Так называемая «перестройка» подорвала народное хозяйство СССР, которое вдруг стало капиталистическим. Эта участь не минула и ЖКХ…

При Советской власти основная часть жилищного фонда страны составляла общенародное достояние (ст. 11 Конституции СССР) и, соответственно, находилась она под государственным управлением. А теперь эта отрасль состоит преимущественно из частных предприятий.

Государство влиять на экономическую политику таких предприятий не в состоянии. И если бы глава Российской Федерации Владимир Путин это понимал, он едва ли стал бы просить руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева проверить тарифы в ЖКХ.

Но г-н Артемьев заверил Путина в том, что «дыры в законе закрыты, а многолетняя история, позволявшая муниципалитетам и регионам завышать тарифы, завершена».

Если бы эта история действительно была завершена, люди не стали бы жаловаться на повышение тарифов, — парировал Путин.

В ЖКХ много проблем. В т. ч. глобальная проблема обращения твёрдых бытовых отходов (ТБО). Да, бытовые отходы переименовали в коммунальные, страна перешла на «новую систему обращения ТБО», а потребители услуги «вывоз ТБО» стали оплачивать её отдельной строкой счёт-фактуры. Но на существующий «порядок» обращения ТБО всё это практически никак не повлияло…

О естественных монополиях. При Советской власти они обеспечивали промышленность и социальную сферу электрической и тепловой энергией, газом и прочими коммунальными ресурсами, не имея особой заинтересованности в повышении тарифов. Теперь же ресурсоснабжающие организации (РСО) наживаются на потребителях, поставляя им коммунальные ресурсы по неоправданно высоким тарифам.

Есть проблемы и с так называемым «общим имуществом», имеющимся в многоквартирных домах (МКД): бремя его содержания государство переложило на собственников жилых и нежилых помещений .

О конкуренции в сфере обслуживания МКД. Ограничений для неё в этой сфере не должно быть. Но они есть, потому что практически весь жилищный фонд распределён между частными управляющими компаниями…

ЖКХ в целом, как, впрочем, и другие отрасли капиталистического хозяйства России превратилось в плацдарм для бизнеса, что в полной мере соответствует внутренней политике РФ.

Считая своим долгом поддерживать бизнес, государство не особо заморачивается защитой бесполезных, с его точки зрения, потребителей жилищных услуг и коммунальных ресурсов.

Как я думаю, проблематика ЖКХ вполне заслуживает обсуждения в рамках Дискуссионного клуба, работу которого региональная (Татарстан) общественная организация – правозащитный центр «Андурский и партнёры» возобновила после 10-летнего перерыва.

Заметим, что темой предыдущего обсуждения послужило неисполнение федеральным правительством Постановления Верховного Совета РФ №3020-1 от 27 декабря 1991 года. Это обусловило массу проблем. Но республиканское (Татарстан) Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства интереса к этой теме, по-видимому, не проявило. Во всяком случае участия в соответствующем обсуждении оно не приняло.

1 августа 2019 г. на мою — руководителя Правозащитного центра электронную почту поступило письмо за подписью заместителя министра И. Н. Насырова.

Замминистра пояснил причину неучастия Минстроя в предыдущем обсуждении: оно, видите ли, было занято подготовкой к чемпионату мира по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс».

В перечень национального первенства была включена компетенция «Управление МКД» и это не может не радовать, потому что с управлением МКД в стране есть проблемы. Однако эти проблемы возникли в виду неисполнения федеральным правительством упомянутого Постановления Верховного Совета.

Политическое руководство Татарстана идею Дискуссионного клуба не поддержало. Тем не менее, заседания этого Клуба Правозащитный центр проводит (при поддержке Общественной палаты Татарстана).

Но, если Дискуссионный клуб не заинтересовал республиканское руководство, то почему перспектива обсуждения проблематики ЖКХ должна заинтересовать республиканский Минстрой?

Между прочим, с руководителем названного ведомства автор этих строк ещё в 2003 году заключил соглашение о сотрудничестве. Его подписал тогдашний руководителем отрасли М. Ш. Хуснуллин. Впрочем, это соглашение ещё ни разу не сработало. И при такой внутренней политике президента Татарстана это едва ли когда-нибудь произойдёт…



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире