12:22 , 25 октября 2019

Хор нищих: бездомные спели с рок-музыкантами

Группа «Грачи Прилетели» выпустила клип на песню «Пусть» с участием бездомных Москвы и Петербурга, которые согласились на документальную съемку. В клипе можно услышать хор нищих, вербатим, ликбез по ситуации с бездомными от директора благотворительной организации «Дом Друзей». Съемка велась на улицах и вокзалах, в том числе во время благотворительных акций: кормления и медицинской помощи.

3173757

Рассказывает Ана Колесникова, поэт, музыкант, автор лирики группы «Грачи Прилетели»:

— Песня «Пусть» для меня с самого начала была фильмом. Вокалистке и виолончелистке «Грачей» Саше Сараевой хотелось написать максимально петербургскую песню с эпиграфом из «Братьев Карамазовых»: «Пусть я проклят, пусть я низок и подл, но пусть и я целую край той ризы, в которую облекается Бог мой». Мне Достоевский не так чтобы близок, но образ возник сразу: стена, у которой стоят люди и из темноты смотрят на гуляющих при свете фонарей. Гуляющих все абсолютно устраивает, а люди в темноте чего-то ждут. Потом из-за стены медленно, но верно выкатывает солнце, и становится понятно, какой свет светлее.

Любопытно, что этот романтический образ в искаженном и ужесточенном виде ждал нас на съемках. Для начала мы присоединились к выездной акции «Дома Друзей» — московского благотворительного центра, который очень неравнодушно отозвался на нашу затею сделать клип с участием бездомных. Приехали на пустырь за Ярославским вокзалом, где было еще несколько групп волонтеров: кто-то готовился кормить, кто-то лечить. Раскладывали столы, продукты и медикаменты — все в полутьме, при свете фар и налобных фонарей. На нас надели медицинские маски и попросили держаться рядом. Когда все было готово — от вокзальных стен стали отделяться люди. Они шли и шли из темноты: разбитые лица, обноски, котомки, — вся эта классика городской бедности. У меня есть подростковый опыт жизни на улице и профессиональный — арт-терапевтической работы с душевнобольными, склонными к бродяжничеству. Но даже мне было неловко начинать съемки. Одно дело — когда ты внутри субкультуры или в особом статусе — в белом халате работаешь с отмытыми и подлеченными бродягами. Совсем другое — оторвать побитых людей от кормления, перевязок и раздачи теплых носков. Но мы все-таки сориентировались, перезнакомились и так вдохновились на этом пустыре, что кроме запланированного хора нищих записали еще несколько классных интервью.

3173759

Для кого-то из героев клипа «Пусть» проще приспособиться, забыться, съесть, что дадут, и продолжить спать у стены. Кто-то хочет жить иначе, но не знает, что и как менять. А другой находит в себе силы: не пьет, старается где-то помыться и постирать, восстанавливает документы. За несколько дней московских съемок нам встретились: бездомный актер с пропиской в Калифорнии, которая появилась у него после того, как мошенники забрали квартиру, бывшая оперная певица в кокошнике, смешной беззубый парень с котом в переноске и очень пьяный философ: «Да, я сплю в электричках, но всегда ведь можно выбрать направление, тут каждому — свое, да свое — не каждому». Мы вставили фрагмент его монолога в финал клипа.

Еще снимали во время акции «Уличная медицина» у Киевского вокзала и на благотворительном обеде в самом «Доме Друзей». Недостающие планы нашли, скаламбурю, на Плане — площади Александра Невского у лавры и просто ходили с камерами по центру Петербурга. Стена, у которой мы плачем, — это арт-центр «Пушкинская, 10». Но основной видеоряд к нашей петербургской песне все-таки московский. Кстати, насчет анимационных слез. Режиссер Иван Бортников изначально хотел отрисовать что-то вроде причин бездомности: за плечом каждого — его жизненная история. Но истории оказались такими непростыми, что мы решили вывести общий образ нашего к ним отношения — образ сострадания. С чем Федор Михайлович, думаю, был бы полностью согласен.

3173761
Фотограф — Юлия Руденко



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире