09:20 , 08 января 2018

Сергей Ляпунов: Очередной михалковский «киношедевр»

Успели вы уже лицезреть очередной михалковский «киношедевр» или же еще нет, но прочесть этот пост вам, надеюсь, будет интересно. Начну издалека — с того, о чем в фильме «Движение вверх» не сказано ни слова, но что неразрывно связывает его с нашим временем.

В 1972-ом — году 50-летия СССР — стране позарез нужны были победы. Полвека безумного коммунистического эксперимента требовали какого-то оправдания. Хоть тушкой, хоть чучелом, но показать свое превосходство.

Однако жопа в тот год была полная. Косыгинская реформа в экономике безнадежно буксовала, а до шального подскока нефтяных цен оставалось еще больше года. Высадившийся на Луну Джон Янг поставил победную точку в космической лунной гонке, которую СССР вчистую проиграл американцам. Небывалая засуха, страшные лесные пожары в Подмосковье и запоздалые действия властей унесли тем летом более сотни жизней в двух десятках сгоревших населенных пунктов. В общем, куда ни кинь — всюду клин (явная аналогия с днем сегодняшним, когда «выборы» на носу, а позитивного предъявить народу нечего).

46 лет назад, в аналогичной ситуации, ставку сделали на спорт (но сейчас даже тут у нас стыд и позор). И замахнулись тогда не по-детски: решили побить родоначальников — канадцев в хоккее и американцев в баскетболе. Те победы 1972-го года стали гимном советскому спорту (правда, хоккейную суперсерию-72 наши в итоге слили у себя дома, а баскетбольная виктория получилась весьма скандальной, ну и будем до конца честны: наши тогда одолели, по сути, студенческую сборную США, а не лидеров НБА). И так уж вышло, что гордиться с той поры нам особо нечем. Вот и горланим мы по сей день гимн спортивным победам тех времен.

Ну а где гимн, там Михалковы. Лепить говногимны за государственный счет — благодатный бизнес, бережно передаваемый в этой семье из поколения в поколение. От папы, накропавшего «нас вырастил Сталин — на верность народу», к сыну, самолично объявившему себя бесогоном (очевидно, не учел, что на уголовном жаргоне «бесогон» означает «враль, пустозвон»).

За экранизацию тех побед — «Легенды № 17» и «Движения вверх» — студия Михалкова «ТриТэ» взялась, как уже было сказано, на условиях госзаказа (без государственного финансирования михалковская контора вообще не работает). Но распилить дармовые народные деньги — не сверхзадача, а лишь приятный сопутствующий элемент. Основной же кайф барин-бесогон, похоже, испытывает от возможности безнаказанно перевирать, подтасовывать, одурачивать и куражиться. И всё это под густым соусом дремучего дилетантства по части спортивной истории, традиций, правил и атрибутов. Мне — человеку, который отдал спорту свои молодые годы, — смотреть на такое противно и стыдно.

Однако всё же смотрел через силу (наверное, чтобы злее быть). И в изумлении наблюдал, как поклонник хоккейного ЦСКА Брежнев в версии бесогона становится спартаковским фанатом и расправляется с тренером «соперников» Тарасовым. Как партработник из ЦК на полном серьезе предлагает военнослужащему срочной службы Харламову перейти в Спартак (то бишь дезертировать). Как самого Харламова «маньяк» Тарасов ставит без защиты в ворота под град пушечных щелчков, но тот почему-то остается жив-здоров. Как матчи в начале 70-х судят три арбитра, вместо двух. Как один из хоккеистов в 1972-ом собирается жениться на хоккеистке женской сборной, вот только сборную эту создадут лишь 22 года спустя. Как Бобров перед поездкой в Канаду показывает игрокам фрагменты из будущих игр. Как сборная СССР выступает в ублюдочных шлемах для физкультурников, зато с клюшками из конца 70-х, в коньках из 80-х и нагрудниках с налокотниками из 90-х (верно подметил знаток игры Богомолов: хоккей в «Легенде № 17» похож на штурм Рейхстага с автоматами Калашникова).

С той премьеры прошло почти пять лет, критики было предостаточно, но никаких выводов авторы так и не сделали. Бесогон верен себе, и косяков в его очередном творении — «Движении вверх» — меньше не стало.

Вот советский баскетболист-литовец Модестас Паулаускас, якобы люто ненавидящий совок, прямо перед олимпийским финалом планирует побег и передумывает буквально в дверях иностранного посольства. В реальности же Паулаускас был капитаном сборной СССР, фанатично ей преданным, кавалером двух орденов «Знак почета», его прощальный матч в 1976-ом власть организовала с особыми почестями. Изображенный в фильме ярым русофобом, этот замечательный человек до сих пор дважды в неделю ездит из Литвы в российский городок Краснознаменск недалеко от границы, где занимается с местными мальчишками. На недоуменные вопросы «К чему этот альтруизм?» Паулаускас отвечает: «Сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать русским ребятам».

А вот тренер Владимир Гаранжин — полная противоположность реальному Владимиру Кондрашину, легендарному наставнику советской сборной и ленинградского Спартака. Контраст настолько разительный, что по рекомендации хорошо знавших Кондрашина людей и во избежание судебных исков от родственников фамилию тренера в фильме пришлось изменить.

Вот советская делегация судорожно ищет повод отказаться от финала со сборной США — феерическая чушь. Вот то наши, то американцы смачно засаживают данк за данком (эффектный бросок сквозь кольцо сверху вниз), хотя ни одного данка в том финале не было и быть не могло (наши тогда считали такие броски неуважением к сопернику, а в лиге, которую представляли американцы, данки в то время и вовсе были запрещены). В довершение, по привычке, накосячили с женской сборной, которая показана в Мюнхене-72, хотя женский баскетбол включили в программу олимпиад лишь через четыре года.

Ну да и хрен с ними, с киноляпами. Освоить госфинансирование, сварганить пробивающую на слезы красивую сказочку и вновь встать в очередь за бюджетными деньгами сегодня в порядке вещей. А вот чего создателям киношных гимнов действительно простить нельзя, так это того, что их красивая сказочка катком надругательства прошлась по памяти ушедших спортивных кумиров и выхлопом пренебрежения — по чувствам их ныне живущих близких.

Среди них — семья скончавшегося в 1999-ом тренера Кондрашина. В фильме его сын показан мальчиком в инвалидной коляске, которому якобы срочно нужна операция на Западе, но отец все валютные накопления отдает на лечение своего спортсмена-любимца. У Кондрашина действительно есть сын Юрий, с детства страдающий церебральным параличом. В 1972-ом он уже достиг совершеннолетия, и выдумка со срочной операцией по меньшей мере лжива и бестактна.

А вот что говорит о ленте вдова триумфатора Мюнхена-72, центрового Александра Белова: «По России-24 видела, говорили, какой хороший фильм, как Губерниев плачет, все плачут. Мы тоже плачем. Но не потому, что фильм такой добрый, а потому, что через нас просто переступили и пошли дальше».

Поясню. В «Движении вверх» Александр Белов показан смертельно больным уже перед мюнхенской олимпиадой. На самом деле серьезные проблемы со здоровьем начались у него лишь спустя пять лет — после того как в 1977-ом «благодарная» Родина лишила его мест в сборной и ленинградском Спартаке, звания заслуженный мастер спорта (змс) и даже стипендии в вузе. И всё это из-за нелепой попытки пронести через таможню иконы по просьбе другого спартаковца — Владимира Арзамаскова. Отлучение от баскетбола нанесло эмоциональному спортсмену сильнейший удар, человек буквально сломался и уже через год умер в возрасте 26 лет.

Вот так безжалостно страна затравила и погубила выдающегося игрока, добывшего ей победные два очка на последних трех секундах финала и первое олимпийское золото в баскетболе. А нынче бесогон рисует нам ура-патриотическую картинку, где Саша Белов якобы жертвует здоровьем ради победы своей страны. Всё с ног на голову, верх цинизма.

Но и это еще не вся правда. Ведь советская Родина-мать бездушно растоптала каждого третьего баскетболиста той сборной. Помимо Александра Белова, это Алжан Жармухамедов, который через год после олимпиады за таможенные нарушения был лишен звания змс, Иван Дворный, который за аналогичный проступок и вовсе получил три года лагерей, и Михаил Коркия, отмотавший срок за незаконное предпринимательство. Жизнь в совке вообще основательно потрепала наших чемпионов. Из двенадцати игроков мюнхенской сборной СССР по баскетболу живы сегодня только четверо (из двенадцати американцев живы одиннадцать).

Вот где истинная спортивная драма, вот о чем кино-то снимать надо и гимны писать. Только делать это предстоит не потомственному бесогону, а людям порядочным и совестливым. Бесогону же можно предложить снять ленту о своем ближнем родственнике — родном дяде-эсэсовце (о похождениях в годы войны Михаила Михалкова, он же капитан 3-ей дивизии СС Мюллер, можно почитать в примечаниях к статье о нем в Википедии). А то учат нас патриотизму всякие…

Оригинал

Комментарии

981

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


guyganov61 22 января 2018 | 10:35

Михалков не приятный человек,а автор и комментаторы обычные отходы жизнедеятельности населения РФ.1972 год Олимпиада баскетбол золото и достойный , великолепный хоккей , убивший америкоконадцев,которые не вышли рукопожатие.А политика это другая история.


kamehameha 22 января 2018 | 19:52

Кстати, за пределами СССР мнение на счет исхода этого матча, судейства в нем, итп совершенно иное, нежели у нас. Когда жил в США, в Лос-Анджелесе и ходил на баскет (на Лейкерс) или во время финала НБА смотрел это дело в кафе, не раз приходилось с американцами по этому поводу закусываться - они считают, что их ограбили и украли честную победу, а судьи козлы. Вот, кстати, тут есть перевод американской документалки по этому поводу:

https://youtu.be/7Px6ftylUHc - Американская версия событий из фильма "Движение вверх" – "Три секунды хаоса"

В целом, американцы плачутся, говорят, что их ограбили и разбирают судейство, вмешательство президента ФИБА Джонса и протест, против которого проголосовали социалистические венгр, поляк и кубинец.


arturio 23 января 2018 | 15:11

автор с такой ненавистью описывает этот фильм, что сразу понимаешь, с кем имеешь дело. Слава богу, что таких "муд"рых людей в нашей стране 5%. Говнометание - как стиль жизни, удел большинства "аффторов" эхи м. не захлебнитесь своей жижей.


liplis 24 января 2018 | 11:12

Не понимаю, почему автор отказывает именно нашей стране в желании достичь хоть каких-нибудь спортивных побед? Да и вообще - чего-либо добиться в этом мире? Разве это
плохо? Что может быть стыдного в том, что стране в те годы "позарез нужны были победы?Статья пропитана такой ненавистью ко всему советскому, нашей истории....
Стыдно. Пусть фильм и не выдающийся, но сам факт такой победы достоин того, чтобы его
отразили, в том числе и на экране. И еще. 50 лет жизни миллионов людей походя названыгодами "безумного коммунистического эксперимента". Это уже совсем за гранью.
А охота на ведьм в той же Америке с 1950 по 1957 годы - разве не чудовищна по своей сути? Разве это не борьба с инакомыслием и мракобесие? Но это уже совсем другая история....


kydey 26 января 2018 | 12:09

Бессмертный Омар Хайям говорил, что в любимом даже недостатки кажутся достоинствами, а в нелюбимом достоинства кажутся недостатками.
Не любит господин автор Родину. Не любит! Нормальный человек сказал бы "Спасибо мужики за победу. Сделали невозможное". "Спасибо создателям фильма, что не позволили этой победе кануть в небытие" фильм сработан то на пятерку. Работа оператора особая песня. Камера буквально летает за мячом. В итоге получили по морде от господина Ляпунова.


Наталья Фомина 27 января 2018 | 15:40

Всегда интересовали такие вот ярые ненавистники России. У них все в нашей стране гадко, омерзительно, словом"г...но" полное. Так почему же они продолжают жить в этом " ужасном" государстве? Что касается фильма, тысячу раз говорили, что это ХУДОЖЕСТВЕННОЕ, а не документальное произведение. И автор имеет право на выломка . И что плохого в патриотичном фильме? Если бы такой фильм вышел в США, автор визжал бы от восторга и брызгал слюной , восхваляя " американских парней, "


Dmitry Nerpin 29 января 2018 | 10:22

Лживый автор возложил всю вину за смерть Александра Белова на безжалостный Совок. Который якобы, не за что изгнал его из сборной за "нелепую попытку" контрабанды. Позвольте узнать, с каких это пор уголовное преступление стало называться "нелепой попыткой"? И какая же это безжалостная страна была, что вместо того, что бы отправить контрабандиста-неудачника на нары на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества, как этого требовал тогдашний УК, все наказание свелось к исключению из команд? Да и еще, у Белова была саркома сердца, это злокачественная опухоль, не имеющая отношения к "эмоциональному слому".


Вячеслав Симонов 31 января 2018 | 21:46

А никто не заставляет!


Vladimir Mirskov 01 февраля 2018 | 18:29

Есть у Михалкова "Свой среди чужих...", это, по-моему, последний его фильм в секции "Искусство кино", а дальше непрерываемая серия кинодерьма. Как начал с Сибирского парикмахера, так и не может остановиться. Аристократт, бллинн! Среди гопников...


jarrik 06 февраля 2018 | 01:12

От статьи плохое ощущение, несмотря на то ,что автор во многом прав. Прав он в том, что авторы не особо заморачивались достоверностью деталей : баскетбол был другим - без данков, Паулаускас нормальный мужик и А.Белов действительно не болел в 72-ом. Можно еще вспомнить, что шесть лучших игроков отказались играть из-за тренера в сбороной США. А там были люди ой-ой-ой, например Джулиус Ирвинг. Все это мягко говоря попахивает, но... откуда в статье столько желчи и пренебрежения к стране? После 72-го не было громких побед в спроте? А Кубок Канады 81, когда канадцев вынесли 8:1? А Олимпийское баскетбольное золото Сеула -88? Там были любители, но в сборной США играли далеко не мальчики для битья, центровым играл например Робинсон("Адмирал"), который через пару лет был одним из лучших центров НБА, а за Югославию играли Петрович,Кукоч, Раджа, Дивац...- большие мастера. А футбольное золото той же сеульской Олимпиады, когда выиграли у бразильцев с Таффареллом, Бебето и Ромарио , которые вскоре стали чемпионами мира - это не успех?! СССР в спорте был мощной державой, равной которой в мировом спорте нет и успехов было полным-полно. Все что касается того,о что государство проехало катком по своим героям.... Я не одобряю многих законов СССР, но по-моему и в современной России, и во Франции,и в США контрабанда предметами искусства уголовно наказуема. Нет? Я не про мохер и радиолы говорю -это мелочи. Но когда человек берется провозит произведения искусства, то он не может не отдавать отчет в возможных последствиях.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире