echomsk

EchoMSK

22 июня 2008

F
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp



















































































фото Reuters

Ура! В команде сайта «Эха Москвы» прибавление!
У веб-редактора Наташи Колыхаловой родился сын Илюша!
Наташа, вся редакция поздравляет тебя! Желаем счастья тебе и твоему первенцу, сил и удачи!


Российские и зарубежные наблюдатели замерли и ловят сигналы из Кремля и Белого дома. Изучаются лексика и тональность высказываний Медведева (вроде бы либеральные) и его манера поведения (похоже, пока что – скованная). Очень много внимания было уделено выражению лица Путина на инаугурации его преемника (вроде бы страдальческое и растерянное). Тщательно подсчитываются упоминания Медведева и Путина в официальных СМИ (Медведев опережает). Естественно, изучаются перестановки в высших эшелонах (тут пока ничего не понятно). Никто ничего не знает, все только гадают – придет ли с Медведевым «оттепель», долго ли протянется и чем кончится теперешнее «двоевластие», вообще – что будет через год и что будет в 2012 году. Дальше никто даже не загадывает.

Тайна великого плана

Закрытость и таинственность нашей власти нарастали параллельно усилению ее независимости от общества весь постсоветский период, но при Путине достигли размеров, по-моему, превышающих как раннесоветские, так и позднесоветские и сравнимых разве что со сталинскими. Операция «преемник» была проведена с просто потрясающей закрытостью, и очень похоже, что наши Ивановы и Зубковы (а возможно, и Медведев) представляли себе «план Путина» не лучше, чем Бухарины и Ягоды – планы Сталина. А затем тайна, окутывавшая операцию «преемник», плавно перешла в тайну теперешнего «двоевластия».

Стремление правителя к тайне естественно и нормально, хотя у Путина в силу особенностей его характера и профессии оно принимало, пожалуй, несколько гипертрофированный характер. Сокрытие информации неотделимо от власти. Если ты что-то для себя решил, тебе уже не нужны советы, они только создают лишний «шум», и если у тебя есть план, который, как ты полагаешь, может встретить сопротивление, то лучше, чтобы те, кого ты опасаешься, его не знали.

Однако таинственность власти имеет и другие функции. Настоящий тайный план человек стремится действительно держать в тайне, не показывать, что он – есть. Но таинственность правителей чаще всего имеет демонстративный характер: она призвана порождать в подданных чувство бессилия – и одновременно и страх, и надежду. Правитель должен демонстрировать уверенность в себе и наличие глубоко продуманных, но тайных планов, даже если он абсолютно ни в чем не уверен и никаких планов у него нет. И чем меньше у него планов, тем более он должен показывать, что они есть.

В путинской операции «преемник» и ее теперешнем продолжении есть очень много элементов, которые, я думаю, проще объяснить не какими-то макиавеллистскими хитростями и тайными планами, а, наоборот, отсутствием ясных планов и неопределенностью целей.

То, что Путин решил соблюсти Конституцию и уйти с поста президента, – ясно (хотя внятно объяснить, для чего – очень трудно). Но для чего надо было устраивать игру рейтингов Иванова и Медведева? Просто чтобы потом посмеяться над Ивановым? Для чего нужно было менять Фрадкова на Зубкова, который, похоже, на минуту даже подумал, не станет ли он сам преемником? Для чего нужно было создавать противовес «Единой России» в виде «Справедливой России», чтобы потом самому эту «Единую Россию» возглавить (что теперь делать со «Справедливой Россией» – непонятно)?

Путин, похоже, был совершенно искренен, когда говорил, что он «пахал» восемь лет и устал. Но если ты устал, то для чего тогда становиться премьером, – работы не меньше, а нервотрепки значительно больше. Путин, несомненно, запутывал ходы, чтобы никто не мог догадаться, что он задумал. Наверное, он наслаждался тем, как никто ничего не может понять. Но очень похоже, что он при этом и сам толком не знал, что задумал. Он импровизировал на ходу, и в голове у него были разные, неустойчивые и противоречащие друг другу планы, и его маска человека, имеющего твердый, но тайный план, была призвана прикрыть противоречивость стремлений и растерянность.

Об идеях и ценностях

Вообще в ситуации Путина наличие противоречивых стремлений естественно. Путин решил соблюсти Конституцию и уйти. Но просто невозможно, чтобы человек, решивший уйти с поста, связанного с колоссальной властью и почетом, так ни на минуту и не пожалел бы о своем решении. Он избрал в преемники Медведева, но опять-таки просто немыслимо, чтобы у него так с самого начала и до конца не было никаких сомнений. Не может быть, чтобы он ни на одну секунду не думал: «А может, лучше все-таки Иванова или даже Матвиенко?» Он устал, но не может представить себе, чем будет заниматься как частное лицо. Он доверяет Медведеву, но не может не помнить, что Ельцин своему преемнику тоже полностью доверял и это отнюдь не помешало ему, Путину, разогнать всех ельцинских людей и строить свой имидж на противопоставлении себя Ельцину, поэтому он «обкладывает» Медведева своим премьерством и своим лидерством в «Единой России». Противоречивость стремлений, трудность для Путина решить что-то «до конца» и возможность для него (во всяком случае, пока он был президентом) придумать и осуществить любую, даже самую странную конструкцию породили теперешнюю половинчатую и противоречивую ситуацию: вроде ушел, но вроде и не ушел – и, может, еще вернется.

Но это отсутствие плана, скрываемое созданием иллюзии тайного плана, объясняется не только характером Путина и его ситуацией. Оно, как я думаю, связано и с крайней противоречивостью, неопределенностью «системы ценностей» нашего бывшего президента.

Желаний всегда много, они могут быть самыми противоречивыми и причудливыми. Но идеологии, системы ценностей какие-то желания подавляют, а каким-то, наоборот, придают дополнительную силу. Если бы Путин решил для себя, что России нужна диктатура, естественное желание не оставлять власть могло бы стать сильным сознательным мотивом, и он бы поста президента не оставил. Если бы, наоборот, он считал, что нужна демократия, он вообще действовал бы совершенно иначе и будучи президентом, и уходя с поста. Но в том-то и дело, что ни ясных антидемократических (монархических, коммунистических, фашистских, еще каких-нибудь), ни ясных демократических убеждений у него нет.

Он постепенно урезал демократические завоевания рубежа 80-х и 90-х, но делал это не потому, что считал, что демократия – это очень плохо, а по естественному инстинкту правителя и потому, что так легче и проще всего решались разные возникающие перед ним частные проблемы. Диктатура оформлялась сама собой, но, когда до нее оставался один шаг, он на него не решился, ибо становиться диктатором со всеми вытекающими из этого последствиями он тоже не хотел. И вообще он – «настоящий демократ».

У него нет никакого ясного образа желательной модели политического строя России будущего. Система назначаемых преемников, возникшая при смене Ельцина Путиным и продолженная со сменой Путина Медведевым, – это не план, не «модель», за ней нет никакого идейного обоснования. И тем более никакая не модель – причудливая ситуация ухода президента на пост премьера. Ни Путин, ни кто-либо другой никогда не скажет: «Президенты должны назначать преемников и сами становиться премьерами – вот система, которая должна сохраниться в России на века и которую Россия являет миру как образец для подражания!»

Наша каша

Если попытаться по разным речам, высказываниям и действиям вычленить идеологию Путина – ничего не получится. «Советский Союз оказался нежизнеспособен» (интересно, почему?). «Распад СССР был крупнейшей геополитической катастрофой». Что это значит? Когда он понял, что это – катастрофа? Если давно понимал, то почему не защищал его, хотя бы с гэкачепистами? 90-е годы преподносятся Путиным как годы провала, но если так, то почему ты верно служил лидерам, воплощавшим дух 90-х, – Собчаку, а потом Ельцину? Путин наверняка искренне говорил о себе как о настоящем демократе, но очень одобрительно отзывался о служившем Гитлеру Иване Ильине и в духовники себе взял человека, для которого главным предметом веры является, очевидно, борьба с «западной цивилизацией»...

Перечисление подобных противоречий и курьезов можно продолжать до бесконечности. Получается какая-то «каша», набор противоречащих друг другу и гасящих друг друга представлений. Эта «каша» не может дать мотивации ни для какой ясной политики. Какую-то ясную идею можно претворять в жизнь, и это может получиться или не получиться, но если идеи – смутные и противоречивые, ничего определенного у тебя получиться не может. Ты идешь в каком-то направлении, но, когда заходишь слишком далеко, пугаешься и отходишь. Но если у политика нет общей политической идеи, ему трудно составить и ясные личные планы. Планирует ли Путин вернуться в 2012 году – он скорее всего и сам не знает («как сложится»).

Эта «каша» – не личная «каша» сознания нашего бывшего президента, а теперь премьера. Это «каша» нашего массового сознания. Каждый социологический опрос раскрывает в ответах примерно те же противоречия, которые мы видим у Путина. У нас общество – вроде бы не против демократии и никаких иных моделей устройства не имеет, но вроде бы и не за. Мы вроде бы считаем себя частью Европы, но боимся расширения НАТО и цветных революций. И т.д. и т.п. И идейная эволюция Путина повторяет идейную эволюцию общества.

Когда общество было убеждено, что КПСС и СССР – безальтернативны и на века, Путин был членом КПСС, очевидно, как и все, полуискренним. Когда оно шарахнулось к демократии и рынку, он помогал Собчаку. Когда в обществе пошла религиозная волна, он стал очень православным. (При виде Путина в церкви по телевидению у меня всегда возникает чувство, что именно с таким выражением лица он сидел в президиуме партсобрания в КГБ.) Когда общество стало сожалеть о потерянном СССР, и он стал жалеть и явно понимает, почему СССР погиб, не больше, чем большинство («оказался нежизнеспособным»).

И это – отнюдь не сознательное приспособление, не лицемерие. Просто сознание Путина – миниатюрный слепок массового, микрокосм повторяет макрокосм, с очень небольшими индивидуальными отклонениями. Отчасти поэтому Путин и был так популярен – любой человек с ясными взглядами вызывал бы у кого-то отторжение. Идейной аморфности общества соответствует идейно аморфная личность правителя. И если при этом личность правителя способна внушить уверенность, что она знает, куда идет, что у нее есть план, – ничего лучше быть не может. Можно дрейфовать в неизвестном направлении, будучи абсолютно спокойными, – капитан у руля.

Причудливость, запутанность теперешней ситуации и полная непредсказуемость нашего политического будущего – это в конечном счете порождение хаотичности, «кашеобразности» нашего массового сознания, сознания общества, не способного ни жить в условиях демократии, ни отказаться от нее, поскольку никаких альтернативных моделей у него нет. Сейчас оно застыло в ожидании, что решит начальство. Но в сознании начальства – те же противоречивость и неопределенность. Оно само не знает, куда плыть.

В лексике Медведева – несколько больше идейной определенности, чем у Путина. Путин никогда бы не сказал «свобода лучше, чем несвобода». (И наоборот – «несвобода лучше, чем свобода» – он бы тоже никогда не сказал.) Но особо большой определенности у него быть не может (тогда бы его Путин не избрал). И положение президента Медведева – значительно сложнее, чем в свое время у президента Путина, рядом с которым не было ни «Единой России», ни Путина-премьера. Так что дрейф в неопределенном направлении, очевидно, будет продолжаться. Что будет в 2012 году и позже, не знает никто – ни Медведев, ни Путин, ни тем более мы.

«Независимая Газета», 17 июня 2008 г.

Путин как отражение массового сознания — эфир с участием Дмитрия Фурмана
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
































фото Reuters

Аудиозапись выступления Юрия Шевчука на Петербургском экономическом форуме.

Санкт-Петербург.
Фото Елены Ситниковой.

Первая часть фоторепортажа здесь


Мы стоим, чтобы посмотреть Императорские сады



Мы уже идем смотреть Сады



Мы примеряем шляпки



А мы шляпки из цветов делаем! И букеты!



А вот такоие у нас платья!



И юбки тоже!



А кузнецы работают! Горячо!



Земляная скамья. Фрагмент



Старый дворик. Фрагмент 1



Старый дворик. Фрагмент 2



Зеленая скульптура



Зеленая скульптура



Плотик



Красота навсегда!





Поздравляем всех с выходом нашей сборной в четвертьфинал Евро-2008 и подводим итоги викторины-тотализатора.

Следующие счастливчики получают приз:

1. Шашков Леонид, предприниматель, Украина, Харьков

2. Антон Клыгин, студент, Москва

3. Алексей Задумин, студент, Екатеринбург

4. Котельников Сергей, студент, Екатеринбург

5. Ирина Шехтер, студентка, Москва

6. Вадим Александров, рыбак, Санкт-Петербург

7. Лежнев Олег Юрьевич, «компьютерных дел мастер», Пермь

8. Максим Шаин, студент, инженер, Москва

9. Ирина Галина, пенсионерка, Москва

10. Илья Киселев, студент, Нижний Новгород




Наши поздравления! Ждите звонка референтов радиостанции.



Правильные ответы выглядели так:

1.Поражение РФ 

2.Пропущен

3.Роман Павлюченко

4.Победа РФ 

5.Победа РФ 

6.Да







В преддверии Чемпионата Европы по футболу Владимир Варфоломеев придумал викторину-тотализатор.
Зарегистрированные пользователи сайта «Эхо Москвы» могут посоревноваться в чутье, прозорливости, да и просто в везении и получить призы!

Описание игры
Игра-тотализатор предполагает 5 туров. По итогам каждого тура выдается оговоренное количество призов (книги и аудиодиски).
Если победителей оказывается больше, чем призов, счастливчиков определит жребий. Если меньше – призеры выбираются из числа участников, максимально приблизившихся к победе.


Важные условия:
В игре участвуют ТОЛЬКО зарегистрированные пользователи сайта, указавшие ПОЛНУЮ информацию о себе здесь: Личные данные) (эти данные видны только администраторам сайта, они скрыты для остальных пользователей).
1. В каждом туре пользователь имеете право только на один ответ; второй и последующий варианты не учитываются.
2. Поправки и уточнения к уже присланному ответу не принимаются.
3. Ответы должны быть только из числа представленных вариантов (кроме случая с вопросом о конкретном игроке)
4. По итогам всех 5 туров самый активный и прозорливый участник будет премирован отдельно.

N.B! Ответы на вопросы первого тура принимаются до 19.00 мск 10-го июня.
P.S. Еще одним требованием к ответам является краткость и четкость. Пример вы можете видеть в первом комментарии к этому посту.

Вопросы первого тура:

1. Как завершится матч Испания-Россия 10-го июня?
(варианты: победа РФ, ничья, поражение РФ)

2. Первый мяч сборной России будет забит или пропущен?
(варианты: забит, пропущен)

3. Кто забьёт первый на ЧЕ мяч в составе сборной России?
(надо указать имя и фамилию)

4. Как завершится матч Греция-Россия 14-го июня?
(варианты: победа РФ, ничья, поражение РФ)

5. Как завершится матч Россия-Швеция 18-го июня?
(варианты: победа РФ, ничья, поражение РФ)

6. Выйдет ли Россия в четвертьфинал?
(варианты: да, нет)


Приз этого тура
10 книг Александра Боханова «Распутин. Быль и небыль»

Книга известного современного историка доктора исторических наук А.Н. Боханова посвящена одному из самых загадочных и наиболее известных персонажей не только отечественной, но и мировой истории — Григорию Распутину. Книга, написанная на основе разнообразного документального материала, опровергает многие устоявшиеся оценки и умозаключения. Автор выявляет реальные подробности биографии сибирского крестьянина, анализирует причины его общественной известности, показывает действительную роль этого человека в конкретных обстоятельствах времени и места.

P.P.S. Если вы являетесь пользователем livejournal.com, то у вас есть возможность участвовать и в тотализаторе В.Варфоломеева с особым призом здесь.
Санкт-Петербург, Русский музей.
Фото Елены Ситниковой.



30 мая — 3 июня 2008 года

Церемония Открытия



Ее Королевское Высочество Принцесса Кентская за работой



Китайский императорский садик XVIII века завораживает. Даже в дождь



Платье из цветов…



…идет всем…



…даже мужчинам. Вид сзади



Жар-птица из гербер и хризантем



«Пастораль». Фрагменты. «Он»…



… «Качели»



… «Она»



… «Овечка»



Зеленая скульптура



«Итальянский дворик» и «Цветочные гирлянды»



Фрагмент работы «Земляная скамья»



«Старый дворик»



«Аптекарский огород»



«Шахматы»



«Зазеркалье». 1-е место в номинации «Сады XVIII века». Спецприз от принцессы Кентской. Приз от «Эха Москвы»



Без слов


Сергей Доренко опубликовал в Живом Журнале новый пост


Назойливость

Друзья! Но если в день убийственный
Падёт последний исполин,
Тогда ваш нежный, ваш единственный,
Я поведу вас на Берлин!
(И.Северянин)



Похоже, я опять иду работать на Эхо. Так уж вышло.
Я хотел позволить себя вернуть.
Очень скоро понял, что дома сидеть и предаваться светлой грусти мне не дадут. Примерно через два часа после ухода уже понял, что не дадут — конкурирующие станции в мою светлую грусть не поверили, в страдания биоробота не поверили.
Чёрствыми оказались людьми.
Такие дела.
Я, в свою очередь, всем конкурирующим станциям, предложил запретительные условия перехода, чтобы убедить их в своей скорби, горестности и удручённости.
Обычные условия звучали так: " 10% бизнеса и полтинник в месяц на карманные расходы".
Ну, суровый язык материализма по-нашему, по-Фейербаховски удостоверил моё горе и страдание. И они отпрянули и перестали приставать — им не понять романтика, они совсем не ковбои в массе, как выяснилось.
А был я недоступен и недоговоропригоден оттого, что ждал Венедиктова как судьбы, как всадника иоаннова.
Ну, он явился с куском неплохой говядины(отметим в скобках: Венедиктов утверждает, что это была телятина) наперевес. Мы съели мясо, пожалели друг друга вербально, и я сказал: «Лёша, ведь я пришёл сдаваться».
Выяснилось, что и он имел похожие устремления.
А только и надо было, что разговора человеческого. Выяснилось в ходе разговора, что мы оба романтики, имбецилы и неплохие ребята. Выяснилось также, что хрен с ними с деньгами.
Ну что же, лучше Эха — только Эхо, это я и без Венедиктова знал.
Так что вот — поработаем снова.

«С Богом, вперёд, думать быстро, ты лучшая, пленных не брать!» —
это я ору так на партнёршу за несколько секунд до начала. Диким голосом ору. Пытаюсь разбудить. Ну вот, так что проору, прореву прямо в лицо по-гуннски, по-куртигурски в понедельник:
«Пленных не брать!»
Прохриплю дико, переклонившись через стойку с пультом:
«Пленных не брать!» — но это будет при отключёных ещё микрофонах.
А остальное уже для вас.
Спасибо всем за поддержку.
Без вас хрен бы мне Венедиктов купил кусок говядины (телятины!).


О проекте «Наше все»>>>

Выберите 3 наиболее интересные для вас персоны:



Образцов Сергей Владимирович (1901-1992)


Знаменитый советский актер и режиссер-кукольник, основатель уникального Театра кукол в Москве, который ныне носит его имя. Блистательный рассказчик, много выступавший в этом жанре на советском телевидении, ведущий телевизионных программ для детей.
Находящаяся неподалеку от Театра кукол улица Образцова названа, однако, в честь отца режиссера, академика Владимира Образцова, крупнейшего ученого в области проектирования и эксплуатации железнодорожных дорог, станций и узлов.
Обручев Владимир Афанасьевич (1863-1956)


Всемирно известный русский ученый-географ, геолог, путешественник.
Совершил несколько беспримерных экспедиций в прежде неисследованные европейцами труднодоступные районы Центральной Азии, Алтая, Забайкалья.
Автор научно-фантастических и приключенческих романов, из которых наибольшую известность приобрела «Земля Санникова».
Озеров Николай Николаевич (1922-1997)


Знаменитый теле— и радиоведущий, спортивный комментатор, в молодости – многократный чемпион СССР по теннису, актер МХАТа, сын известного тенора Большого театра и родной брат кинорежиссера Юрия Озерова, прославившегося эпопеей «Освобождение».
Мастер чрезвычайно артистичного и эмоционального, но в то же время нравоучительного, ура-патриотического репортажа с футбольных и хоккейных матчей.
Окуджава Булат Шалвович (1924 — 1997)


Поэт, писатель, автор исторических романов, сценарист, и все-таки в первую очередь поэт, певший свои стихи под гитару и ставший квинтэссенцией романтического барда-«шестидесятника». Один из тех, кто в годы хрущевской оттепели собирали полные аудитории в Политехническом музее.
Ветеран войны, сын репрессированных «врагов народа». Певец старой Москвы, Арбата, поколения мальчиков 1941 года, не вернувшихся домой. Автор знаменитой песни «А нынче нам нужна одна Победа…» из кинофильма «Белорусский вокзал», ставшей одной из главных народных песен о войне, мелодия которой в дни воинских торжеств и праздников звучит парадным маршем.
Слова из песен Окуджавы разобраны на цитаты, пословицы, поговорки, вошли в современный русский язык так прочно, что многие люди уже не знают их первоначального происхождения.
Олеша Юрий Карлович (1899 — 1960)


Писатель, автор романа-сказки «Три толстяка» про циркачку Суок, гимнаста Тибула, оружейника Просперо, доктора Гаспара Арнери, на котором выросло не одно поколение детей в нашей стране. Эта книга и роман «Зависть» (1927) прославили Олешу, сделали его классиком отечественной литературы в неполные тридцать лет. В одной из статей о жизни писателя говорится: «Главный герой романа «Зависть», интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному колбаснику Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе «Зависть» Олеша создал метафору советского строя – образ колбасы как символ благополучия».
В сталинские годы Олеша попал в долгую опалу, чудом уцелел (почти все его близкие друзья-литераторы были расстреляны), двадцать лет — до 1956 — его не переиздавали, да и сам он под конец жизни писал только дневниковые заметки, вышедшие после его смерти отдельной прекрасной книгой «Ни дня без строчки». Коллега по писательскому цеху Эммануил Казакевич, большой друг Олеши, называл его «одним из тех писателей, которые не написали ни единого слова фальши. У него оказалось достаточно силы характера, чтобы не писать то, чего он не хотел».
Ольденбургский Александр Петрович (1844-1932)


Русский меценат и благотворитель, основатель Института экспериментальной медицины в Петербурге, где работал будущий академик Павлов, и курорта Гагры на черноморском побережье Кавказа. Был боготворим местными жителями. Истории об этом можно найти на страницах романа Фазиля Искандера «Сандро из Чегема».
Герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Генерал от инфантерии. Носил титул «принца императорской крови», приравненный к великокняжескому. Русская ветвь древнего рода Ольденбургов взяла начало от герцога Петера Голштейн-Ольденбургского, переехавшего в Россию после женитьбы на одной из дочерей Павла I.
Сын принца Александра Петровича — Петр — был женат на  великой княгине Ольге Александровне, младшей сестре Николая II (брак распался в 1915 году). Писатель Иван Бунин, познакомившийся с ним в эмиграции, оставил о  Петре Александровиче интереснейшие воспоминания.
Орбели Иосиф Абгарович (1887 – 1961)


Российский востоковед и общественный деятель, академик АН СССР, президент академии наук Армении, в 1934—1951 годах — директор Эрмитажа. Во время войны и блокады Ленинграда оставался в осажденном городе, руководил беспримерной работой по спасению шедевров музея, а после войны – его восстановлением. Был участником Нюрнбергского процесса – давал свидетельские показания о военных преступлениях нацистов против мирного населения Питера.
Брат Иосифа Орбели, Левон – тоже ленинградский академик, крупнейший ученый-физиолог, ученик Павлова.
Орджоникидзе Григорий (Серго) Константинович (1886 — 1937)


Один из лидеров большевиков, нарком тяжелой промышленности. Главный организатор индустриализации страны и грандиозных строек 1930-х гг., на многих из которых работали заключенные. Мобилизовал все силы страны, не считаясь с жертвами, на выполнение решений партии. Был близким другом и соратником Сталина, однако с началом массовых репрессий 30-х годов стал все чаще конфликтовать с ним, прежде всего из-за того, что осуждал политику наращивания террора в стране.
Скоропостижная смерть Орджоникидзе в феврале зимой 1937 года – одна из мрачных загадок истории того времени. В официальном сообщении, подписанном наркомом здравоохранения Каминским и несколькими кремлевскими врачами, указывалось, что Орджоникидзе внезапно скончался от паралича сердца во время дневного сна. Вскоре все, кто подписывал это заявление, были расстреляны. После хрущевских разоблачений Сталина появилась новая версия: самоубийство. Однако не исключено, что оно быть инсценировано, а на самом деле Орджоникидзе был убит по приказу Сталина.
Орлов Александр Михайлович (1895-1973)


Советский разведчик, жизнь которого – приключенческий роман. Орлов — руководитель резидентуры внешней разведки НКВД в Испании во время гражданской войны 30-х годов прошлого века, один из самых знаменитых «невозвращенцев». Участвовал во многих тайных операциях предвоенных лет во Франции, Германии, Австрии, Эстонии, Швеции, США, Италии, Англии, руководил ценнейшим британским агентом Кимом Филби и другими членами «кембриджской пятерки», организации тайного вывоза золотого запаса Испании в СССР.
Имел специальное звание майора госбезопасности, которое приравнивалось к комбригу Красной Армии, то есть генерал-майору.
Весной 1938 года, спасаясь от репрессий, ожидавших его в случае возвращения в Москву, бежал из Испании в США с женой и дочерью. Нелегально прожил в Кливленде (штат Огайо) на протяжении 15 лет. Незадолго до смерти Сталина опубликовал в журнале «Лайф» серию статей, составивших затем книгу «Тайная история сталинских преступлений». Появление книги Орлова привело в шок директора ФБР Гувера, узнавшего, что в США столько времени успешно скрывался генерал советской разведки.
Только после этого Орлова стали допрашивать американские контрразведчики. КГБ проводил специальное расследование, чтобы установить, был ли Орлов предателем. Выяснилось, что Орлов не выдал ФБР ни одного известного ему агента.
Орлова Любовь Петровна (1902-1975)


Актриса кино и театра, первая звезда советского кинематографа 30-х годов, сыгравшая главные роли в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк» и других наивных музыкальных комедий, прославлявших «счастливую жизнь» в сталинском СССР. Режиссером всех этих фильмов был муж Орловой – Григорий Александров, но их успех главным образом зиждился на красоте, обаянии, вокальных и хореографических талантах Орловой.
После смерти Сталина Александров попал в опалу, ему больше не давали снимать «кассовых» картин, и  последние двадцать лет жизни Орлова работала исключительно как театральная актриса в Театре имени Моссовета.
Островский Николай Алексеевич(1902 – 1936)


Герой гражданской войны, фанатик революционной борьбы, писатель. В результате двух тяжелых ранений потерял зрение и был прикован к постели. Занялся литературным трудом, писал вслепую, с помощью изобретенного им же самим трафарета. Родным и друзьям приходилось расшифровывать написанное, а нередко и писать заново под диктовку. Так появился роман «Как закалялась сталь» — крайне политизированный и весьма невысокий по художественному уровню. Книга попала в поле зрения высоких партийных инстанций, где было решено «раскрутить» Островского и главный персонаж его книги, героя-комсомольца Павки Корчагина – образ в значительной степени автобиографический. До публикации редакторы издательства ЦК комсомола «Молодая гвардия» были вынуждены — по заданию свыше — не просто редактировать рукопись, но дописывать и даже переписывать ее. Павел Корчагин и его создатель были превращены в героев советской пропаганды. «Так закалялась сталь» только при жизни Островского переиздавалась 41 раз, а впоследствии несколько раз с экранизировалась.
Незадолго до смерти Островский получил орден Ленина, дачу на побережье Черного моря, квартиру в Москве и даже генеральское звание бригадного комиссара. Поколения школьников вынуждены были учить ее как «новое евангелие советской молодежи», пока в конце 80-х, уже во времена горбачевской перестройки, книгу исключили из школьной программы.
Отс Георг Карлович (1920 – 1975)


Блистательный советский певец эстонского происхождения, знаменитый баритон. Пел в опере, оперетте, играл главные роли в музыкальных фильмах, был исполнителем культовых песен советского времени — «Заправлены в планшеты космические карты…», «Слушай, Ленинград…», «Я люблю тебя, жизнь». Отличался не только великолепными вокальными, но и внешними данными, мужской красотой и статью. Сводил с ума миллионы слушательниц Советского Союза, был буквально терроризируем многочисленными поклонницами. Последней его женой была первая красавица Эстонии, манекенщица Илона Отс, звезда подиума 60-х.
Советские власти использовали Отса как своего рода рекламный образ «социалистической Эстонии». Этого, как и службы в Красной Армии во время войны, как и депутатства в Верховном Совете СССР, ему многие не могли простить, в том числе и после смерти, когда в 80-е годы в Эстонии началось движение за восстановление независимости. Сегодня в Эстонии к памяти певца относятся спокойнее. Есть планы создания музея Георга Отса, есть музыкальное училище в Таллинне, которое носит его имя.
Смотреть результаты




Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире