21:42 , 25 ноября 2010

Речь Леонида Парфенова на премии им. В.Листьева

Сегодня журналист Леонид Парфенов стал лауреатом первой телевизионной премии имени Владислава Листьева. Награда вручается за яркое воплощение на экране творческих принципов знаменитого тележурналиста.

Получив статуэтку лауреата, Парфенов поблагодарил своих коллег и супругу, дал высокую оценку роли Владислава Листьева в развитии российского телевидения, а затем зачитал свою речь.




ЛЕОНИД ПАРФЁНОВ: Сегодня утром я был в больнице у Олега Кашина. Ему сделали очередную операцию, хирургически восстановили в прямом и переносном смысле этого понятия лицо российской журналистики. Зверское избиение корреспондента газеты «Коммерсантъ» вызвало гораздо более широкий резонанс в обществе и профессиональной среде, чем все другие покушения на жизнь и здоровье российских журналистов. В реакции федеральных телеканалов, правда, могла подозреваться заданность – ведь и тон немедленного отклика главы государства на случившееся отличался от сказанного первым лицом после убийства Анны Политковской. И еще.

До нападения на него Олег Кашин для федерального эфира не существовал и не мог существовать. Он в последнее время писал про радикальную оппозицию, протестные движения и уличных молодежных вожаков, а эти темы и герои немыслимы на ТВ. Маргинальная вроде среда начинает что-то менять в общественной ситуации, формирует новый тренд, но среди тележурналистов у Кашина просто нет коллег. Был один Андрей Лошак, да и тот весь вышел – в интернет.

После подлинных и мнимых грехов 90-х в 2000-е годы в два приема – сначала ради искоренения медийных олигархов, а потом ради единства рядов в контртеррористической войне – произошло огосударствление «федеральной» телеинформации. Журналистские темы, а с ними вся жизнь, окончательно поделились на проходимые по ТВ и непроходимые по ТВ. За всяким политически значимым эфиром угадываются цели и задачи власти, ее настроения, отношение, ее друзья и недруги. Институционально это и не информация вовсе, а властный пиар или антипиар – чего стоит эфирная артподготовка снятия Лужкова. И, конечно, самопиар власти.

Для корреспондента федерального телеканала высшие должностные лица – не ньюсмейкеры, а начальники его начальника. Институционально корреспондент тогда и не журналист вовсе, а чиновник, следующий логике служения и подчинения. С начальником начальника невозможно, к примеру, интервью в его подлинном понимании – попытка раскрыть того, кто не хотел бы раскрываться. Разговор Андрея Колесникова с Владимиром Путиным в желтой «Ладе-Калине» позволяет почувствовать самоуверенность премьера, его настроение на 2012 год и неосведомленность в неприятных темах. Но представим ли в устах отечественного тележурналиста, а затем в отечественном телеэфире вопрос, заданный Колесниковым Путину: зачем вы загнали в угол Михаила Ходорковского?

Это снова пример из «Коммерсанта» – порой возникает впечатление, что ведущая общественно-политическая газета страны (вестник отнюдь не программно-оппозиционный) и федеральные телеканалы рассказывают о разных Россиях. А ведущую деловую газету «Ведомости» спикер Грызлов фактически приравнял к пособникам террористов – в том числе по своей привычке к контексту российских СМИ, телевидения, прежде всего. Рейтинг действующих президента и премьера оценивают примерно в 75%. В федеральном телеэфире о них не слышно критических, скептических или иронических суждений. Замалчивается до четверти спектра общественного мнения. Высшая власть предстает дорогим покойником: о ней только хорошо или ничего. Притом, что у аудитории явно востребованы и другие мнения: какой фурор вызвало почти единственное исключение – показ по телевидению диалога Юрия Шевчука с Владимиром Путиным.

Вечнозеленые приемы, знакомые каждому, кто застал Центральное телевидение СССР. Когда репортажи подменяет протокольная съемка «встреча в Кремле», текст содержит «интонационную поддержку», когда существуют каноны показа: первое лицо принимает министра или главу региона, идет в народ, проводит саммит с зарубежным коллегой. Это не новости, а старости – повторения того, как принято в таких случаях вещать. Возможны показы и вовсе без инфоповодов – на прореженной эфирной грядке любой овощ будет выглядеть фигурой просто в силу регулярного появления на экране.

Проработав только в Останкине или для Останкина 24 года, я говорю об этом с горечью. Я не вправе винить никого из коллег, сам никакой не борец и от других подвигов не жду. Но надо хоть назвать вещи своими именами. За тележурналистику вдвойне обидно при очевидных достижениях масштабных телешоу и отечественной школы сериалов. Наше телевидение все изощреннее будоражит, увлекает, развлекает и смешит, но вряд ли назовешь его гражданским общественно-политическим институтом. Убежден, это одна из главных причин драматичного спада телесмотрения у самой активной части населения, когда люди нашего с вами круга говорят: чего ящик включать, его не для меня делают!

Куда страшнее, что большая часть населения уже и не нуждается в журналистике. Когда недоумевают: ну, побили, подумаешь! мало ли кого у нас бьют, а чего из-за репортера-то такой сыр-бор? – миллионы людей не понимают, что на профессиональный риск журналист идет ради своей аудитории. Журналиста бьют не за то, что он написал, сказал или снял. А за то, что это прочитали, услышали или увидели.

Комментарии

803

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

tortik 28 ноября 2010 | 01:40

Поскольку речь Парфёнова написана без мата, мало шансов, что она будет прочитана начальником


olga55 28 ноября 2010 | 01:48

А еще мне кажется,что в это время на него смотрел Влад.ОТТУДА...


francilienne 28 ноября 2010 | 03:55

Замечательный поступок! Серечные поздравления Леониду! Когда человек, может быть житейски и не очень храбрый, находит в себе смелость для такого, - радуешься за него, радуешься за всех нас. Не хочу повторяться, - те, кто разделяет мои чувства, и так поймут. Хочу только сказать два слова о форме выступления: это была гениальная идея - вот так, читать по бумажке, без особой, специальной, актерски-искренней интонации, без пафоса и восклицаний. Тут как-то получилось "от противного" - без эмоций (которые часто кажутся не то чтобы поддельными, но хорошо "проработанными"), - вдруг получилось искренне. Единственный был, наверное, способ донести эту искренность. Мой полный респект журналисту - в том числе и за форму...


zirby 28 ноября 2010 | 08:50

Леонид Парфенов
Чисто резанул правду-матку


28 ноября 2010 | 08:58

Респект Леониду Парфенову!!!
Спасибо Леонид!


virtuozzz 28 ноября 2010 | 11:40

Четко ясно и правдиво


mkkvartal 28 ноября 2010 | 12:53

Теперь ясно кто будет руководить телевидением НОВОЙ РОССИИ.


sometime 28 ноября 2010 | 18:32

...Произошло огосударствление "федеральной" телеинформации. (Леонид Парфёнов)
О значительном снижении морально-нравственных критериев в общественном сознании россиян за последние два десятилетия - разговор отдельный.

Но абсолютно в этом ключе и следует рассматривать "кормление" государственным телевидением основной части ТВ-аудитории. Тут и примитивные сериалы, замешанные, как правило, на криминальной основе, со смакованием сцен насилия и жестокости. Тут и низкопробная "развлекуха" - подобие "пира во время чумы".

Кому выгодно держать народ в состоянии внутреннего напряжения, беспокойства, тревоги - с одной стороны, и бесшабашного, безоглядного веселья, с юморком на уровне плинтуса, с мельканием разнокалиберных "звездулек" и их подтанцовок - с другой?

Поскольку речь идёт о государственном телевидении, то на вопрос "кому это выгодно?" - ответ очевиден.

И всё до обидного просто. Массой народа, "окученной" подобным образом, легче управлять. Это известная теория, давным давно внедрённая в практику за океаном.

Послушайте подборки новостей на гос. теле- и радиоканалах, проанализируйте их, а также ту часть программ, о которой я упомянул выше, и Вам станет понятно: это не о взрослении медийного менеджмента может идти речь, а о предумышленной, строго дозированной государственной политике.


levga 28 ноября 2010 | 18:46

о героизме парфенова

Тов. Парфенов просто боится уйти в забвение.
Любое скандальное заявление для него - это прежде всего напоминание о себе любимом! Теперь попробуйте его
тронуть, госдеп тут-же будет сильно озабочен!!!
Он готов на любую подлость, лишь бы окопаться на ТВ.
Он опробовал себя в разных ипостасях, но слаще места
чем ТВ так и не нашел.
Ну, а за проявленный героизм, теперь ему гарантирована
шенгенская долгосрочная виза и безграничная любовь на-
ших либерастов, я не боюсь этого слова, правозащитников
игосдепа США.


28 ноября 2010 | 21:27

боится уйти в забвение.?
глупость . Леонид Парфенов и так на виду на слуху,талантлив и востребован.


29 ноября 2010 | 00:43

боится уйти в забвение
ну с твоими-то "талантами", "большой шутник политики", даже блог хоть кем-то читаемый завести не получится.

ты, кстати, ответил своему "другу" на вопросы "What was your favorite childhood meal? Do you still love it? Does it taste as good as you remember it?" или тебе перевести?:)))))


avegorov 28 ноября 2010 | 21:30

ПАРФЕНОВ ЛЕОНИД
Cпасибо Л.Парфёнову


treveller 28 ноября 2010 | 22:56

zirby
Леонид Парфенов (#)


Чисто резанул правду-матку


===============================================


Врут все и это не имеет значения, потому что никто не слушает.
Говорят правду - тоже не имеет значения, потому что все привыкли к болтовне...


29 ноября 2010 | 00:50

Да, как же эти телезадницы убоги нынче стали. Глазки бегают, носы и подбородки нервно пальчиками трутся, но в конце плевка в их... лица - аплодисменты!


29 ноября 2010 | 11:41

молодец мужик, есть еще журналюги, которые на продались властям и имеют мужество публично высказать свое мнение о той гнилой системе в которой мы живем.


admin_selcam 29 ноября 2010 | 12:24

Речь Леонида Парфенова на премии им. В.Листьева
Да уж.. вот я согласен, что Леонид человек с большой буквы. его начинания на российском телевидении отлично позволяли скрашивать время вечерами.
Жаль что пока не удалось получить у него интервью для нашего сайта (http://selcam.com.ua)

Я очень доволен проектами экскурсов в историю... НТВ рулит


29 ноября 2010 | 22:22

Браво
Молодец!!!!!!!!!!!!!!!


shelsvetlana 29 ноября 2010 | 22:45

Леонид, Вы молодец!


juli_bunny 30 ноября 2010 | 10:36

а что дальше Леонид будет делать? Он же "подставил" Эрнста


igor201973 30 ноября 2010 | 20:51

Парфенов
Честный и обьективный .Сейчас в России нужно иметь смелость что-то возразить Власти-заклюют до смерти сподвижники-жоп*лизы.А это на Руси любят.


olka_lelka 04 декабря 2010 | 19:21

Очень уважаю Леонида Парфенова, и про весь тот балаган, что творится на телевидении, и о котором он рассказывает, раздражает не только его, меня, но ещё и миллионы мыслящих людей. Я не говорю про тех, кто любит посмотреть Дом2, я о тех, кто более или менее следит за политикой. Тут некоторые говорят, что наше ТВ аполитично. В корне несогласна, кто-то считает, что на данный момент, это правильно. Не надо нам такого балагана, как на Украине. А ведь наш балаган ничуть не менее балаганный, как говорится. Кто-то считает, идёт постепенная работа. ТВ тоже меняется к лучшему. Смотря в чьих глазах, дамы и господа. Вообще, я тоже успела поработать в журналистике после того как окончила фото-класс. Естественно работала фотографом, многое видела, но вот аполитичности не заметила. Может я плохо смотрела? Не там искала. Ну а с Парфоновым приходилось сталкиваться, хотя слово приходило здесь неуместно. Я с ним с удовольствием в силу своих обязанностей соприкасалась. Очень умный и харизматичный человек. Таким и должен быть думающий журналист. На месте наших фотографов, снимала бы таких как он, а не наши гламурных и бестолковых звезд. Возможно, после того, как я закончу ещё один интенсив в фото-классе, благо он сейчас там упал в цене до смешного в преддверии нового года, то смогу достойно провести достойную фотосессию с таким замечтальным человеком, как он. Ну что ж, будем надеяться, что он не откажется.


rvlad 09 декабря 2010 | 14:10

Очень толковая речь. Человек просто назвал вещи своими именами, чего стоит например передача справедливость где пиарился макаров, начал с беспредела властей и ментов в регионах, затем переключился на москву и лужкова, (на котором пробы негде ставить) и уж тут включил всё свое адвокатское краснобайство, (видимо соскучился по судебным процессам) а как только лужков слетел, тут и передачке конец, а кто слушал молодец. В общем если у руководителей каналов (кроме Рен ТВ) осталась хоть капля совести, (лично я в этом очень сомневаюсь, всё что уних осталось-это язык для обслуживания властных зад...ниц) они должнаы подать в отставку.


tati_ana 10 декабря 2010 | 13:07

Мы услышали
До сегодняшнего дня я не слышала речи Парфенова.
Никогда до этого он или кто-либо из журналистов не вызывали у меня каких-либо ярких положительных эмоций.
В интернете я никогда (за исключением 1-2 раз) не писала комментариев, так как мне жалко на это время.
Леонид, сейчас я хочу Вас поддержать, сказать, что Вы молодец. Да, в наше время, наверное, надо быть героем, чтобы сказать правду.
Мы прочитали, услышали и увидели.
Мне все это близко и понятно.
Другой вопрос: сможет ли Ваше выступление хоть что-то изменить. Но Вы свой шаг сделали.


siwenkov1942 11 декабря 2010 | 16:59

Пока народ и политики не спустятся с высоты мифов к реальности всякие мнения о политике это детский лепет. Автор науки жизни в ЖЖ siwenkov1942


12 декабря 2010 | 02:55

Власть и народ
Тотальная коррупция, покупка кресел сенаторов, депутатов, чиновных всех уровней и всех ветвей зреет фурункулом, нарвёт который бунтом народа. Ни в одной войне со своим народом власть не может выиграть, потому что рубить свой народ что сук на котором сидишь. Сталин, Мао Дзе Дун, Пол Пот... Сейчас Путин... Сталин и Пиночет творя зверства в интересах государства, сами не обогатились, государства укрепили, жизнь последующим поколениям улучшили. В отличии от Путина. Создателя системы тотального казнокрадства и взяточничества. С личным обогащением. Потому народ ждёт Сталина, понимая, что практику репрессий, как механизма решения экономических программ, повторить в нынешних условиях будет нельзя, а свергнуть власть Путина может только такой диктатор. Опять же привыкли к былинным героям, которые сделают всё за них. Рабство в генах, отмененное в России в 1861 году под влиянием войны в США между Югом и Севером с результатом отмены рабства неграм в 1862 году. Что как-то все не замечают. Подменяя крепостниками-декабристами "страшно далекими от народа". Ельцинами по сути.
Тлеющая, и горячая на Кавказе, гражданская война народа с властью переходит в горячую фазу. Начали камикадзе-пенсионеры труда, затем майоры МВД, опричники, выброшенные на улицу воины стали партизанить, сейчас фанаты, как матросы-анархисты 1917, схватились с опричниками власти.
После таких публичных зрелищ ОМОНовцев будут отлавливать вне службы, бить их при случае. Жаль многих, пошедших на службу по нужде. Они будут страдать за садистов, беспричинно избивающих безоружных демонстрантов безо всякого сопротивления с их стороны. Заламывающего руки, наклоняющих голову, втроём избивающего тяжелыми резиновыми дубиновыми дубинами по голой спине человека с заломанными руками. Интересно сопровождение демонстранта, взявшего за дубинку ОМОНовца и шедшего арестованным. Видно боец, какие мстят обязательно при случае и целенаправленно. В целом вчера снова власть показала своё звериное лицо народу, подлила масла в огонь. Ждите расправ фанатов и нацболов над ОМОНовцами вне службы. Что будет правильно.
Леонид Парфёнов из честных людей, пытающихся предотвратить бунт, революцию... Вроде майоров МВД... А его пачкают... Иначе, чем глупостью власти это назвать нельзя. Осатаневшей из-за казнокрадства, безответственности за взяточничество, преступления против личности (убийства, калечения, судебные и внесудебные физические расправы).

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире