пассажирка отечественного автомобиля. Вся вина возложена на водителя BMW, 25-летнего студента Духовной академии Мариана Романцова. Этой версии можно было бы поверить, если бы репутацию Шкредя не принялся бы отмывать сектор коммуникаций епархиального информационного отдела Петербургской епархии. Согласно тексту сайта, Шкредь совершал частное паломничество по святыням Саратовской области. Якобы ни в какую делегацию Петербургской епархии во главе с митрополитом Варсонофием он не входил. При этом известно, что сам Варсонофий ехал как раз в то же самое в село Малиновка (свою малую родину) вместе с целой бригадой своих приближенных (примерно 5-7 священниками, двое или трое из которых – его родственники). Передвигались они, понятное дело, тоже как «Бригада». В Петербурге о стиле передвижения мордовского церковного десанта знают все сотрудники ДПС. Эпизоды лихачества Шкредя зафиксированы во множестве протоколов. Поэтому термин «паломничество по святыням» может означать, скорее всего, зеленые стоянки кортежа митрополита, если учесть, что сам архимандрит Шкредь занимает при Варсонофии должность «смотрителя митрополичьих покоев». Объявляя содержимое зеленых стоянок «святынями», церковные деятели лишний раз хотят подчеркнуть, что они понимают под святостью и в какую именно купель они хотят погрузить (ткнуть носом) страну. Например, Шкредь, едва появившись в Петербурге вслед за своим владыкой и господином, тут же заявил: «Я принес наконец-то в ваш Богом не спасаемый город благословение, он обрел святость благодаря мне». Затем кошмарить Петербург своими благословениями принялись криминальный авторитет Сергей Егоров и его друг протоиерей Александр Пелин. В результате их лихачества был сбит горельеф Мефистофеля с дома Лишневского. От административного наказания Пелина тогда спас подставной бомж Вася из поселка Комарово, взявший на себя вину за сбитый горельеф. В истории со Шкредем на дорогой иномарке прослеживается та же параллель, когда виновность человека, по названию «личного водителя», но с внешностью глубоко приближенного массажиста, вызывает обоснованные сомнения.

В целом за месяц церковная тематика в новостном эфире отличалась излишней кровожадностью и бессмысленной жестокостью. На этом фоне информация о том, что при МИФИ открывается воскресная физико-математическая школа для детей, выглядит уже не смешно, а, скорее, закономерно.

Пост на стене в Фейсбуке:

«С октября 2018 запускается воскресная физ.мат.школа (ВФМШ) при НИЯУ МИФИ для 8-11 классов. Цель — подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, также к поступлению в МИФИ.
План такой: В субботу с 12.45 две пары математики\физики, потом всенощная (с 16.15 до 18.30)
В воскресенье с 8.30 до 11.00 Литургия, потом (чаем после службы напоят) две пары математики\физики до 15.15
Место проведения — НИЯУ МИФИ.
Программа профильная (для поддержки детей из православных семей), это можно видеть из плана с всенощной и Литургией, поэтому при оформлении документов нужна будет письменная рекомендация священника (я, такой-то, рекомендую такого-то для поступления в ВФМШ НИЯУ МИФИ)».

2950854
Фотография с сайта СПбДА


Лирическим предисловием к тексту может служить замечание о том, что в день проведения праздника выпускников «Алые паруса» в Петербурге 23 июня ровно на сутки была запрещена продажа алкоголя. Несмотря на то, что главным участникам праздника являются те, кому пока плюс-минус 16 лет. Вчерашние учащиеся школ – это не только, выражаясь старорежимным языком, «жертвы ЕГЭ», но вдобавок еще и школьники, изучавшие основы духовной и православной культуры, между прочим, с первого класса. В этом смысле запрет на продажу алкоголя в день школьного праздника сопоставляется не только с практикой преподавания скрытого Закона божьего в школах, но и с открывающимися каждый год и в каждом вузе кафедрами теологии. У самых нерадивых школьников появляется дополнительная возможность усвоить религиозные истины вместе с высшим профессиональным образованием. Эффективность соединения воскресной школы с вузовской программой уже доказана. Например, курсанты Ульяновского летного училища (#Satisfaction) лекции по философии иногда слушают в православном храме. Этим, кстати, и можно объяснить логическую нестыковку между фактурой их знаменитого ролика и целевой аудиторией, для которой ролик предназначался: для девушек в честь дня святой мученицы Татьяны. Самым неожиданным вузом, где уже два года существует кафедра теологии, является Уральский горный университет. Об уровне преподавания на этой кафедре говорят занимательные ошибки на сайте, где всем интересующимся предлагается заочная «ферма обучения», а в числе сотрудников числится некий «чав. лабораторией».

Впрочем, профильные вузы, где 80 lvl знания Закона божьего отражен в их названии (семинарии, христианские университеты), по уровню грамотности ничем не отличаются от тех вузов, где теология в дежурном порядке сменяет собой кафедры культурологии, в свое время появившиеся на месте кафедр марксистско-ленинской философии. В эпицентре христианского образования, Российской христианской гуманитарной академии, преподается курс «Нехристианские религии». Коротко, ясно и необременительно для интеллекта. Особую пикантность ситуации с «нехристианскими религиями» придает то обстоятельство, что читает этот курс индолог.

О печальной ситуации с богословским образованием как-то писал дьякон Александр Мусин. С тех пор произошли некоторые изменения: два упомянутых в статье православных вуза лишились аккредитации, один из которых хотя и продолжает свою деятельность под заголовком «институт» (Институт богословия и философии), но вместо дипломов выдает «сертификаты о дополнительном профессиональном образовании». В числе дисциплин для дополнительного образования институт предлагает курсы художественной резьбы по дереву. Тоже вполне логично. Если в стенах МИФИ богословие сочетается с ядерной физикой, то почему бы ему точно также не сочетаться с резьбой по дереву. Все зависит от ресурсов и интеллектуальных возможностей тех, кто сочетает.

Участвуя в умножении теологических кафедр в светских вузах, Министерство образования и науки тем самым способствует снижению конкурса в профильные учебные заведения. На епархиальных собраниях Петербургской митрополии общим местом стали сетования по поводу сокращения численности студентов семинарии и даже по поводу их умственных способностей. Сейчас в Петербургскую семинарию и академию принимают даже тех, кто перед вступительными экзаменами сидит вдоль стен на корточках. Количество учащихся в духовном заведении настолько мало, что каждый воспитанник становится членом семьи. Иногда в прямом смысле этого слова. Как и в каждой закрытой системе с преобладанием мужчин на некоторых молодых людей ложатся специфические обязанности, как об этом свидетельствует случай, когда один выпускник семинарии стал обладателем дорогого мотоцикла. Страница в социальных сетях высвечивала информацию, что за годы учебы студент приобрел вкус к дорогим бутикам и ателье по пошиву элитной мужской одежды и обуви. Но это не означает, что на здании Петербургской семинарии нужно вешать табличку с указанием уровня голубой опасности для юношей, поскольку юноши определенного склада сами идут туда и еще выстраиваются в очередь с предложением своих услуг. В записях блогера Калаказо упоминается, что семинаристы часто получают в подарок ноутбуки. И не за то, что многим подумалось (потому что для этих случаев предусмотрены дорогие мотоциклы), а по прозаической причине материального достатка. Многие, приезжая делать духовную карьеру в Петербург, первый раз сталкиваются с теми техническими новинками, которые для жителей больших городов стали обыденностью.

Для тех, кому не хватило ОПК в школе, более брутальный вариант религиозного образования с этого года предлагает педагогический университет им. Герцена. В январе существующую кафедру социологии и религиоведения разделили на кафедру социологии и, соответственно, кафедру истории религии и теологии. Новая кафедра была создана под бывшего лютеранского пастора, внезапно перешедшего в православие. По религиоведческому Петербургу ходят упорные слухи, что лютеранский пастор ради должности заведующего кафедрой сменил вероисповедание. Но, как упомянул на своей странице в социальных сетях сам бывший пастор, «не все так просто». Действительно, теперь в составе новой кафедры заняли прочное место учредители Центра этнорелигиозных исследований протоиерей А.Пелин и предприниматель Сергей Егоров. Если в семинарии студентам за хорошую учебу могут подарить мотоцикл, то на кафедре истории религии и теологии в этом случае дадут пострелять из пистолета.

Косвенные данные, получаемые в том числе с рынка корректорских и редакторских услуг позволяют судить об уровне студентов семинарий и кафедр теологии. Этот уровень можно охарактеризовать емким термином: «интеллектуальная девственность». Только в семинарских курсовых студенты не справляются с функцией изменения размера и цвета шрифтов, когда вставляют в работу тексты из интернета. Открытием этого года стал диплом студента РХГА, в котором обнаруживалось незнание выпускником порядка букв в алфавите (материал первого класса).

Растягивание курса основ религиозной культуры (преимущественно ОПК) со школы до выпускных курсов институтов и университетов девальвирует не только сам навязываемый предмет, будь то Закон божий или теология, но и всю систему духовного образования. Теперь семинарии и духовные академии – это то место, где ничего нового о православии узнать нельзя. Разве что получить в подарок ноутбук фирмы Harley.

Обсуждение внезапного назначения епископа Егорьевского Тихона Шевкунова митрополитом Псковским лишний раз диагностировало уровень церковно-правового сознания большинства из тех, кому не чужда религиозная тематика. Предметом обсуждения сразу стало назначение на новую должность (с внеочередным повышением церковного звания) и спекуляции на тему «опала-повышение», «преемник патриарха-конкурент Илариона Алфеева», но никто при этом не вспомнил о том, что еще на Поместном соборе 1917-1918 года было принято положение, согласно которому епископ (как и приходской священник) – это выборные должности. На них не назначают, а выбирают. Выбирать, естественно, должен народ, который потом берет на свое содержание выбранных пастырей. Символично, что в год столетия того реформаторского во всех смыслах Поместного собора об этом положении предпочитают не говорить ни сами иерархи РПЦ образца 1943 года, ни общественные деятели и журналисты. Сам Поместный собор в 1918 году никаких новых норм не изобретал, а лишь реанимировал те каноны, которые бытовали еще на Святой Руси. Раньше епископ выбирался народом. Можно вспомнить карательный поход Ивана III на Новгород в 1471 году, причиной которого как раз послужило обращение новгородцев в Киевскую митрополию с просьбой поставить им епископа.

Впрочем, архиерей на Псковской кафедре давно нуждался в замене. Во Пскове, который сам по себе является музеем-заповедником под открытым небом, с 1993 года действовал церковный террорист-палач. Свои подвиги на псковской земле Евсевий Псковский и Великолукский начал с вандализма. Он уничтожал иконы и фресковые росписи известного иконописца архимандрита Зинона (Теодора), травил о.Павла Адельгейма, собирался закрасить известью вновь явленные миру многострадальным реставраторским трудом фрески собора Рождества Богородицы (1311 год) в Снетогорском монастыре. Под конец своего правления ему было свойственно разъезжать по городу в машине, на которой вместо номерных знаков красовалась табличка «Владыка». Не епископ, а ковровая бомбардировка культурного наследия. Когда у пожилого человека совсем обострились деменциальные проявления, и он стал запрещать священнослужителям носить наперсные кресты только за то, что они не являлись к нему на ритуальные приседания в положенные календарные сроки, то и это не стало поводом к его отставке, что лишний раз свидетельствует о том, что порядочных архиереев и кандидатов на их должность у нынешнего православного понтификата попросту нет. Подтверждение тому – прошлогодний скандал, инициированный Тихоном Шевкуновым, с требованием провести расследование расстрела царской семьи на предмет наличия в нем признаков ритуального убийства.

Вполне возможно, что как раз этот скандал мог стать поводом к отъезду бывшего епископа Егорьевского во Псков. В депрессивном дотационном регионе, где в отдаленных храмах совершается всего 15 крещений за 8 лет, он сможет увидеть современную Россию и ее историю во всех подробностях социально-экономического кошмара.

При даровании Тихону Шевкунову митрополичьего сана бросается в глаза явное нарушение ритуала, присущего подобным мероприятиям. Ни Евсевия, ни Тихона не пригласили на заседание Синода, проходившего в Петербурге. Об изменении траектории своих церковных карьер они в буквальном смысле узнали от журналистов, да еще к тому же светских. Самого Евсевия пинком начальственного сапога отправили на покой прямо накануне его дня рождения. Даже по светским меркам, поступать так с 79-летним пожилым человеком невежливо. Во всех этих нарушениях протокола можно увидеть ритуальный след: 14 мая епископ Тихон назначается митрополитом, а 19 мая та половина страны, которая не празднует день Пионерии, отмечает 150-летие со дня рождения Николая II. Псков, как известно, для последнего российского императора стал началом конца. «Кругом предательство, трусость и обман» начались именно отсюда. Если следовать логике ритуального следа, то дальнейшая логистика митрополита Тихона вполне может выглядеть как историческая реконструкция: митрополит Царскосельский, Тобольский… А дальше – как повезет.

Как сообщает сайт Патриархии, патриарх Кирилл, напутствуя новоизбранного митрополита: «На Вас возлагается огромная ответственность — поднять Псковскую епархию, укрепить ее духовную жизнь, увеличить количество приходов, чтобы появилось новое духовенство, чтобы развивалась жизнь в Псково-Печерском монастыре». Укрепление духовной жизни, как следует ожидать, будет происходить по отработанной схеме: «Если в вашем городе еще нет исторического парка «Моя история», тогда мы идем к вам!» Это только певец и композитор Сергей Шнуров, движимый состраданием, покупает из личных средств одиноким старушкам квартиры. По-настоящему духовные люди заняты серьезным делом: строительством красочных агит-ларьков, да еще на бюджетные деньги.

2928902
Автор фотографии с сайта «Вода живая» Андрей Петров

Скорость аналитики на церковные темы зависит от количества накопленных фактов и степени их сопоставимости. За прошедшие две недели эфир попеременно заполняли две полярные социальные группы, по возрасту отстоящие друг от друга примерно на полвека и поэтому не имеющие шансов пересечься в принципе. В том и другом случае их публичная активность была опосредована религиозными символами. Сначала на площадь Сахарова в Москве вышли 15+ с иконой иже во святых отца Вконтакте и Телеграма Павла Дурова. Через неделю с крестами на всех частях тела и деталях одежды против 15+ выступили казаки с освященными нагайками. И уже через день страна в прямом эфире увидела ремейк патриарха и президента под названием «Инаугурационный молебен».

В возвышенных стенах Благовещенского собора все было солидно, как это и полагается категории 65+. Причем среди присутствующих если кто и был «Всея Руси», то это президент страны. Остальные — это князь Геленджикский, переделкинские, солнцевские (солнечногорские) и мордовские. Статусная однородность церковных иерархов, обслуживавших молебен, подозрительно выдавала в них членов дружного банного сообщества, которые тесными рядами ходят в один и тот же спецраспределитель и в одну и ту же засекреченную баню. Только этим можно объяснить не только отсутствие на молебне женщин, но даже дежурных в своей неизменной интерьерно-декоративной функции казаков.

Пути молодежи, духовенства и политических властей неожиданно пересеклись в информационном пространстве через несколько дней, когда патриарх Кирилл освятил 12 мая в Петербурге в Левашовской пустоши храм Всех святых, в земле Российской просиявших. Сайт Петербургской митрополии прямо так и передает: «Его Святейшество встречали юные воспитанники военно-патриотического клуба «Ратоборец» при Спасо-Парголовском храме, которые участвовали в строительстве храма, шлифовке его стен». Хотя в сообщении с церковного сайта и содержится явное указание на использование детского труда при строительстве храма, но попадья Кузнецова, как и полагается в таких случаях, покорно курит в сторонке. Что характерно, в стройке храма участвовали дети, а медаль за это получил вице-губернатор Петербурга Албин, который для торжественного события по случаю освящения храма выбрал дресс-код, очень сильно напоминающий костюм лыжника. Сниженный регистр дресс-кода обычно используют в том случае, если хотят засвидетельствовать близость к той социальной группе, где бытует подобная мода. Либо для предельного снижения пафоса мероприятия. Лыжный костюм Албина в этом смысле может являться скрытым посланием из серии «соборневаш» («происаакийзабудьте»).

Однако суть произошедшего действа, спешного малого освящения храма на бывшем полигоне НКВД в Левашовской пустоши, где похоронено около 47 тысяч жертв политических репрессий, все равно остается загадочной. Зачем строить и освящать малым чином храм на расстрельном полигоне, когда под боком у патриарха за один апрельский и один майский день 2018 года произошли ремейки под условным названием «1937. Можем повторить!»?

Выдаваемый церковью по случаю политических и социальных событий колокольный звон напоминает недавний клип «Цвет настроения синий», ставший саунтреком последних трех недель: держава всеми силами косит под Шнура, а получается один Киркоров в синем парике.

21 апреля 2018

Поп пошел на дело

По количеству абсурдных новостей из церковной среды можно заподозрить скрытое соперничество между Петербургом и Москвой. Не успел подвыпивший батюшка спеть на патриаршем подворье «Мурку», как в Петербурге в педагогическом университете Герцена состоялась международная научная конференция «Идеологическое и духовное противостояние деструктивной культуре» с участием протоиерея Александра Пелина. Человек, некогда сбивший с бомжом Васей горельеф Мефистофеля с дома на Лахтинской улице и потом рассылавший от своего имени анонимки с обвинениями во всем случившемся директора Исаакия Н. Бурова, на этот раз представил доклад, посвященный «методам медиации религиозной ситуации». Сайт Петербургской митрополии любезно поясняет суть: «христианская медиация — это процесс примирения для урегулирования ситуаций, решения споров внесудебным образом, основываясь на библейском подходе. Медиация поощряет разумное сотрудничество. Метод разработан с учетом русской культуры, а не принят целиком как западный образец. Православный медиатор может указать на нравственный аспект ситуации, использовать сокровищницу Священного Писания и Священного предания». Именно здесь, по закону жанра, уместно вспомнить, как христианский медиатор в прошлом году использовал «сокровищницу Священного писания» в полемике с директором Эрмитажа М. Пиотровским: «Вообще Михаилу Борисовичу, если он ратует за Исаакиевский собор как за исторический памятник, может быть, имеет смысл больше заниматься историческими традициями Эрмитажа как одного из лучших музеев мира, а не устраивать там провокационные выставки, подобные выставке Яна Фабра? Может, стоит озаботиться этим. На конференции в педагогическом вузе присутствовал другой христианский медиатор, дьякон В. Василик. Подобно комете, он осчастливил всех мудрым предостережением, что хулителям (познерам, быковым, вишневским и резникам) власти будет уготовано место у параши, и надолго исчез из эфира.

В последнем случае христианская медиация с опорой на сокровищницу Священного писания предстала во красе. Кроме того, что «христианская медиация» в исполнении мордовских – это очередной абырвалг, обращает на себя внимание и странное сочетание «деструктивная культура». Такое сочетание могло возникнуть лет сто назад в лексиконе самоуверенных колонизаторов по отношению к презренным покоренным туземцам, но никак не позднее, когда для всех стало очевидно, что противопоставление «развитых культур» и «низших» логически выливается в дискурс, у кого нос правильной формы, а у кого не тот разрез глаз или неправильная вера. Ученые давно отказались от сортировки культур на высшие и низшие, поскольку давно стало очевидно, что культура какого-нибудь племени в Австралии может быть намного сложнее и утонченнее, чем, например, способы поведения в приватном и публичном пространстве митрополита Варсонофия. Термин «деструктивная культура» — это смесь лженауки с антикультистским неврозом Дворкина, помноженная на топот НКВД-шных сапог. Впрочем, у нового явления под названием «христианский медиатор» (церковный решала) должно быть хоть какое-никакое научное обоснование.

Другой способ решения острых социальных проблем изобрела редактор православного сайта «Правмир» Анна Данилова. В давно забытом жанре открытого письма она вдруг предложила главному редактору Russia Today Маргарите Симоньян совместно решать проблемы, связанные с угрозой обществу от некомпетентных действий властей, например, в случае запрета на импорт американских лекарств. Вроде бы прекрасный порыв души, который, как оказывается, может быть свойственен даже православным журналистам, но здесь настораживает другое: долгие годы «Правмир» был гламурным цветастым изданием, в котором три журналистки на золотых поводках исполняли в разных вариациях произведение на одну и ту же тему: «Церковная жизнь стала лучше, веселей». В закромах редакции православного портала хранятся тонны писем от забитых и униженных местными архиереями священников: голодающих, вышибаемых с прихода, обворованных той самой церковной властью, которую «Правмир» усердно воспевает. Самое простое, что могла бы сделать Анна Данилова, это описать систему взяток и круговорот конвертов, в каждом из которых меньше пятидесяти тысяч рублей никогда не бывает, свойственную какой-нибудь епархии. Для начала можно было бы изучить теневые взаимодействия церковного начальства со своими подчиненными на примере хотя бы Петербургской епархии. Редакция боголюбивого портала «Правмир» может возразить, что исследовать церковную коррупцию и мафиозность как организующий принцип епархиальной системы, не женское это дело. Но если церковные проблемы все время затыкать единственным на всю страну церковным либералом протоиереем Георгием Митрофановым, то рано или поздно писать открытые письма придется уже не к Маргарите Симоньян, а к Папе Римскому. Как известно, в религиозной системе взглядов большое место уделяется трудовой этике, которая в упрошенном виде звучит как «каждый должен заниматься своим делом». Когда же педагогический университет превращается в трибуну для церковной лженауки, архиереи https://t.me/pop_digest/846>промышляют вымогательством, а церковные журналисты мечтают о симфонии с Russia Today, тогда информационное пространство разбавляется всего двумя видами взаимодополняемых по тематике новостей: либо пьяный священник на бис исполняет «Мурку», либо трезвый священник в здравом уме и твердой памяти на полном серьезе совершает пасхальную службу в храме Николая-чудотворца на крейсере «Автора».

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире