19:51 , 14 июня 2019

«Кретины» на Первом канале – что не так с программой Елены Малышевой

3112827

Передача Елены Малышевой на Первом канале «Жить здорово» выбрала темой очередного выпуска — «Откуда берутся кретины». Это возмутило родителей детей с аутизмом, а эксперты указывают на то, что подобные термины давно уходят даже из специализированного обихода.
«Кретины» на Первом канале – что не так с программой Елены Малышевой

Авдотья Смирнова: Аутизм изменит мир
У моего сына аутизм. От меня никто не отвернулся
Как не пропустить аутизм у ребенка?
Аутизм не может быть от стресса или прививки
«Ребенок просто особенный» и еще 3 мифа об аутизме

Подача материала в передаче позволила сделать вывод о вине и «неумности» родителей

Евгений Бондарь, член правления международной ассоциации Аутизм Европа, член правления ассоциации «Аутизм-Регионы», член правления ассоциации «Спектр» Новосибирская область, президент родительской организации «Атмосфера», кандидат физико-математических наук, папа мальчика с аутизмом

Наш первый разговор мы назвали строго и сурово: «Откуда берутся кретины»? Вы знаете, слово кретин – это, вообще, слово медицинское, это диагноз, определяющий степень умственной отсталости. (из передачи)

Евгений Бондарь

Меня удивило и возмутило, почему в программе используются термины, которые сегодня считаются устаревшими. Да, в отечественной науке термин «кретинизм» можно использовать как неосновной, он дается в пояснении к диагнозу, но уже в Международной классификации болезней-11, которая принята в других странах и в скором времени дойдет и до нас, такой термин не используется. И у нас он уже выходит из научного обихода. Я уверен, что профессионалы, ведущие эту программу, знают термины более современные и, естественно, в курсе, какую коннотацию имеет это слово в обычной речи обывателя. Слово «кретин» в обывательской речи несет оскорбительную окраску по отношению к человеку, к которому оно употребляется. И именно поэтому в профессиональном сообществе специально выводят его из употребления.

Я считаю, что особенно в передаче, направленной на просвещение населения, употребление подобного слова – унижение достоинства людей, у которых есть сопутствующее состояние.

– Как ты учишься, Полиночка?

Полина: Нормально, хорошо.

– Хорошо, то есть умная, не глупая, не кретин.

Полина: Не кретин.

– Не кретин, точно. Если бы ты была кретином… (из передачи)

Ведущие программы позволяли себе, на мой взгляд, совершенно неуместные, оскорбительные насмешки над людьми с интеллектуальной недостаточностью. Это особенно ясно проявляется в диалоге с девочкой, дочкой (приглашенной со-ведущей – ред.) Даны Борисовой. Люди с интеллектуальной недостаточностью – такие же, как мы с вами, и также имеют право на уважение, характеристика, что у них низкий IQ, совершенно не делает их объектом насмешки.

Противопоставление умной девочки, делающей успехи в школе, и гипотетического человека, которого ведущая называет кретином – дискриминация.

– …Какой вывод мы сделаем с тобой из нашего разговора – откуда берутся кретины? Как ответить на вопрос, откуда они берутся?

Полина: Если бы родители были некоторые поумнее, их было бы меньше.

– Устами, товарищи, Полинки, глаголет сегодня истина. (из передачи)

В самой программе говорятся вроде бы правильные вещи о конкретных заболеваниях, о пользе их ранней диагностики. Хотя умственная отсталость различной формы может быть и при множестве других диагнозов. Но подача материала в передаче позволила двенадцатилетнему ребенку, дочери Даны Борисовой сделать такой вывод о вине и «неумности» родителей, который поддержала Елена Малышева.

Родители «особых» детей в нашем обществе и так сталкиваются с негативным отношением, с некорректными, порой и грубыми высказываниями в свой адрес, что я испытывал не раз и лично, как отец ребенка с аутизмом.

В обществе, а тем более в СМИ, должен использоваться язык, не унижающий достоинства человека или группы людей, о которых идет речь. При обсуждении любых диагнозов, любых состояний, нужно делать акцент на том, что все люди, независимо от диагнозов, имеют равные права со всеми, в том числе с ведущими программы, и нельзя делать вывод, что этот человек чем-то хуже, например, развивается не так, как другой конкретный человек.

Язык зачастую, использование слов, которые несут негативный смысл, во многом определяет отношение в обществе к людям с ограниченными возможностями здоровья.

В данном же случае мы обращаемся не к обществу, а к конкретному СМИ, к Первому каналу и передаче «Жить здорово». Возможно, это провокация, возможно, это сделано для того, чтобы придать соответствующую скандальность, которая передаче. А, может быть, люди действительно не понимают, что они говорят, какой язык используют. Поэтому мы и хотим, чтобы руководство канала оценило передачу и обязательно отреагировало. Я говорю это от имени возмущенных родителей особых детей.

Ситуация в обществе по отношению к особым людям только-только начала меняться в лучшую сторону в нашей стране, а такие программы поворачивают ее вспять.

Родился ребёнок с ментальными проблемами? Из-за неправильного образа жизни родителей

Ольга Азова, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз»

Ольга Азова. Фото: Анна Данилова

Сегодня научная общественность склоняется к новой Международной классификации болезней (МКБ), которая будет принята в 2022 году — это МКБ-11 (11-го пересмотра), с ней уже можно ознакомиться в интернете, и оттуда исчезнут слова, носящие хоть какую-то долю негативной коннотации, будет много обобщающих диагнозов.

Научный язык – живой и подвижный, как любой язык. Известный советский учёный, гуманист Лев Выготский в своих трудах использует много слов и понятий, которые сегодня звучат совсем по-иному. Например, «дефектный ребёнок». На смену старым понятиям пришли другие – «общее недоразвитие речи», «задержка речевого развития», «люди с ментальными нарушениями», «люди с особенностями развития», «дети с ограниченными возможностями развития». Думаю, что и они будут со временем трансформироваться. На моих семинарах часто присутствуют и родители, и специалисты. Я понимаю прекрасно, как обойти сложные термины, которыми ещё пользуется профсообщество. Мне, например, не нравится, что дефектологи стали коррекционными педагогами (в дефектологии масса тем, кроме педагогики – и психология, и медицина, и языкознание и другое), но и прежний термин уже не годится.

В старой классификации — МКБ-9 — умственная отсталость делилась, в зависимости от степени нарушения, на дебильность, имбецильность и идиотию (синоним здесь как раз кретинизм). В современной МКБ-10, которая рекомендована к исполнению, но как показывает практика, даже ей не все пользуются, остались только степени: лёгкая, умеренная, тяжёлая и глубокая умственная отсталость. Хотя во многих учебниках по дефектологии, по олигофренопедагогике, по психиатрии могут встречаться эти термины — сегодня уже недопустимые и устаревшие. Просто потому, что так обучали медиков и дефектологов, так было принято, к тому же учебники пишутся долго – и не на один год. Но при этом слова «кретин», «идиот», «даун» никогда не использовались в научной литературе.

Трансформируясь из ранее бытовавших в научном обиходе понятий, они пришли в бытовую речь, причем с негативной окраской, которой способствовало очень долго имевшее место пренебрежение к людям с какими-либо особенностями. «Идиот», «олигофрен», «кретин» – все эти слова появились и стали использоваться в быту как оскорбительные. Уверена, что именно ученые должны удержать баланс и воздерживаться от оценочных характеристик, где кончается медицинская терминология и начинается уничижение, оценочная лексика, которая все чаще называется словом стигматизация. Наша страна приняла Конвенцию о защите прав инвалидов, хотелось бы, чтобы это был не формальный жест, а инструкция к исполнению. Именно поэтому даже если в медицинской практике и используются какие-то термины, в социуме они недопустимы.

Если конкретно по программе, мне кажется, ее можно было назвать как-то более нейтрально, без оценочных коннотаций. Ведь речь в ней идет всего о нескольких конкретных заболеваниях – гипотериоз, фенилкетонурия. И программа могла бы стать просветительской, если бы ее содержание наложили на грамотную, корректную, не унижающую никого подачу.
Нравится этот материал?
Поддержите Правмир

Мне также кажется лишним привлекать ребёнка к подобным научным, на самом деле, разговорам. Если действительно есть необходимость рассказать о скрининге или ещё о чём-то, то это можно делать без оценок заболеваний или родительских действий. Подобное суждение, содержащее слова с оценочным оттенком характеристик родителей и их действий, ведёт к советским временам, когда существовал общепринятый штамп, что дети с ментальными проблемами рождаются только у маргинальных родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Я работаю давно и помню, как родители после походов к некоторым врачам, получали серьёзную травму, потому,что в сознании общества были чётко выстроены причинно-следственные связи – раз родился ребёнок с ментальными проблемами, то из-за неправильного образа жизни родителей. Кстати, так было раньше во многих странах, но в некоторых процесс изживания этого, стирания штампов просто начался раньше, а он очень небыстрый, ведь люди, которые так считали, пользовались подобной терминологией, живы и её помнят. Так, в Японии только-только дети с особенностями стали появляться в общественных местах – раньше было непринято. Другое дело, что не стоит и новое поколение воспитывать на ней и категорически важно уйти от каких-либо обвинений в адрес родителей. Говорить о необходимости скринингов для новорожденных младенцев можно в нейтральной манере.

Как человек, работающий с детьми с особенностями, вижу, что в системе нельзя уповать только на скрининги. В программе звучит обобщение, что у любого, кто убежал от скрининга, могут родиться дети с ментальными нарушениями. Но родителям ничего не сообщают, в роддоме, скрининги делают всем новорождённым, так что никто никуда не бегает. Кроме того, неонатальные скрининги проводят по нескольким заболеваниям – всего по 4, а в развитых странах скрининги делают по 14 заболеваниям.

Я встречала современных детей с фенилкетонурией, причем уже двоих в этом году, у которых высокая степень интеллектуального нарушения. Их мамы не убежали из роддома, проводили все исследования, положенные на государственном уровне. Но то ли скрининг ничего не выявил, то ли его и вовсе не делали – болезнь обнаружили позднее. По логике программы получается, что раз у детей это заболевание, то родители – безответственные.

Кроме озвученных в программе, есть масса других заболеваний, которые могут давать тяжелую степень интеллектуальной задержки и на сегодняшний момент наука ещё не дошла до того, чтобы все проблемы новорождённых определять скринингами, и не все можно исправить, даже вовремя поставив диагноз. И такие дети – не менее любимы родителями, чем нормотипичные, и они имеют право на уважение.

Вспоминаю мальчика с тяжелой степенью умственной отсталости, сейчас он уже взрослый. Родители из всех сил пытались что-то сделать для его обучения, но в какой-то момент поняли, что это не нужно и неэффективно, и, сами художники, сосредоточились на творческом развитии сына, в котором он очень сильно продвинулся. Но, на самом деле, важным оказалось даже не это, а их любовь, которая все побеждает. И у меня лично бы язык не повернулся сравнивать этого мальчика или другого человека с ментальными проблемами с кем-то другим, потому что ценен каждый человек.

Грустно видеть попытки разделения людей по каким-то признакам тогда, когда весь мир идет к объединению, к инклюзии. В Израиле существует деревня Але-Негев для людей с особыми потребностями, где созданы все условия для реабилитации и жизни. Рядом с реабилитационной деревней расположено много воинских частей, для солдат одной из которых просили разрешения пользоваться бассейном центра в то время, когда там нет его обитателей. На что руководство Але-Негева ответило, что, конечно, можно, но на общих условиях, вместе со всеми жителями реабилитационной деревни. Все среди всех, без дискриминации.
В обществе и так хватает негатива в адрес особых детей и их родителей

Наталья Злобина, президент фонда «Выход», Белгород

Наталья Злобина

Не укладывается в голове, что в XXI веке на центральном российском канале, в рейтинговой передаче используют такую терминологию, которая по сути стигматизирует, унижает, оскорбляет человека с ментальными расстройствами. И совершенно непонятно, дает ли руководство канала себе отчет о возможных последствиях, когда гости программы подводят в передаче такие итоги, что кретинов рождалось бы меньше, если родители были умнее.

Интересно, задумывается ли вообще руководство канала о тех чувствах, которые испытывают мамы и папы, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью, которые посмотрели эту программу?

И это все происходит на фоне, когда в обществе и так хватает негатива в адрес особых детей и их родителей. Причем сам Первый канал, с одной стороны проводит передачи, шоу, которые направлены на принятие людей с особенностями, и потом ты видишь программу про «кретинов» и испытываешь шок.

Мы работаем в фонде помощи людям с аутизмом, видим, как семьи ежедневно сталкиваются с негативным отношением и неприятием. Мы же сами росли в том обществе, где говорили: «Если ты будешь плохо учиться, то пойдешь в школу для дураков».

Сегодня общественность, в том числе профессиональная, пытается уйти от этих установок, убрать ярлыки: психи, шизофреники, кретины. Недопустимо появление такой программы сегодня, когда весь цивилизованный мир обращает внимание на терминологию, и на первое место ставится человек, а на второе – его диагноз. Неправильно говорить даун, аутист, дцпэшник, нужно говорить, что человек с синдромом Дауна, человек с аутизмом, человек с опорно-двигательными нарушениями.

Программа построена таким образом, что обыватель посмотрит и решит, что любой родитель, имеющий ребенка с интеллектуальной недостаточностью – безответственен, и все случилось по его вине. То есть, это порождает новые мифы.

Нельзя, чтобы общество воспринимало родителей таких детей, как людей второго сорта, ведь на них и так косо смотрят – почему родили «не такого», травят со всех сторон. Например, мама приходит с ребенком в поликлинику и у нее спрашивают: «Он у вас один такой?» «Ваш путь один – по святым местам», – говорили родителям, когда их сыну диагностировали аутизм.

А когда такие родители приходят к чиновникам, чтобы отстоять права ребенка, которые гарантированы федеральным законом, чиновники тоже общаются с ними некорректно, невежливо, унизительно. Мне кажется, должна быть какая— то элементарная ответственность у СМИ, тем более у центральных, когда они задают тон в сторону дискриминации.

Оригинал



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире