15:02 , 16 марта 2021

Василий Церетели: Дело против Юлии Цветковой необходимо прекратить за отсутствием состава преступления

Уважаемые коллеги!

Как гражданин Российской Федерации, художник и отец четырех детей считаю важным обратить Ваше внимание на уголовное дело, возбужденное в отношении художницы и педагога Юлии Цветковой. Дело инициировано в связи с материалами, которые Юлия публиковала на своей публичной интернет-странице. Это рисунки и тексты, призывающие к позитивному, ответственному и непотребительскому отношению к женскому телу. Этическая основа ее публичной, по сути просветительской деятельности состоит в том, что женщинам не следует стыдиться индивидуальных особенностей собственной физиологии, зачастую не соответствующих тем стереотипам красоты, которые навязываются рекламой и массовой культурой.

На мой взгляд, поднимаемая Цветковой проблематика чрезвычайно актуальна в наши дни, когда в социальных сетях и СМИ на зрителей постоянно обрушиваются миллионы изображений «безупречных» тел, снижающих самооценку девочек, девушек и женщин, задевающих их психическое здоровье, что может иметь долгосрочные последствия для будущих поколений. Педагогическая миссия Цветковой — поддерживать женщин в заботе о своем здоровье, бороться с подавленностью, учить их любить и уважать собственное тело, принимать различия между людьми.

Название страницы Цветковой — «Монологи вагины» — цитирует название известной во всем мире пьесы 1996 года писательницы Ив Энслер. Работа Энслер обращает внимание зрителей на социальные аспекты женской телесности и важнейшую — к сожалению, до сих пор неискорененную — проблему насилия по отношению к женщинам. Пьеса является одной из самых популярных в мировой драматургии конца ХХ века и переведена на множество языков, ставится крупнейшими театрами мира. К примеру, «Монологи вагины» представляли на самом престижном российском международном форуме — Чеховском фестивале, — а также на пользующимся большим уважением в профессиональной среде фестивале «Новая драма». Еще в 2004 году пьесу поставил режиссер и театральный педагог, соавтор Олега Ефремова во МХАТе, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Игорь Власов, а в 2005 году пьеса ставилась в Центре им. Вс. Мейерхольда под руководством народного артиста России, троекратного лауреата Государственной премии РФ Валерия Фокина.

Россия является колыбелью авангарда — родиной прославленных художников, композиторов, режиссеров и деятелей театра, опирающихся на вековые традиции, но устремленных к будущему. Двигателем нашей культуры и сегодня является идея социального прогресса и справедливости, мира и взаимоуважения между народами России, между всеми ее гражданами. И, конечно, между мужчинами и женщинами. Неслучайно на Олимпиаде в Сочи в 2014 году именно авангардные образы легли в основу визуального решения игр, а среди знаменитых российских мастеров-авангардистов, которые навсегда изменили лицо мирового искусства, были знаменитые «амазонки» — Наталья Гончарова, Александра Экстер, Любовь Попова, Ольга Розанова, Наталья Удальцова.

Прогресс, по моему убеждению, невозможен без свободы слова и совести, свободы творческого высказывания, созидательной свободы мысли. Эта свобода предполагает возможность говорить об острых темах, нередко подвергающихся общественной стигматизации. Но не обращаться к ним нельзя, как нельзя игнорировать симптомы недуга — и именно это делает в своей практике Юлия. При этом важно подчеркнуть, что ее рисунки не являются натуралистичными и тем более порнографическими изображениями — это стилизованные графические образы, во многом более условные, чем академические натурные этюды, которые ежедневно рисуют на занятиях в художественных институтах, или иллюстрации в научных пособиях. Изображения обнаженного тела имеют огромную традицию в мировом классическом искусстве и визуальной культуре, в учебной и научной практике. Мне с трудом верится, что в ХХ веке художнице может грозить тюремное заключение за рисунки человеческого тела — куда менее провокационные, чем привычные натуралистические сцены и материалы в новостных лентах, в кино или в социальных сетях с маркировкой «18+» (а она стоит и на публичной странице Юлии).

К сожалению, ситуация с Юлией Цветковой демонстрирует, что, вероятно, истинная проблема состоит не в рисунках, а в желании воспрепятствовать самой возможности обсуждения женской телесности, насилия по отношению к женщинам и уязвимым членам общества. Это тревожный вывод, поскольку я всегда был убежден, что наше общество, где равноправие и взаимоуважение мужчин и женщин является нормой, готово к открытости и честности, к отказу от ханжества и вытеснения дискомфортных тем, которые касаются нашей повседневной жизни. Поворот в сторону закрытости и стигматизации чрезвычайно опасен — и приговор Юлии Цветковой может создать опасный публичный прецедент, который будет способствовать расколу общества. Прецедент этот будет выгоден лишь тем, кто ставит своей задачей дискредитацию Российской Федерации, нанесение урона ее международному имиджу.

Напротив, та работа, которую делает Юлия при помощи художественных и просветительских инструментов, имеет позитивные цели, важные для развития страны -— снижение напряжения в жизни семьи, укрепление социальных связей, безопасность и взаимопонимание, поддержка слабых, творческая свобода для всех, вне зависимости от пола, индивидуальных телесных или психологических особенностей, уважение к человеку. Это те созидательные ценности, которые всегда поддерживает настоящее искусство.

Я убежден, что дело, возбужденное против Юлии Цветковой, необходимо прекратить за отсутствием состава преступления, а самой художнице дать возможность вернуться к ее просветительской и творческой работе, которую считаю ценной для российской культуры и общества.

Исполнительный директор Московского музея современного искусства
Вице-президент Российской Академии художеств
Академик Российской Академии художеств

В.3. Церетели



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире