14:09 , 14 августа 2009

«Наше все» — голосование на букву «Э»

О проекте «Наше все»>>>

Выберите три наиболее интересные для вас персоны.

Эйдельман Натан Яковлевич (1929-1989)


Историк, литературовед, писатель. Работал в жанре документально-художественного повествования. Произведения Эйдельмана об истории России ХVIII – XIX веков, посвященные декабристам, Карамзину, Пушкину, Герцену, в 70-80-е годы прошлого века в СССР были настоящими бестселлерами. Книги Эйдельмана до сих пор с успехом переиздаются в России.



Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898-1948)


Классик советского и мирового кино, создатель картин «Стачка», «Октябрь», «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный». Сын знаменитого рижского архитектора Михаила Эйзенштейна, застроившего центр Риги десятками доходных домов – шедевров стиля «модерн».



Эйтингон Наум Исаакович (1899-1981)


В 30-е годы – один из руководителей нелегальной разведки, участник гражданской войны в Испании, организатор терактов против противников советской власти и лично Сталина, в том числе — убийства Льва Троцкого в Мексике в 1940 году. Во время войны создавал партизанские диверсионные отряды в тылу германских войск. После войны руководил борьбой против вооруженного антисоветского подполья в Западной Украине, Белоруссии, Прибалтике. В 1951 году арестован по обвинению в участии в «сионистском заговоре» в МГБ СССР. Освобожден в 1953 году после смерти Сталина, но в 1957 году вновь арестован, на этот раз – как якобы соучастник преступлений Лаврентия Берии. Провел в заключении семь лет. Реабилитирован посмертно уже при Ельцине.



Энгельгардт Владимир Александрович (1894 – 1984)


Биохимик, ученик великого русского ученого-биолога Николая Кольцова, академик АН и АМН СССР, организатор и директор (с 1959) Института молекулярной биологии АН СССР в Москве, которому еще при жизни ученого было присвоено его имя.



Эрдман Николай Робертович (1900-1970)


Драматург, поэт, сценарист. Политический ссыльный. Автор пьес «Мандат», «Самоубийца», соавтор сценариев классических советских музыкальных кинокомедий «Веселые ребята», «Волга-Волга», множества других фильмов, либретто оперетт, интермедий к спектаклям. В последние годы жизни сотрудничал с руководителем театра на Таганке Юрием Любимовым, с которым познакомился еще во время войны, когда судьба забросила их обоих в ансамбль песни и пляски НКВД. Написал для Таганки инсценировки «Героя нашего времени» Лермонтова и «Пугачева» Есенина. Оказал большое влияние на становление этого театра. Был гражданским мужем знаменитой актрисы Ангелины Степановой, которая, как явствует из посмертно опубликованной переписки между ними, любила Эрдмана всю жизнь.



Эренбург Илья Григорьевич (1891-1967)


Писатель, поэт, публицист, военный репортер на фронтах гражданской войны в Испании и Великой Отечественной. Легенда гласит, что в Красной Армии был негласный закон: газеты с корреспонденциями Эренбурга, нельзя пускать на самокрутки. До начала 30-х годов Эренбург жил в основном за границей, куда попал как политический эмигрант после разгрома революции 1905 года. Имел обширные знакомства в кругах европейской творческой интеллигенции. Сталин активно использовал связи и возможности Эренбурга для создания привлекательного образа СССР за границей. Положение Эренбурга среди советских писателей было своеобразным — с одной стороны, он получал материальные блага, часто ездил за границу, защищая сталинский режим, с другой стороны был под контролем спецслужб и часто даже получал выговоры. После смерти Сталина написал повесть «Оттепель» (1954), которая дала название целой эпохе советской истории. Многотомные воспоминания Эренбурга «Люли, годы, жизнь», несмотря на самоцензуру автора и купюры надзирающих «инстанций», — выдающееся для своего времени произведение в жанре современных мемуаров.



Эрьзя Степан Дмитриевич (1876-1959)


Выдающийся скульптор с мировым именем, мастер стиля модерн. Большую часть жизни проработал в Италии и Франции (1906-1914) и Аргентине (1927-1950). Настоящая фамилия скульптора была Нефедов. Он выбрал в качестве псевдонима самоназвание своей народности — эрьзя, принадлежащей к мордовской группе. В конце жизни Эрьзя попросил разрешения вернуться на родину, в СССР. В музее изобразительных искусств в Саранске (Мордовия) хранится бесценная коллекция его произведений, которые он привез из эмиграции: 180 скульптур из дерева, гипса, бронзы, мрамора — общим весом 175 тонн.



Эфроимсон Владимир Павлович (1908-1989)

Выдающийся ученый-генетик, энциклопедист, полиглот. Дважды политзаключенный, до и после войны, которую прошел от начала до конца — еврей на передовой, эпидемиолог, переводчик и … разведчик. Автор исследований по генетике человека. Один из самых последовательных и бесстрашных борцов с «лысенковщиной». Выведен своей ученицей, писательницей Людмилой Улицкой – биологом по первой профессии — в ее романе «Казус Кукоцкого» в образе Ильи Иосифовича Гольдберга.



Эфрос Анатолий Васильевич (1925-1987)


Один из лучших советских театральных режиссеров, много лет руководивший сперва Ленкомом, а затем Театром на Малой Бронной. Успешно работал и в других театрах (блестящая постановка «Вишневого сада» на Таганке), на Центральном телевидении, в кино (выдающийся художественный фильм «В четверг и больше никогда» — один из шедевров позднего советского кино). В 1984 году Эфрос согласился принять должность главного режиссёра Театра на Таганке вместо Юрия Любимова, вынужденного уехать из страны. Однако часть коллектива восприняла назначение Эфроса в штыки и устроила ему многолетнюю обструкцию. Этот конфликт, по мнению друзей Эфроса, очевидцев всего происходившего за кулисами Таганки, преждевременно свел режиссера в могилу.

Смотреть результаты




Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире