15:47 , 04 ноября 2015

Доклад Международной консультативной группы Совета Европы о событиях в Одессе 2 мая 2014 года

Источник

Расследование событий мая 2014 года в Одессе не соответствуют требованиям Европейской конвенции по правам человека, об этом сообщается в докладе Международной консультативной группы.

4 ноября 2015 года в Киеве был опубликован и представлен доклад Международной консультативной группы по обзору расследований трагических событий в Одессе мая 2014 года. Группа обнаружила, что расследование не соответствуют требованиям Европейской конвенции по правам человека.

48 человек погибли, несколько сотен были ранены в результате столкновения в центре Одессы и пожара в Доме профсоюзов 2 мая 2014.

Украинская власть инициировала 3 расследования. Первое расследование охватывает действия милиции 2 мая 2014 и освобождение задержаны 4 мая после нападения протестующих на местный милицейский участок. Второе расследование сфокусировано на массовых беспорядках в центре города и пожаре в Доме профсоюзов. Третье расследование сфокусировано на действиях сотрудников Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям.

МДГ признает, что расследование претерпело значительные трудности, но отмечает «что эти трудности не могут быть оправданием недостатков, которые неизбежно являются результатом этих проблем». Власть должна обеспечить все возможные меры для того, чтобы расследование соответствовало статье 2 (право на жизнь) и статьи 3 (запрет пыток, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение) Конвенции.

МДГ считает, что второму и третьему расследованию не хватает институциональной и практической независимости. Принимая во внимание участие милиции в беспорядках 2 мая 2014 и иерархические отношения между Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям и Министерством внутренних дел, расследование должно было осуществляться с помощью органов, которые не зависят от Министерства.

МДГ считает, что расследование было неэффективным по ряду причин: в частности, распределение следственной работы было неэффективным, и ресурсы для расследования были недостаточными. Качество расследования также было неудовлетворительным, власть не продемонстрировала усердие и максимальные усилия в инициировании и проведении расследования. По мнению Группы, «наиболее ярким примером отсутствия тщательности» является то, что первые настоящие усилия, направленные на расследование непонятной задержки пожарных в прибытии в Дом профсоюзов на 40 минут, не были сделаны до декабря 2014 года.

Группа также рассмотрела вопрос о преследовании и рассмотрении дел подозреваемых. МДГ выразила серьезную обеспокоенность относительно решения о прекращении судебного дела в отношении двух подозреваемых на основании отсутствия доказательств, и отметила, что повторные отводы судей отложили начало уголовного процесса, а решение объединить 21 человека в одном обвинительном акте, без индивидуализации обвинения, имело негативное влияние на судебное дело.

Относительно общественного надзора за расследованием и привлечения жертв и их родственников, МДГ признает, что власть оперативно предоставила общественности базовую информацию и факты, но нашла некоторые недостатки. Наибольшую обеспокоенность вызывает недостаточность последовательности, систематичности и постоянства в предоставлении информации. В отличие от расследования событий на Майдане, власть не приняла никаких скоординированных мер для оказания непосредственной и регулярной информации потерпевшим и родственникам о ходе расследования.

Группа пришла к выводу, что достаточный прогресс в расследовании жестоких событий в Одессе мая 2015 года, не был достигнут через выше указанные недостатки.

Международная Консультативная Группа была создана по распоряжению Генерального секретаря Совета Европы в апреле 2014 года в целях надзора за расследованием событий на Майдане. В сентябре 2014 года мандат МДГ был расширен для надзора за соблюдением всех требований Европейской Конвенции по правам человека и практики Европейского суда по правам человека при расследовании событий в Одессе.

Обзор выводов Международной консультативной группы

Проанализировав расследования насильственных событий в Одессе 2 мая 2014, МДГ пришла к следующим выводам:

По проблемам, с которыми сталкивается расследование:
Преграды, с которыми столкнулись лица, ответственные за расследование событий 2 мая 2014 в Одессе, являются серьезными, а их влияние на ход расследования нельзя недооценивать. Однако эти проблемы не могут оправдать все те недостатки, которые не являются их неизбежным следствием. Безусловно, органы власти должны и имеют обязательства принять все необходимые меры для обеспечения соответствия расследований требованиям статей 2 и 3 ЕКПЧ.

Относительно независимости расследований:
Учитывая доказательства, указывающие на причастность сотрудников милиции к массовым беспорядкам 2 мая 2014 в Одессе, статьи 2 и 3 требуют, чтобы расследование массовых беспорядков в целом осуществлялось органом, полностью независимым от сотрудников милиции. Так же, учитывая структурные связи между ДСНС и МВД, расследование действий пожарной службы нельзя считать независимым. Эти проблемы еще раз подчеркивают необходимость в независимом и эффективном механизме расследования серьезных нарушений прав человека, совершенных сотрудниками правоохранительных органов и другими государственными должностными лицами.

МДГ также считает, что для сохранения доверия всех слоев общественности системе уголовного правосудия, органам власти, в том числе судебным, крайне важно показать, что во время проведения расследования и судебного разбирательства они действуют беспристрастно и без дискриминации.

Что касается эффективности расследований:
Организация расследования: МДГ считает, что распределение расследований между ГПУ и МВД малопродуктивно и вредит эффективности этих расследований, учитывая, что все они касаются тесно связанных между собой событий и в определенной степени совпадают в части доказательств, свидетелей и потерпевших. Также МДГ считает, что на качество, продвижения и эффективности расследования действий сотрудников ДСНС негативно повлияло решение поручить проведение этого расследования местным органам внутренних дел, которые бездействовали на ранних решающих стадиях расследования.

Кадровое обеспечение и ресурсы: МДГ одобрительно относится к тому, что оба следственных органа пытались обеспечить непрерывность на уровне основных следователей, занимающихся расследованиями в Одессе. Однако, МДГ считает, что сокращение соответствующих следственных групп негативно влияет на прогресс, качество и эффективность этих расследований, а также считает, что кадровое обеспечение не является достаточным.

Качество расследований: МДГ считает, что в каждом из производств следственные органы не проявили должной полноты и тщательности, как на стадии возбуждения производства, так и во время дальнейшего его расследования, в результате чего общая эффективность расследования была поставлена ​​под угрозу.

Обвинение и суд: МДГ выражает серьезную озабоченность по поводу решений о прекращении дела в отношении двух подозреваемых из-за недостаточности доказательств.
МДГ считает, что неоднократные отводы судей привели к задержкам начала судебного разбирательства уголовных производств в целом. МДГ также считает, что решение обвинить 21 человека в одном обвинительном акте без индивидуализированных обвинений также стало причиной задержки и может иметь негативное влияние на ход судебного разбирательства.

Относительно требований своевременности и отсутствии проволочек
МДГ считает, что расследование в отношении действий сотрудников ДСНС не было расследовано своевременно и не было проведено незамедлительно. Расследование массовых беспорядков и пожара 2 мая 2014, а также действий милиции 2 и 4 мая 2014 хотя и были начаты своевременно, в дальнейшем содержали ряд недостатков, которые возникли в ходе их проведения и привели к их существенной затяжке.

Относительно общественного контроля за проведением расследований
МДГ считает, что события в Одессе 2 мая 2014 были настолько важными, что обязывали органы власти предоставлять достаточную информацию о расследовании в целях содействия эффективному общественному контролю. Хотя органы власти опубликовали значительный объем информации, делалось это при отсутствии эффективной коммуникационной политики, и, как следствие, часть информации была непонятной и противоречивой, а также предоставлялась неравномерно и с недостаточной регулярностью.

Относительно участия потерпевших и их родственников
Задача МДГ не заключается в том чтобы установить, удовлетворяет требованиям ЕКПЧ расследование того или иного индивидуального дела, и поэтому в этом контексте МДГ ограничивает свои выводы напоминанием практики ЕСПЧ относительно участия пострадавших и их родственников в любом уголовном расследовании.

МДГ с сожалением отмечает, что, в отличие от расследований событий на Майдане, следственные органы не приняли никаких согласованных мер, чтобы обеспечить прямое и регулярное информирование пострадавших и их родственников по продвижению расследований, и подчеркивает, что информация, которая была предоставлена ​​широкой общественности, сама по себе не была достаточной для защиты прав и законных интересов потерпевших и их родственников.

По оценке МДГ текущего состояния расследований
По мнению МДГ, в расследовании трагических событий в Одессе 2 мая 2014 не удалось достичь существенного прогресса. Несмотря на то, что такой результат можно в определенной степени объяснить сложными условиями, в которых проводились эти расследования, МДГ считает, что недостатки следствия, указанные в этом Отчете, негативно сказались на способности органов власти выяснить обстоятельства преступлений, совершенных во время событий в Одессе, и установить виновных лиц.

Полный текст доклада на английском языке >>>



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире