14:11 , 19 ноября 2017

Эдуард Успенский: Я уже не имею право получить гонорар за майку с Чебурашкой

Президенту Российской Федерации
В.В. Путину

Уважаемый господин Президент!

К моему 80-летию замечательная коммерческая организация ФГУП «ТПО «Союзмультфильм» подготовила мне очень интересный подарок: признание меня НЕавтором всех моих экранизированных произведений.

Признаюсь, на этот раз новому руководству очередного «Союзмультфильма» удалось удивить даже меня. Потому что они намеревались экранизировать истории про «деревню Простоквашино Эдуарда Успенского» без какого-либо согласия со стороны этого самого Эдуарда Успенского. И даже сделали несколько экранизаций.
Представляете, вдруг, я вижу сюжет с моими героями, с моим любимым котом Матроскиным и Печкиным, а писал его не я. Со мной даже договор не заключили.

Господин президент, в 2011 году Вы уже вмешивались в ситуацию, назвав «Конторой «Рога и копыта» одного из «правопреемников» — ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция»
 — Вы меня удивляете! Все взрослые люди и молчите! Вас грабят, а вы молчите! Создали контору «Рога и копыта»! … Надо было давно к министру сходить» («Коммерсант» № 116 от 29 июня 2011 г. А. Колесников «Все лучшее дядям. Как Владимир Путин реанимировал отечественную анимацию»).
Вы приказали немедленно ликвидировать эту организацию с передачей прав на «советские мультфильмы» в Госфильмофонд России.
Но вместо прав на фильмы в Госфильмофонд России был передан директор «Конторы «Рога и копыта», который, судя по сайту, и сейчас там работает «директором по авторским и смежным правам». Видимо, в связи с наличием у него очень ценного опыта.

Сама «контора» сопротивлялась еще два года и, прежде чем издохнуть в 2013 году, успела заключить некий тайный договор со своим «братом-близнецом» ФГУП «ТПО «Союзмультфильм» о передаче всех прав «на всё и навсегда».
Должен отметить, что все упомянутые «Союзмультфильмы» (а их ровно пять) являются коммерческими организациями (статья 113 Гражданского кодекса), то есть преследуют «извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» (статья 50 Гражданского кодекса).

Но в их названиях имеется наличие слов «государственное» и «федеральное». И  эти организации постоянно обосновывают требования о повышении своих доходов интересами государства. И требуют, требуют, требуют деньги со всех организаций, которые работают с брендами авторов Союзмультфильма. Не подпуская к брендам авторов. И я уже не имею право получить гонорар за майку с Чебурашкой.

За прошедшие годы мы, «старые авторы», уже привыкли к тому, что время от времени очередная коммерческая организация присваивает себе право торговать «государственными» правами на старые мультфильмы.
Все это стало привычным, несмотря на то, что никаких исключительных прав на свои произведения при создании «советских мультфильмов» мы, авторы, не передавали.

Мало того, согласно действовавшей в период их создания статье 486 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. признавалось, что «Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение».

Мультфильмы с моим участием создавались по книгам, написанным и опубликованным мною до работы над сценариями. Я не являлся штатным работником студии. Но даже в отношении штатных работников, прежде всего художников, должен отметить, что по советскому законодательству права на «служебные произведения» полностью принадлежали их авторам (статья 483 ГК РСФСР 1964 г.), что руководство «Союзмультфильма» также предпочитает этого не замечать, приторговывая изображениями из мультфильмов и заявляя, что никакие авторы не имеют отношения к этим изображениям.

Привычной стала также загадка о том, каким образом, торгуя всеми возможными правами, обладая бесплатно переданным государственным имуществом, получая финансирование из бюджета «Союзмультфильмы» постоянно жалуются на нехватку средств для развития «отечественной мультипликации».

Но если раньше средства выпрашивались просто на некие абстрактные проекты, то теперь появилась новая, свежая идея получить государственное финансирование для того, чтобы с его использованием самым грубым и непринужденным образом нарушить мои авторские права.

Эта идея особенно интересна тем, что я никогда не отказывался от сотрудничества с «Союзмультфильмом», ни разу не судился с ним и готов был предоставить права на создание новых фильмов на любых разумных условиях.

Я понимаю, что для меня и моих наследников это борьба на годы.

С уважением,
Эдуард Успенский


Письмо в «Коммерсант»

Давно я не встречался с руководителем, который так сильно и упрямо продвигает свои идеи, мифические представления о своих правах и возможностях, будучи юридически при этом совершенно безграмотным человеком.
Я имею в виду Юлиану Слащеву – руководителя студии «Союзмультфильм». В чем суть проблемы.

Много лет назад я написал повесть «Дядя Федор, пес и кот». Все права на тексты, характер, диалоги, образы персонажей и прочее принадлежат мне. Я сумел зарегистрировать в форме товарных знаков многие имена и фразы своих героев, названия места действия.

Долгое время я мог получать гонорары за продукцию, выпускаемую в связи с моими персонажами. Но вот возник «Союзмультфильм» и он тоже стал раздавать права на героев моей повести, часто тем же пользователям, которые уже приобрели права у меня. Это было незаконно, но терпимо.
На одном и том же прилавке лежали игрушки Чебурашки с копирайтом «Успенский» и копирайтом «Союзмультфильм». Причем обе игрушки были сделаны на одной фабрике в Китае.
Ну что поделаешь, если государственные организации бывают такими проказниками.

Но вот на Союзмультфильм пришла решительная Юлиана Слащева. Она сразу решила, что «все права» принадлежат только студии, и не только права на старые фильмы, но и права на любые вошедшие в них или предшествовавшие им произведения и персонажи, независимо от того, когда и кем они были созданы, а также права создавать новые фильмы и книги без каких-либо разрешений от авторов, в том числе авторов произведений, на основе которых фильмы были когда-то созданы. «Воздух государственный – значит, квартира моя».

А что почему бы не написать продолжение «Простоквашино» уже без его надоедливого автора (Кот Матроскин в космосе, Печкин против Годзиллы)? А дальше можно и Анну Каренину «оживить», а потом и лицензирование наладить («Духи Анна Каренина на корте»).

Доводы у Юлианы простые: «Мы ему пять миллионов предложили. На студии еще никому так не платили».
Ну, во-первых, никакого официального предложения заключить договор я так и не дождался.
А во-вторых, девушка совсем запуталась в своих показаниях.

Если она полагает, что я не являюсь автором, не имею никаких прав и никаких договоров со мной заключать не нужно, то за что именно она предполагает платить такие безумные, с ее точки зрения, деньги?
И почему она, руководя государственным предприятием, так привольно распоряжается денежными знаками?
К тому же есть разница между стоимостью прав на сценарии и  ценой моих персонажей, которые приобрели «бриллиантовый» оттенок уж никак не благодаря усилиям Юлиане Слащевой…

Вообще гражданка Слащева — это герой времен Никиты Хрущева с его лексикой, самоуверенностью и верой в полную безнаказанность. Ее сняли с полочки, очистили и пустили в дело.
Не получится. Рано или поздно придется считаться с законами.

С уважением,
Эдуард Успенский

Комментарии

287

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


vovochka1937 21 ноября 2017 | 07:02

Успенский - замечательный детский писатель, к тому же, умеет постоять за себя, иногда, даже прихватывает чужое. Например, рисунок Чебурашки, который сделал не он. Его трудно обмануть. Например, Эфраим Севела, не менее талантливый писатель, рассказывал, что в россии его обманули на 600000 долларов, выпустив без его ведома сборник его произведений громадным тиражом. Но Успенский болен и стар, боевой дух уже не тот. Это почувствовала его бывшая жена Элеонора филина, успешно отобрав часть собственности, заработанной писателем. теперь Союзмультфильм ,нарушая законы, ущемляет права писателя. Стыдно должно быть этим похитителям чужого имущества. Таланта нет в творчестве, затп талант в воровстве, что характерно для России сегодняшней.


viktor20123 21 ноября 2017 | 09:15

vovochka1937:
Если жениться в преклонном возрасте, то получится как у Джигарханяна.
Никакие Чебурашки не помогут!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире