14:38 , 14 июня 2020

Голосование 1 июля: что это и как себя вести?

«Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», — именно так официально называется плебисцитарная процедура, которая предстоит россиянам 1 июля 2020 года. 

«Первичным» законодательным основанием для этой процедуры является не глава 9 Конституции России, а статья 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», на основании которой подзаконные нормативные акты были изданы Президентом РФ и Центральной Избирательной Комиссией.

Базовым «процедурным» документом по вопросу является не федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан, а Постановление ЦИК РФ от 20.03.2020г.№ 244/1807-7 в редакции Постановления от 02.06.2020 №250/1840-7, определяющее порядок проведения голосования и права и обязанности участников голосования и субъектов, участвующих в организации и проведении голосования.

То есть, в данном случае мы имеем дело с условной диспозицией в законе о поправке в конституцию РФ в виде пребисцитарной процедуры (без соблюдения которой поправки в конституцию не вступят в силу) и актом делегированного законотворчества государственного органа, наделяющего органы государственной власти и местного самоуправления, а также другие государственные органы особыми правами и обязанностями в связи с проведением указанного голосования.  

Про условные диспозиции в конституционном праве особых исследовательских работ найти не удалось, но исследователям будущего можно только отметить, что ситуация отличается от ситуации 1993 года с принятием новой конституции Всенародным голосованием 12 декабря: если тот правовой порядок создавался на «чистой легитимности», то происходящее в настоящее время можно назвать своеобразным «украшением заповеди»: введением на законодательном уровне дополнительной процедуры к уже предусмотренной законом.

В-общем, на теоретическом уровне ещё предстоит ответить на вопрос, в каком именно виде можно «украшать заповеди» в конституционном праве и где граница между введением дополнительных процедур и умалением полномочий органов государственной власти, пусть даже и решением самих этих органов государственной власти. Ведь ничто не мешает в таком случае на законодательном уровне ввести в качестве условной диспозиции, скажем, жребий или гадание Дельфийского оракула, или решение Священного Синода, или ещё какую-нибудь процедуру, при которой будет отрицаться экспертный характер парламента как квалифицированного представителя народа.

Вернёмся к реализации положений этой условной диспозиции гражданами. Из существующего нормативного регулирования можно вывести 5 вариантов возможного поведения граждан по отношению к Общероссийскому голосованию: 

1) Неучастие в Общероссийском голосовании;

2) Участие в голосовании с голосованием «да»;

3) Участие в голосовании с голосованием «нет»;

4) Участие в голосовании с «порчей» бюллетеня;

5) Участие в голосовании с выносом бюллетеня из избирательного участка.

Рассмотрим каждый из вариантов поведения подробнее:

1) Неучастие в Общероссийском голосовании

Участие в Общероссийском голосовании не является обязательным для граждан, то есть у граждан есть право как участвовать, так и не участвовать в голосовании. Понуждение к участию или неучастию в Общероссийском голосовании не допускается и уголовно наказуемо (статья 141 УК РФ). Вместе с тем, указанное поведение могло бы иметь правовые последствия только в случае, если бы в Общероссийском голосовании не принял участие ни один избиратель, что даже теоретически невозможно, либо в случае, если бы в базовом законе, на основании которого проводится голосование, существовал бы минимальный порог явки избирателей. В данном случае обе ситуации исключены: голосование уже стартовало, а минимального порога явки нет. Для подведения итогов голосования имеют правовое значение голоса только тех граждан, которые приняли участие в голосовании.

2) Участие в Общероссийском голосовании с голосованием «да»

Тут всё понятно — голос гражданина, отдающийся за вариант «да», суммируется с остальными такими же голосами и учитывается в итоговой графе протокола «да». Если таких голосов будет более половины от числа граждан, принявших участие в голосовании, решение об одобрении поправок в конституцию будет считаться принятым.

3) Участие в Общероссийском голосовании с голосованием «нет» и 4) Участие в Общероссийском голосовании с «порчей» бюллетеня голосования.

При кажущемся различии в поведении избирателя — голосование «нет» или «порча» бюллетеня (проставление отметок напротив «да» и «нет» или непроставление отметок) фактически являются равнозначным с правовой точки зрения поведением. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о поправке к Конституции, «если за изменения в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 настоящего Закона, проголосовало менее половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании, такие изменения не считаются одобренными и статья 1 настоящего Закона не вступает в силу.» То есть, для одобрения изменений в конституцию правовое значение имеет только голосование «за» и таких голосов должно быть более половины от числа явившихся на избирательные участки.

5) Участие в Общероссийском голосовании с выносом бюллетеня из избирательного участка.

Вынос бюллетеня из избирательного участка, оставление его «на память», также является одним из прав гражданина, не запрещённых законом, на каждых выборах такое «право» реализуют тысячи человек. Однако, стоит учитывать правовые последствия реализации этого «права». Вопреки кажущемуся приплюсовыванию «вынесенных» бюллетеней к бюллетеням «нет» или испорченным, выводимому из буквального толкования вышепроцитированных положений части 5 статьи 3 закона о поправке к Конституции, дело не так: эти бюллетени не учитываются при подсчёте.

Пункт 12.12 Порядка Общероссийского голосования, утверждённого ЦИК РФ, содержит дополнение к норме закона о поправке к конституции: «Число (количество) участников голосования (граждан Российской Федерации), принявших участие в общероссийском голосовании, определяется по числу (количеству) бюллетеней для голосования в ящиках для голосования.»

Таким образом, все вынесенные избирателями и утраченные по иным причинам бюллетени не будут учитываться при подведении итогов голосования: итоги будут определяться не по числу принявших участие в голосовании граждан, а по числу обнаруженных в ящиках бюллетеней, из которых уже будут выделяться голоса «да», «нет» и испорченные бюллетени. То есть, поведение избирателя, принявшего участие в голосовании, по выносу бюллетеня, тоже не будет считаться правовым, так как фактически никак не повлияет на итоги голосования, так как большинство в 50 процентов от числа принявших участие в голосовании будет определяться не по числу полученных бюллетеней, а по числу обнаруженных в ящиках голосования.

Выводы:

1) Необходимо и дальше исследовать условные диспозиции в конституционном праве, в том числе основания их возникновения, связь с иными институтами конституционного права, возможность самоограничения законодателя при помощи введения и реализации условных диспозиций дополнительных к существующим законодательным институтам;

2) Юридически значимыми вариантами поведения избирателя при проведении Общероссийского голосования будут участие в голосование с голосованием «да», участие в голосовании с голосованием «нет», участие в голосовании с «порчей» бюллетеня для голосования.

3) Юридически незначимыми вариантами поведения избирателя при проведении Общероссийского голосования будут неучастие в Общероссийском голосовании либо участие в Общероссийском голосовании с выносом бюллетеня с участка для голосования.

Статья написана автором в личном качестве и не является официальной позицией Избирательной комиссии Калининградской области.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире