echosport

Эхо-спорт

17 сентября 2018

F

Наш корреспондент Марина Максимова только вернулась из Туркмении с автогонки, которая проходила по пустыне Каракум. Из-за непростой ситуации с интернетом в этой стране, видео выкладываем только сейчас.

В Нью-Йорке уже играются первые матчи Открытого Чемпионата США по теннису – заключительного в этом году турнира Большого Шлема. Смена поколений и элит затянулась. Среднее поколение словно растворилось, молодежь слишком слаба, чтобы сместить стареющих ветеранов, которые продолжают играть и, что главное выигрывать. Это касается и мужской и женской сетки.

У женщин в поисках себя пребывают, вернувшиеся после вынужденного отпуска 34-летняя Серена Уильямс и Мария Шарапова, которой исполнился 31 год. Маша выиграла один турнир WTA, но не своего масштаба. Серена была близка к триумфу на Уимблдоне, но в финале неожиданно легко сдалась совсем не юной немке Анжелике Кербер. Ей тоже за 30. В этом году все три турнира Большого шлема выиграли разные теннисистки – Кербер, Каролин Возняцки из Дании и румынка Симона Халеп, а в прошлом году были еще Слоан Стивенс и Гарбинье Мугуруса. Первая ракетка мира меняется чуть ли не каждую неделю и даже на горизонте пока не видно ту, которая сможет, как говорят в боксе «собрать пояса». Все они фигурируют у букмеукеров, как фавориты, но разброс коэффициентов невелик. Это значит, что и специалисты не могут определиться с выбором. Выше других стоят Халеп и Серена, а в Шарапову они не верят.

У мужчин на полкорпуса впереди остальных Рафаэль Надаль, но он тоже далеко не юн, равно как Новак Джокович, который снова карабкается к вершине и уж тем более, 37-летний швейцарец Роджер Федерер. Именно этих двоих, а вовсе не испанца, букмекеры считают наиболее реальными претендентами. То, что Федерер выигрывает большие титулы в своем возрасте тоже является доказательством старения тенниса. Заменить лидеров сейчас некем. Масштаб фигур не тот. Что ж говорить, если один из сегодняшних топовых матчей. претендует скорее на турнир ветеранов. Наша Светлана Кузнецова играет со старшей Уильямс — Винус. На двоих дамам 71 год и они до сих пор лучше многих.

Из россиян, по традиции упоминают Шарапову, хотя сейчас в рейтинге выше стоит Дарья Касаткина, которая занимает 11 место. У мужчин неплохой сезон проведит Карен Хачанов, но неясно, сможет ли он прогрессировать и в дальнейшем. Пока его возможностей может хватить разве что для четвертьфинала. Судя по всему, мы следим за праздником со стороны. Во всяком случае, за его самой главной частью.

Махачкалинский Анжи может прекратить существование. От золотого века «эпохи Керимова», когда на Каспийск-Арене играли Роберто Карлос и Самуэль Это О, через годы экономии и черную полосу главного богача Дагестана до теперешней безнадеги. Будет очень печально, если Анжи не закончит чемпионат, тем более, что такого не бывало даже в нищие девяностые.

Как это не парадоксально, в создавшейся ситуации прежде всего виновата Премьер-Линга и Российский футбольный союз, которые с учетом всех проблем могли этого не допустить. Прежде всего, непонятно кто вообще разрешил Анжи вернуться в Премьер-Лигу. Клуб проиграл стыковые матч Енисею и должен был отправиться в ФНЛ, однако после банкротства пермского Амкара, образовалась вакансия и Анжи, что называется, подсуетился. Амкар объявил о своей кончине в конце июня, а зарплату в Анжи не платили в апреле. Все об этом, естественно, знали. Вопрос, куда смотрел комитет по лицензированию РФС остается не просто открытым, а вопиющим. Выходит, что к делу подошли формально, слова о светлом будущем приняли за реальные векселя и гарантии спонсоров, а это значит, что придется делить ответственность с прожектерами из Анжи, которые были уверены, что спонсоры будут стоять в очереди, как только узнают, что команда остается в Премьер Лиги.

Потрясающая деталь. Оказывается, материалы для лицензирования принимают по состоянию на конец прошлого года. А почему не позапрошлого, например? Или того времени, когда в Анжи играла половина сборной России?

В конце 2017 года в Дагестане сменилось руководство, и  новое относится к вопросу совершенно иначе, чем прежнее, справедливо полагая, что спасение нищающих богачей – дело рук самих нищающих богачей. Именно поэтому руководству Анжи и отказали в 300 миллионах рублях, что по большому счету и привело к создавшейся ситуации.

Как тут не вспомнить опыт заокеанских Лиг, принимающих в свой состав клубы, на которые ходит не менее определенного количества болельщиков. Матчи Анжи в прошлом году в среднем посещало чуть больше 6 тысяч человек. Это худший показатель в Лиге. Кому нужны такие команды в других городах, если они никому не нужны у себя дома. Для кого они существуют? Я уж не говорю о том, что это сборы – это серьезная статья бюджета, но руководители клубов добывают деньги в других местах, слоняясь по кабинетам. Так, видимо, проще. А ведь чемпионат мира показал. Люди пойдут на трибуны, если игроки на поле будут биться за каждого зрителя и в том числе за принесенную им тысячу рублей. Тогда и вероятность банкротства будет гораздо меньшею, ведь при полном стадионе Анжи мог заработать около 400 миллионов только на одних билетах.

Однако при этом остаются эксперты, которые считают, что Лигу надо не сократить во избежание подобных казусов, а расширить до 18 команд. Оглянитесь вокруг! После прошлого сезона в трубу вылетели Тосно и Амкар, сейчас за ними может последовать Анжи. Где вы видели 18 команд, готовых наскрести хотя бы миллиард рублей в год?? Хватит плодить иждивенцев! Менеджеры клубов должны учится зарабатывать, а не клянчить, уж простите за такое слово.

Ралли-марафон «Шелковый путь — 2018» оставил смешанные впечатления. С одной стороны – разочарование, так как отмена китайской части маршрута не только сократила «марафон» с двух недель до одной, но и лишила гонку знаменитых песков пустыни Такла-Макан. А какие бы там были сражения экипажей на скорость, стойкость и выносливость, да что уж там говорить — храбрость! Переброска участников ралли транспортными самолетами АН-124 «Руслан» из Китая в Россию, объявленная руководителем гонки и заодно команды «КАМАЗ-мастер» Владимиром Чагиным, поражала воображение. А так, за три, кажется, недели до старта появилось ощущение, что сказка так и осталась сказкой, а не былью. Сложнее пришлось участникам, которые заранее покупали авиабилеты, бронировали гостиницы, продумывали всю логистику. Объявлено было, что отказаться от формата пришлось из-за ремонта аэропорта в китайском городе Урумчи, который не смог бы обеспечить необходимое количество вылетов больших транспортных самолетов. Была ли там еще какая-то причина, мы никогда не узнаем. Но, в любом случае, осадок остался. Заявлено, конечно, что китайская часть будет в сентябре, но вот поедет ли кто-либо из участников первой половины ралли в Китай – очень большой вопрос. Сомнения появляются, в том числе, глядя на календарь гонок. На сентябрь приходятся: этап Кубка мира по ралли-рейдам в Польше; новая гонка в Туркмении, которую готовит организатор «Африки Эко Рейс» знаменитый французский гонщик Жан-Луи Шлессер, туда, по предварительным данным едут команды «КАМАЗ-мастер» и белорусы «МАЗ-СПОРТавто», которые воспринимают эту гонку как подготовку перед «Дакаром»; наконец, во второй половине сентября пройдет этап Российского чемпионата по ралли-рейдам — баха Крым, и тем, кто бьется за подиум и кому нужно набирать очки, эта гонка важна. Как в такой ситуации найти время, деньги и силы отправитmся в Китай, не очень понятно.

С другой стороны, несмотря на отсутствие китайской части, марафон оказался сложным и богатым на различные, в том числе непредвиденные события, что, безусловно, подогревало интерес болельщиков и повышало соревновательную составляющую. Следить за развитием событий и перемещением экипажей по турнирной таблице было действительно интересно. Конечно, порадовал состав участников, на «Шелковый путь» приехали такие знаменитости, как обладатель Кубка мира по ралли-рейдам, двукратный победитель «Дакара» катарец Нассер Аль-Атия, победитель «Дакара» испанец Нани Рома, британец Гарри Хант на знаменитой багги Pegeout 3008 Dakar, победитель «Африки Эко Рейс» француз Матье Серрадори. Организация заслуживает отдельной похвалы. Участники говорили в интервью, что очень довольны, причем, как пилоты, так и механики и другие члены команд. Журналистам (могу сказать за себя) жаловаться точно не на что – от питания до пресс-релизов и даже текстовый LIVE гонки, организованный в специальной группе в Whatsapp сильно облегчал жизнь, особенно в условиях не слишком хорошего сигнала. Все оперативно, все толково. Есть претензии к тому, что далеко не все участники попадали в объективы официальных (организаторских) объективов, ведь важен каждый гонщик, а не только топы (хотя я по-человечески понимаю организаторов, ведь именно топы привлекают зрителей и спонсоров). Двойственное чувство оставил скандал с белорусской командой «МАЗ-СПОРТавто», которая после нескольких первых спецучастков в полном составе (четыре гоночных грузовика и машины «ассистанс») покинула гонку. Информация на этот счет приходила противоречивая, белорусы обвиняли организаторов в нечестном поведении, а руководитель «Шелкового пути» Владимир Чагин говорил о необъективных высказываниях и уверял, что марафон «всегда соответствовал стандартам FIA, и уважает правила честной этики, за чем строго следят международные спортивные комиссары и руководство ралли».

Если громкие имена участников ралли-марафона ласкали слух и радовали сердце, то вот общее количество приехавших экипажей удручало. Для сравнения, на бахе Арагон в Испании (этап Кубка мира по ралли-рейдам), которая проходила параллельно, были заявлены 230 участников — планка, которая для «Шелкового пути» оказалась не достижима. Хотя, конечно, здесь можно говорить о том, что европейским командам гораздо проще и дешевле приехать на гонку в Испанию, чем гнать автовозы с гоночными машинами, да и всю команду в Россию.

Наконец, очень порадовали российские участники. В такой (неожиданно сложной, с моей точки зрения) гонке они показали себя достойно. Во-первых, команда «ГАЗ Рейд Спорт», которая разрослась за это время и выступала на соревнованиях семью машинами. Это еще несколько лет назад зрители со скепсисом смотрели на «гоночные маршрутки», а теперь они не просто бьются наравне с остальными, но и выбиваются в лидеры.

Порадовал российских болельщиков женский экипаж в составе Марии Опариной и Таисии Штаневой. В отличие от соперников, гонщицы из Санкт-Петербурга не только ехали быстро, но и сберегли технику – это и послужило залогом успеха – второй раз они стали победительницами «Шелкового пути» в зачете Т3. Хотя еще за один день до финиша сама Мария была осторожна в оценках.

Ну а победителем «Шелкового пути» стал гонщик из Саудовской Аравии Язид Аль-Раджи на MINI из команды X-raid. Катарец Нассер Аль-Атия, который был фаворитом гонки, столкнулся со множеством технических проблем, полностью починить автомобиль его команде удалось лишь фактически перед последним этапом из Липецка в Москву, он показал второй результат, причем отставание от лидера превысило один час. На третьем месте – французско-бельгийский экипаж Матье Серрадори, который также не избежал поломок, на одном из этапов гонщикам пришлось провести несколько часов на трассе, пытаясь устранить технические проблемы. Именно этот инцидент поставил крест на их шансах занять второе место, ну а на первом спецучастке они не рассчитали количество топлива, и на финиш их отбуксировали. Пенализацию в 100 часов за сход на первом спецучастке получил еще один гонщик, который претендовал на то, чтобы завершить гонку в топ-5 – испанец Нани Рома. Не смогла завершить гонку из-за возникших проблем с двигателем российская мотогонщица Анастасия Нифонтова, которая первый раз принимала участие в таких гонках на автомобиле Toyota в зачете Т2, и до момента схода лидировала в своей категории. Стоит отметить, что в рамках «Шелкового пути» проходил этап Чемпионата России по ралли-рейдам. В нем, в том числе, принимал участие экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова, который только что вернулся из Испании, где стал победителем этапа Кубка мира. Однако россияне перевернулись на трассе через крышу, сами гонщики в порядке, а машина получила серьезные повреждения, которые не позволили продолжить гонку. Ну и, наконец, впервые в Российском чемпионате в абсолютном зачете победителями стали экипажи на автомобилях ГАЗ.

Ралли-марафон «Шелковый путь» 2018 перевалил через экватор, в среду стартовал пятый этап гонки. Путь гонщиков лежал из Астрахани в Волгоград. Всего 420 километров, из них 366 километров боевых. К участникам «Шелкового пути» присоединились экипажи, которые едут в Чемпионате России по ралли-рейдам. Участников стало больше, а проблемы и трудности остались. Причем, проблемы в том числе и у гонщиков, которые считаются фаворитами соревнований. А, ведь, перед началом марафона многие говорили, что гонка не будет очень сложной. Однако технические проблемы продолжают преследовать обладателя Кубка мира катарца Нассера Аль-Аттию на Toyota. Ему так и не смогли починить задний привод.

Лучший результат на этапе показал испанец, победитель Дакара Нанни Рома на BMW MINI. Эта победа может стать лишь частичной компенсацией за первый этап, на котором испанец сошел и получил пенализацию в 100 часов, так что за победу на марафоне он не борется.

Нельзя назвать удачным сегодняшний день для победителя прошлого этапа француза Матье Серрадори и его штурмана Фабьяна Луркана на багги. На последнем отрезке, на котором было много грязи и больших луж, на их машине перестали работать дворники, им пришлось несколько раз останавливаться, чтобы очищать лобовое стекло. А, вот, накануне они праздновали победу, видео они записали специально для «Эха Москвы».

Среди тех, кто присоединился к участникам «Шелкового пути» есть ряд интересных участников. Во-первых, это экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова на BMW MINI они приехали в Астрахань сразу после победы на этапе Кубка мира по ралли-рейдам в Испании. Так как согласно регламенту, участники Чемпионата России стартуют после экипажей, заявленных в «Шелковом пути», им пришлось прорываться вперед через множество экипажей. По словам пилота Васильева, участок был не очень трудным, однако у них были некоторые технические проблемы. Несмотря на это российский экипаж пришел первым в Чемпионате страны, при этом показав третье время среди всех экипажей.

С началом Чемпионата России увеличился состав команды ГАЗ Рейд Спорт. В общей сложности в зачете отечественного чемпионата и марафона «Шелковый путь» заявлены 7 экипажей. Капитан команды Вячеслав Субботин оценил положение гонщиков в турнирной таблице и рассказал о том, какие трудности им пришлось преодолевать.

Станислав Черчесов останется во главе сборной России. Вряд ли кто-то сомневался в том, что это произойдет. После того, как команда добилась лучшего результата в своей истории – четвертьфинала Чемпионата мира, а сам Черчесов попал в десятку лучших тренеров мира по версии ФИФА из которых предстоит выбрать одного, принимать иное решение было бы странным и для тренера и для Российского футбольного союза.

Тем не менее, стороны успели поиграть на нервах у публики. Черчесов ловко уходил от ответа на вопрос, но в среду и вице-президент РФС Никита Симонян, и исполняющий обязанности главы организации Александр Алаев заявили, что контракт будет продлен. Коллеги из Спорт-Экспресса уверяют, что это будет сделано по схеме 2+2, то есть Черчесов будет работать до Чемпионата Европы с возможным продлением срока до мирового первенства в Катаре.

Если бы Черчесов ушел, то чудо осталось бы чудом навсегда, а теперь ему предстоит доказывать какой именно Черчесов настоящий – тот, противоречивый и нелогичный, который был до чемпионата или «слуга царю, отец солдатам» появившийся в день матча открытия против Саудовской Аравии. Был ли успех следствием эмоционального подъема, везения и оккультных явлений или он выстроил его сам. При всей охватившей страну эйфории, вероятность того, что сказка может закончиться, все-таки есть, хотя, разумеется всем хочется, чтобы и дальше так было всегда и обратного пути в ту старую действительность не было.

Ралли марафон «Шелковый путь» стартовал в астрахани. Первый же гоночный день приподнес множество сюрпризов. После того как стало известно, что марафон поменял формат и этапы на территории Китая сейчас отменяются и переносятся на сентябрь, появилось ощущение, что гонка неизбежно потеряет в сложности, а значит и в привлекательности как для самих экипажей так и для зрителей и журналистов. Тем не менее, после первого кольцевого спецучастка, который прошел в астраханской области, выяснилось, что к российским трассам оказались не готовы даже опытные экипажи, участники и победители международных соревнований. Пожалуй лишь обладатель Кубка мира по ралли рейдам катарец Насер Аль-Атия на тойоте уверенно прошел первый день с первым результатом, хотя и отметил, что трасса была довольно сложной. Британец Гарри Хант на легендарном Пежо Дакар 3008 показал второе время, хотя ему пришлось останавливаться для замены колеса. Третьим пришел гонщик из Саудовской Аравии Язид Аль Раджи на БМВ мини. Впрочем, он мог бы и потерять эту позицию, так как на пятки ему наступал экипаж француза Матье Серрадори на багги. Однако за 20 километров до финиша у него закончился бензин. Позже француз признался, что они не рассчитали количество топлива. Оказалось, что на такой трассе его уходит больше на примерно 25%.

В итоге команде помог российский экипаж Андрея Руцкого, он отбуксировал их машину на бивуак, впрочем к тому моменту у него тоже закончился бензин. Дело в том, что и россияне не избежали проблем. по ходу первого этапа у них перегрелось топливо. Рудскому пришлось несколько раз останавливаться, охлаждать систему и лишь после этого вновь продолжать гонку. Не хватило бензина и еще одному участнику марафона голландцу Мартину ван ден Бринку.

Его грузовик начал терять топливо с самого старта этапа и где то на 300 километре машина встала. Лишь после остановки гонщики увидели течь. Спасение пришло к ним в лице другого российского экипажа – Александр Русанов и Алексей Мальцев из команды BFCEC Sport остановились возле Renault голландского экипажа и поделились дизелем! Слив 50 литров, ван ден Бринк продолжил борьбу, но вскоре сошёл, оторвав передний мост и колесо. Починить грузовик к старту на следующий день он не смог. Наконец, больше всех не повезло победителю Дакара и новичку на «Шелковом пути» Нани Рома. У испанца возникли проблемы со здоровьем и он сошел после первой контрольной отметки, что впрочем не помешало ему выйти на старт во второй день. Команда ГАЗ Рейд Спорт, неоднократный участник марафона шелковый путь, которая выступает сразу в двух категориях: внедорожники и грузовики, в первые дни обошлась без сходов и серьезных технических проблем.

Непростым оказалось начало «Шелкового пути» и для знаменитой синей армады. Команда КАМАЗ мастер, безусловный фаворит в зачете грузовиков также столкнула,ь с техническими проблемами, в итоге экипажи Айрата Мардеева и Эдуарда Николаева потеряли время на трассе.

В воскресение и понедельник у участников «Шелкового пути» было дополнительное испытание — так называемый марафонский этап, который прошел по территории Астраханской области и Калмыкии. На этом этапе гоночные внедорожники и грузовики участников разрешено обслуживать только силами самих экипажей, прибегать помощи механиков команды им запрещено. В такой ситуации цена ошибки или поломки возрастает в разы. Так что экипажам необходимо рассчитывать силы на два дня. Второй марафонский день приподнес экипажам неприятный сюрприз.

Через несколько часов после старта гонка была остановлена.

История с игроком сборной Германии Месутом Озилом показала как тонка грань между благополучием и бедой и насколько люди по-разному себя ведут, когда у них все хорошо и когда они озлоблены и обижены.
В мае, еще до чемпионата мира, Озил и еще один игрок сборной Германии тоже этнический турок Илкай Гюндоган встретились с Президентом Турции Реджепом Эрдоганом. В тот момент он проводил свою предвыборную кампанию, которая впоследствии успешно закончилась. В Германии это многим не понравилось, как не нравится Эрдоган. Озил объяснил свой поступок тем, что у него два сердца – немецкое и турецкойе Сказано было красиво, но, по всей видимости мало кого убедило.
Процесс мог сойти на нет, если бы сборная Германии не опозорилась на чемпионате мира по футболу в России. Озил вышел на поле в двух матчах, которые Германия проиграла и получил за это по полной, несмотря на красивые метафоры. Вы сами знаете, как это бывает с нынешними возможностями дистанционно облить человека грязью. Кстати, Месут пережил это во второй раз. Первый случился в 2009 году, когда его точно также уничтожали в сети турецкие болельщики после того, как он сообщил о том, что будет играть за сборную Германии.
Озил объявил, что не станет больше играть за сборную Германии и обвинил в расизме своих обидчиков. Вряд ли это можно квалифицировать, как расизм. Ксенофобия — возможно, но не расизм. Не суть важно.
Озил попал в ситуацию сломавшегося благополучия, которую катализировало фиаско футбольной сборной. Стрелочником стал тот, кто имел неосторожность подставиться, дать понять, что Германия для него не все и есть еще и вторая Родина. Значит, он отдавал себя недостаточно и тем виноват.
Пока Европа в целом справляется с ситуацией. Работы, еды развлечений в достатке. Можно быть милосердными и добрыми, но когда благополучия перестанет хватать на всех милосердие, толерантность могут дать трещину, которую в данном случае пустил по народу Германии футбольный мяч.

Случившееся на чемпионате мира со сборной Аргентины весьма показательно. Новая информация это только подтверждает. Журналист Ариэл Сеносиан уже успел опубликовать книгу о произошедшем. Отдадим должное его скорострельности, но важно не это. То, что главный тренер сборной Хорхе Сампаоли поплыл – очевидно. Разговор после разгромного поражения аргентинцев от Хорватии — это только подтверждает. Игроки сказали ему об этом в лицо да и Президент аргентинской федерации футбола Клаудио Тапиа предложил Сампаоли сдаться.

То, что сказал Лионель Месси открыло глаза на неудачи сборной Аргентины его эпохи, которая длится с десяток лет. Оказывается, тренер спрашивал его с кем ему комфортнее играть, причем делал это неоднократно и продолжал спрашивать, даже, несмотря на то, что Месси, по его словам, не назвал ин одной фамилии.

Что было после этого разговора, вы прекрасно знаете. Команда обыграла Нигерию и все-таки вышла в плей-офф, где уступила будущим чемпионам мира французам, забив им больше, чем кто-либо другой.

Я конечно не знаю, как вели себя с Месси другие тренеры сборной, которые работали до Сампаоли, но даже если не так, очевидно одно.
Авторитет Месси настолько высок, что он сам, не желая того стоит на одном уровне с тренером, а это вещь недопустимая. Конечно, посоветоваться с игроками не зазорно, но финальное решение должно оставаться за тренером и строить команду от Месси не все равно, что строить ее вокруг него.
В Барселоне Месси тоже авторитет, но большинство тренеров знают его с малолетства, когда они уже были великими игроками, а он только талантливым пацаненком. По-моему, это здорово облегчает дело и позволяет ему работать на команду. Без лишнего пиетета к звезде.
На самом деле ничего ужасного со сборной Аргентины не случилось. По окончании чемпионата мира это становится очевидным. Они проиграли только финалистам турнира и, попади они в другую половину сетки все могло сложиться иначе. Да и с Францией они, пожалуй, сыграли лучше всех, просто никто тогда еще не знал, что она станет чемпионом мира.

Валерий Газаев – наш известный тренер предложил сократить количество профессиональных клубов в стране, а те, что останутся сделать частными. Само по себе выглядит довольно привлекательно. Действительно, почему нужно платить футболистам, у которых и так денег куры не клюют, и отбирать у нищих пенсионеров? Вот пусть толстосумы, они же олигархи и бизнесмены и тратятся на футбол, если хотят.

Однако не все так просто. Что значит футбол для страны все убедились на примере чемпионата мира. Дело это государственное и бросать его на самотек нельзя иначе вместо Никольской2018 будет Манежка2002. Строить фундамент существования клуба на желании уважаемого господина опрометчиво. Сегодня он дал денег на команду, а завтра ему надоело или бизнес расстроился и все. От Роберто Карлоса и Лиги Чемпионов до второй лиги и небытия 17 мгновений весны или даже меньше.

Примеров таких хватает. Только в этом году прекратил существование обладатель Кубка России клуб Тосно и пермский Амкар, который ни разу не вылетал из высшего дивизиона. Газаев говорит об объеме рекламного рынка, который сравним с западными примерами и платном телевидении, но факты говорят сами за себя. Российские клубы еще очень долго не будут получать достаточных сумм от реализации прав на трансляции, чтобы содержать себя. Это утопия. Во вторник Премьер-лига подписала контракт с каналом матч ТВ, пока его сумма не оглашается, но вряд ли она будет серьезно больше прежней – 2 миллиарда рублей на всех. Если разделить по-братски – получается 2 миллиона долларов на команду, ну или 120 миллионов рублей за сезон. При нынешних реалиях – не хватит даже на поддержание трусов. Кстати, если увеличить количество клубов в Премьер-лиге до 18, то сумма на команду еще уменьшится, потому, что лишние два потенциальных Амкара или Тосно никому, кроме них самих не интересны, да простят меня их поклонники. Новые стадионы, кстати, тоже утяжелят бюджеты.

Что делать, спросите вы и как освободить от трат государство?
Можно конечно создать закрытую лигу и принимать туда тех, кто в состоянии это себе позволить, но тогда стоит приготовиться к тому, что в ней будет не 18, а 12 команд. Тогда страна останется не то, что без футбола, а без шанса увидеть у себя в гостях большие клубы. С другой, стороны Лигу можно постепенно расширять, как НХЛ.

Беда, что со справедливостью у нас довольно сложно. Попытались в хоккее создать систему, сходную с заокеанской – не получилось. Все сильнейшие игроки и все деньги в итоге осели в нескольких клубах, а существование большинства других не имеет никакого смысла. То же самое и здесь. Вряд ли кто-то позволит поставить на одну доску Зенит и Мордовию по понятным причинам. Так что благосостояние команд может повыситься только естественным путем, в результате роста экономики. Если же государство бросит футбол совсем, оно похоронит наследие чемпионата мира, о чем невозможно и подумать. С другой стороны, тратить на него столько денег, сколько раньше тоже никто не будет – времена пошли трудные. Придется лавировать. Что российский футбол и делает в последние годы. Когда успешно, когда не очень.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире