12:15 , 30 мая 2019

Матвиенко и сенаторство: правовые аспекты

Много копий уже сломано по вопросу о том, каким именно образом должны быть прекращены или возобновлены полномочия Валентины Матвиенко на посту Председателя Совета Федерации. Так как до сих пор не появилось ничего с правовым анализом этого процесса, то немного опишу процедуру.

Итак, общеизвестно, что Председателем Совета Федерации может быть только член Совета Федерации, тут всё понятно. Сенаторы (назовём их для удобства так) бывают трёх видов: первые (по одному от региона) назначаются парламентами субъектов федерации из числа депутатов, вторые  (также по одному) — губернаторами из числа трёх кандидатур, представленных при регистрации, третьи (до 17 человек) — Президентом России по своему усмотрению. Но третьи пока не назначались, но этот вариант также нельзя сбрасывать со счетов.

Итак, в настоящее время В.И.Матвиенко является сенатором от губернатора Санкт-Петербурга. Соответственно, её полномочия прекращаются в день вступления в должность нового губернатора после выборов 8 сентября, так как полномочия губернатора Полтавченко были прекращены. Практика исходит из того, что прямо в день вступления в должность избранный губернатор издаёт указ о назначении нового или «нового-старого» сенатора.

При этом кандидатура сенатора должна выбираться вновь избранным губернатором из числа тех трёх кандидатур, которые он представлял в избирательную комиссию при подаче документов на регистрацию. То есть, этот этап состоится не в июне, когда будет опубликовано решение о назначении выборов и состоится процесс выдвижения кандидатов, а только в конце июля, когда уже будут собраны все подписи и документы будут сдаваться собственно на регистрацию.

Более того, практика допускает также замену представленных кандидатур кандидатом в губернаторы уже после представления документов на регистрацию, как было, например, в 2015 году в Калининградской области, когда кандидатура Кретова была заменена на бывшего главу РЖД Якунина (но губернатором всё равно был назначен в Совфед сенатор Ткач), поэтому попадание или непопадание в «шорт лист» даже в конце июля ни о чём не говорит. 

Более того, так как В.И.Матвиенко имеет опыт работы сенатором и (как второе альтернативное основание) допломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла, то она не связана существующим для кандидатур в сенаторы «цензом оседлости» в делегирующем регионе, а потому может быть включена в список кандидатур на любых других из проходящих 8 сентября губернаторских выборах.

Избрание В.И. сенатором от какого-либо парламента субъекта я исключаю, так как это потребует значительного количества действий: выдвижения и участия в депутатской кампании, сложение мандата в Совфеде и начало полномочий в парламенте субъекта, тайное голосование в парламенте и новое назначение в Совфед.

Но нельзя исключать и «распечатывание» президентской квоты в Совете Федерации, а именно — назначение её сенатором в числе тех 17 человек, которые назначает Президент России. В таком случае её срок полномочий как сенатора и вовсе может быть до 2030 года, так как распространяется на срок полномочий назначившего Президента и первый срок полномочий последующего.

Поэтому размышления в некоторых СМИ и телеграмм-каналах о том, что те или иные решения должны произойти уже в начале июня этого года, не в полной мере соответствуют порядку формирования Совета Федерации.

Публикация написана автором в личном качестве и не является официальной позицией Избирательной комиссии Калининградской области.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире