16:04 , 05 августа 2013

Зачем нужна фундаментальная наука

Стремительный «блицкриг» Правительства по реформированию РАН с неожиданной остротой поставил в обществе вопрос: «Для чего нужна наука, если и так в жизни всё понятно»? За этим «пониманием жизни» как раз и стоит колоссальная работа, которую производит фундаментальная наука, создавая объективную картину окружающего мира.

В государстве российском фундаментальная наука как феномен существовала с древности. Иван III нуждался в науках для описания своей неуклонно расширявшейся державы и для познания внешнего мира. В 1474 г. появилась рукопись тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» о путешествии в Индию. Иван IV Грозный был одним из самых образованных людей своего времени. Он унаследовал огромную библиотеку византийской династии Палеологов, в которую входили рукописи древних авторов, в том числе – фундаментальная энциклопедия знаний о мире – труды Аристотеля.

Из всех правителей того времени, только недалёкий сын Ивана Грозного – набожный Фёдор Иоаннович, имея возможность пользоваться плодами фундаментальной науки, пренебрегал ею, чрезмерно предаваясь чтению религиозных текстов и исполнению обрядов. В результате династия Рюриковичей пала, а великое государство Российское было растерзано в ходе столкновений Смутного времени.

Династия Романовых, управлявшая мировой империей, не имела права пренебрегать фундаментальной наукой, обеспечивавшей выживание страны. Алексей Михайлович владел самыми передовыми по тем временам знаниями о мире, полученными в процессе воспитания и обучения.  С 11 лет у него для чтения были книги «Лексикон» (прообраз энциклопедии),  и «Грамматика», «Космография» Меркатора.

Объективные знания об окружающем мире позволили России, едва преодолевшей разруху Смутного времени, добиться первых успехов по налаживанию жизнедеятельности: продолжилось освоение Сибири, закладывались новые города и поселения, была открыта первая почтовая линия с Европой, начато строительство военных кораблей. Наследником Алексея Михайловича – Петром, развивающаяся фундаментальная наука была лишь институциализирована в форме Академии, заимствованной на западе.

Если бы это была чуждая русскому духу и традициям структура, просуществовала ли она до наших дней? Очевидно, что нет. Польза от учреждения института фундаментальной науки сказалась незамедлительно. Российский социальный организм, получив возможность ориентации во времени и пространстве (была написана история и открыта «навигацкая школа») стал уверенно двигаться вперёд. Были достигнуты значительные успехи на международной арене, начала развиваться промышленность, сформировалась мощная армия и военно-морской флот.

Правильность институциализации фундаментальной науки в форме Академии была подтверждена в ходе масштабных социальных преобразований – в процессе строительства СССР Академия не только не была упразднена, как «пережиток царизма», но и получила дальнейшее развитие, превратившись в мощнейшую АН СССР, которая предопределила победу СССР в Великой Отечественной войне и восстановление потенциала страны в послевоенный период.

Академия наук, благодаря своей автономности в принятии управленческих решений создала жемчужину – сеть академических институтов, специализация которых охватывает весь спектр областей современной науки, что позволяет получить все необходимые для развития страны знания. Поэтому, необходимо сохранить РАН в прежнем виде – то есть, как независимый субъект, осуществляющий фундаментальные и поисковые исследования и самостоятельно, через свои региональные отделения и научные центры, организующий деятельность уникальной сети академических институтов. РАН – это последний бастион свободной мысли, творчества и демократии, разрушение которого окончательно закрепит итоги 25-летнего периода упадка и деградации страны, перечеркнёт все надежды на национальное возрождение России в будущем.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире