Когда в нашей стране решили праздновать День народного единства, то, в общем-то, было понятно, что это просто компенсация упраздненного выходного — 7 ноября. Но у нового праздника уже появились свои сторонники и противники, с ним связаны скандальные националистические марши – их запреты и разрешения, он уже становится важным событием начала ноября. Так что же мы в этот день отмечаем?

Мы отмечаем победу, одержанную в 1612 году ополчением Минина и Пожарского, которые смогли разбить поляков и занять большую часть города. Польский гарнизон укрылся в Кремле, но вскоре окончательно капитулировал. Правда, победу ополченцы одержали 22 октября по юлианскому календарю, и, следовательно, в XVII веке по григорианскому календарю это было 1 ноября. Получается, что в какой-то мере 4 ноября сегодня празднуется день Казанской божьей матери, который церковь отмечает 22 октября по старому стилю, а значит — 4 ноября по-новому.

Разобраться в хронологической путанице нелегко, но это, наверное, не самый главный вопрос, который стоит обсуждать в такой день. Почему он называется Днем народного единства? Очевидно потому, что нижегородский купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали ополчение, куда вошли люди со «всей земли Русской». Но точно ли это было единство? Почему тогда распалось Первое ополчение? Почему казаки убили одного из вождей дворянских отрядов Прокопия Ляпунова? Почему уже те, кто пришли с Мининым и Пожарским, не хотели даже стоять лагерем рядом с казаками?

Да и вообще, точно ли народное единство возникает только в том случае, когда надо с кем-то воевать? В Смутное время единство земли Русской безусловно было, но в чем оно заключалось? В течение нескольких лет в Московском царстве кто-то все время объединялся – чтобы воевать, и далеко не только с поляками. Войска Лжедмитрия шли против Годунова, Василий Шуйский собрал московских людей, чтобы свергнуть и убить Лжедмитрия I, Лжедмитрий II, «Тушинский вор», с помощью поляков пытался занять трон, а Иван Болотников объединил и казаков, и служилых людей, и крестьян – и пошел свергать Шуйского и защищать «царя Дмитрия» — не то убитого Лжедмитрия I, не то польского ставленника Лжедмитрия II. Все это проявления единства – или раздора?

А может быть единство ярче проявилось не в военных действиях, а в гражданских? Земские соборы, игравшие огромную роль в Смутное время – может быть это как раз то единство, которого так не хватало на Руси? Единство представителей всей страны, решающих государственные вопросы?

Смотрим!

Оригинал



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире