12:41 , 03 сентября 2013

Сергей Гуриев: Об экономической программе Алексея Навального

Выступление на встрече с предпринимателями (2 сентября 2013 г., из Парижа по skype)

Мне посчастливилось, наверное, мне удалось, мне повезло, что я принял участие в разработке программы кандидата в мэры Москвы Алексея Навального. Так как это была открытая информация, многие из тех, кто сегодня присутствует в зале и  участвует в нашей встрече по телефону, задавали мне вопросы о том, кто такой Алексей Навальный, какие у него экономические задачи, что должно быть в его программе. Я отвечал на эти вопросы. Но я понял, что, наверное, проще будет собраться вместе и обсудить вопросы вместе. Действительно, как говорил Аркадий, сначала казалось, что такую встречу можно было сделать частной, с ограниченным количеством участников. Но в России ничего не бывает частного, особенно для тех людей, у которых взламывают почту, за которыми следят, поэтому информация об этой встрече быстро разошлась. И мы решили, что легче сделать ее более открытой, потому что в России, к сожалению и или к счастью, друг от друга ничего скрыть невозможно.

Я бы хотел отдельно поблагодарить Аркадия Островского, который принял участие в этой встрече в роли модератора. Действительно, Аркадий не играет роли адвоката Навального или противника Навального. Я очень рад, что Аркадий нашел возможность прийти сюда и провести эту встречу, чтобы его аудитория, аудитория читателей журнала Economist была лучше информирована о том, что происходит сегодня в России.

Я сейчас достаточно коротко расскажу об основных принципах программы, в разработке которой я принимал участие. А потом я и Алексей будем рады ответить на ваши вопросы, включая вопросы Аркадия Островского, который обещал задавать сложные вопросы. Я также отвечу на предварительные вопросы, которые участники присылали по электронной почве в преддверии этой встречи, потому что эти вопросы также мне кажутся достаточно интересными для сегодняшней аудитории. Прежде чем переходить к открытой дискуссии, я постараюсь ответить и на них.

Я бы хотел рассказать о том, как устроена программа и откуда она взялась. Напомню вам: выборы были назначены в июне. И когда Алексей принял решение принимать в них участие, попросил меня и мою жену, профессора парижской школы экономики Екатерину Журавскую принять участие в разработке этой программы. Мы согласились. И тогда у нас было с Алексеем четкое понимание того, что нужно писать. Но по ходу этого команда Алексея, которая работает в Москве, проводила фокус-группы, социологические исследования и пыталась выяснить, на какие вопросы нужно давать ответ. В целом, программа, которую мы подготовили и которая лежит на сайте Алексея, это достаточно короткий документ. Мы поняли, что главное – обозначить приоритеты в развитии Москвы Навальным, чем давать более подробные ответы. Но главное, что мы построили эту программу не так, как пишутся программы в правительстве, отталкиваясь о того, какое министерство будет делать что и какое министерство хочет какой бюджет на свою деятельность. Эта программа написана именно таким образом, чтобы отвечать на вопросы москвичей. Конечно, программа для города это не программа для страны. У мэра совсем другие инструменты. Но главное, что у мэра гораздо более понятные представления о том, чего хотят избиратели.

В связи с этим программа так и построена. Она идет по ограниченному набору вопросов, которые волнуют москвичей. Даже этот ограниченный набор уже исчисляется 11. Если сегодня вам задать вопрос о том, что волнует москвичей, наверное на вскидку в ответите тремя пунктами. Но если 5 человек, которые сидят за столом, начнут говорить об этом, эти 11 пунктов, я уверен, так или иначе появятся в разговоре. Это, безусловно, коррупция и прозрачность власти, это ЖКХ, миграция, образование, здравоохранение, достойная жизнь для пенсионеров, пробки, безопасность на улице и работа полиции. Это, естественно, расходы самого правительства Москвы и функционирование самого правительства Москвы. И в этом смысле, конечно же, трудно говорить о том, что есть какие-то расхождения о том, что именно нужно делать и на какие вопросы отвечать. По этим пунктам в программе и изложены наши ответы на эти вопросы. Я сейчас не буду читать то, что написано в программе. Я уверен, что люди, которые собрались в зале, либо прочитали эту программу, либо смогут это сделать сами. Я расскажу о нескольких ключевых принципах того, как устроена программа.

Повторюсь: мы действовали по простому принципу – есть проблема, и мы ее собираемся решать. При этом решаем ее теми методами, в которых Алексей Навальный является зарекомендовавшим себя политиком и человеком, который доказал свою эффективность. В этом смысле, наверное, нам повезло, что именно такой человек, который пользуется репутацией человека, который не только обещает, но и делает (по крайней мере, в области борьбы с коррупцией и эффективности госуправления), это тот самый человек, который баллотируется в мэры города, в котором именно эти проблемы являются ключевыми. Ни одну из тех проблем, которую я назвал, нельзя решить без получения прозрачности и эффективности борьбы с коррупцией в Москве.

Итак, основные принципы этой программы очень просты. Во-первых, это повышение прозрачности и борьба с коррупцией. Во-вторых, это децентрализация полномочий и перенос существенного количества решений на муниципальный уровень. При этом, как это бывает, иногда полномочия передаются без денег. Мы полагаем, что существенная часть городского бюджета и налоговых полномочий будет передана на муниципальный уровень. Это подотчётность власти через раскрытие информации о деятельности самой власти. Я немножко позже скажу о тех законопроектах, которые подготовила команда Навального уже сейчас. Это и повышение конкуренции вместе с прозрачностью. Это тот самый механизм, который позволяет решить проблемы ЖКХ. Наша программа предполагает, что компании, работающие в ЖКХ, будут проходить независимый аудит, их расходы, их структура бизнеса будет более прозрачной. И будет понятно, насколько обоснованными будут те самые повышения тарифов, которые мы видим. Наше предложение заключается в том, что тарифы в ЖКХ завышена на десятки процентов, поэтому мы предполагаем, что даже можно отменить повышение тарифов. Все равно при наличии конкурентности и прозрачности это будет хорошая область для конкурентного бизнеса.

Еще одна важная вещь – приоритет публичного транспорта. Мы считаем, что победить в войне с пробками невозможно за счет больших дорог, потому что мы знаем, что строительство больших дорог привлекает новые машины на дороге. В любом случае, в Москве так много машин, что если все они выйдут на дороги, сколько бы мы ни строили развязок и колец, — к сожалению, нам с этой проблемой справиться не удастся. Мы считаем, что необходим настоящий качественный скачок в области развития общественного транспорта. Мы видим, что сегодняшнее московское правительство декларирует эти цели. Мы считаем, что в этом направлении нужно двигаться гораздо быстрее. И одна из целей заключается в том, что подавляющему большинству наземных маршрутов не нужно было бы ждать общественного транспорта больше, чем 5 минут.

Еще одна важная вещь – инновационный подход к разделению полномочий между федеральным центром правительством Москвы. К сожалению, у мэра не так много полномочий. К сожалению, некоторые проблемы он решить не может. Но мы считаем, что даже в тех ситуациях, где мэр не является ответственным за обеспечение безопасности на улицах Москвы, у мэра есть достаточно рычагов, чтобы все-таки помочь гражданам Москвы жить в безопасном городе. В программе мы описываем то, каким образом мы собираемся действовать. Часть этого будет достаточно расходным удовольствием, потому что нам придется фактически нанимать частные охранные предприятия для охраны улиц. Часть этого – уже осуществленные меры. Нужно будет работать всего лишь с информацией, поступающей с камер, которые и сегодня находятся в распоряжении мэрии Москвы. И т.д. и т.п.

Некоторые вещи мы перенесем из федеральной в муниципальную область. Точнее даже не в муниципальную область, а ближе к людям. Здесь нет ничего сверхъестественного, но мы предлагаем ввести выборность мировых судей, чтобы судьи были ближе к людям, более подотчетны. И тем самым решить проблему зависимости судебных решений от политического руководства страны. Мы знаем, что не все проблемы и решения решаются в мировом суде. Тем не менее, подавляющее большинство исков, слушаний, дел, из тех дел, которые заботят граждан Москвы, это дела, которые смогут решать мировые судьи.

Еще одна важная вещь – это то, что мы не считаем приемлемой ситуацию с нелегальной миграцией. Мы считаем, что ситуация, в которой в Москве фактически узаконено рабство, которое является рассадником преступности и коррупции. Эта ситуация является неприемлемой. В то время как бюджет тратит на них большие деньги, разница оседает в карманах чиновников. С этой ситуацией необходимо бороться, необходимо решить. Это будет одним из приоритетов мэрии, правительства Москвы под руководством Алексея Навального.

Но самое главное – то, что мы хотим построить в Москве жизнь, которая будет достойна москвичей. Москва – очень богатый город. И в программе, и  в своих выступлениях Алексей много говорит о том, что бюджет Москвы сопоставим с бюджетом Нью-Йорка. На самом деле, если посмотреть на уровень дохода в Москве, средний доход выше, чем доход в такой стране, как Испания, или почти достигает уровня такой страны, как Италия. Но живут москвичи, к сожалению, не так хорошо. Наша цель – построить в Москве европейское качество жизни. Это в себя включает и заботу о тех, чей доход, к сожалению, не дотягивает ни до Испании, ни до Италии. В программе много говорится о том, что мы собираемся потратить те деньги, которые мы сэкономим за счет борьбы с коррупцией, за счет повышения прозрачности, на то, чтобы обеспечить достойную жизнь всем москвичам, включая пенсионеров. Алексей много уже говорил в последние недели о том, что мы можем удвоить московскую прибавку к пенсии. Но это только начало. Мы считаем, что социально незащищенные москвичи могут получать специальные преференции и при оплате услуг ЖКХ и во многих других ситуациях. Это мы обсуждаем в программе.

Сразу скажу, что программа, конечно же, не отвечает на все вопросы. В ней нет достаточного количества деталей. Мы видели, что кампания идет таким образом, что программа должна обозначать приоритеты. Вдобавок к программе, которую мы опубликовали 1 июля, мы также опубликовали 2 других документа. Один из них – 10 первых шагов, которые будут предприняты немедленно, когда Алексей станет мэром эти 10 шагов, насколько я понимаю, содержатся в газете, которую мы тоже вам положили на столы. Эти шаги движутся в том направлении, что и приоритеты программы, о которых я только что говорил. За исключением, пожалуй, одного: это превращение Кремля в общенациональный музей-заповедник. Это приоритет, который мне кажется правильным. Хотя у нас есть разные точки зрения, является ли он первоочередной задачей сегодняшней жизни города Москвы, тем более что он действительно не входит в компетенцию мэра Москвы. Это все-таки федеральное решение.
Кроме 10 первых шагов, есть 6 законопроектов. Текст этих законопроектов лежит в интернете. Это ключевые меры, против которых трудно спорить, поэтому даже если мэром станет другой человек, при помощи механизма народного депутата, при помощи сбора подписей в интернете, эти законопроекты так или иначе будут внесены в Мосгордуму. Это законопроекты о прозрачности работы московского правительства. Это закон и  на другие органы власти города Москвы. Это законопроект о прозрачности строительных, ремонтных и иных работ в городе Москве. Это законопроект о найме иностранных граждан на зарплату менее 700 тысяч рублей в год, которую этот законопроект собирается запретить. Это законопроект о выборах мировых судей. Это законопроект о прозрачности компаний, работающих в секторе ЖКХ. И это законопроект о прозрачности арендных отношений, сдачу в аренду имущества города Москвы. Это ключевой барьер для малого и среднего бизнеса в Москве. Вы все хорошо знаете, что, к сожалению, малый и средний бизнес в Москве находится не в лучшем состоянии. Хотя сегодняшнее правительство декларировало серьезное продвижение рейтингов Doing Business, пока Москва находится на последнем месте среди городов России, в которых такие измерения бизнес-климата проводятся. И одним из ключевых барьеров, конечно, является доступ к недвижимости. И здесь, конечно, есть, к сожалению, много проблем, связанных с непрозрачностью правового спектра, когда приближенные к чиновникам компании получают площади по низкой цене и передают их по рыночной цене другим компаниям. В целом, мы собираемся много сделать для того, чтобы и другие административные барьеры были сняты. Многие из этих барьеров находятся в ведении федеральных органов власти. Но, как показывает опыт, в том числе и сегодняшнего правительства Москвы, много можно сделать и в этой области.

Теперь, если позволите, я отвечу на вопросы, которые пришли заранее. Многие из этих вопросов, это вопросы о том, откуда можно будет взять деньги на все эти замечательные инициативы. Особенно если федеральный центр будет противодействовать работе мэра Навального и, например, НРЗБ крупных налоголпательщиков из Москвы. Бюджет города Москвы настолько велик, что мы видим, что резервы огромны. 90% расходов бюджета – это так называемые городские программы, внутри которых есть, мягко говоря, огромный потенциал для экономии. И только за счет внедрения конкурсных процедур и прозрачности мы рассчитываем получить достаточное количество денег, чтоб, как я уже сказал, сделать прибавку к пенсии в Москве. Мы также считаем, что в Москве за счет развития малого и среднего бизнеса будет намечаться рост налогов с малого и среднего бизнеса.

Мы также считаем, что мы будем экономить на том, что само правительство будет более экономным в своей деятельности. И мы даже предвидим доходы от приватизации ненужного московскому правительству имущества. Мы также думаем, что децентрализация приведет к более эффективному и сбору, и расходованию средств, потому что на уровне муниципалитетов будет больше понимания и как эти деньги тратить, и больше прозрачности, связанной с тем, на что эти деньги тратить. И легче будет осуществляться сбор налогов на доходы физических лиц и на имущество, когда этот налог заработает в полную меру. Опять-таки для нас налог на имущество является важным источником дохода. В будущем, когда он будет работать и собираться по рыночным ставкам, мы считаем, что этот налог будет создавать и правильные стимулы для органов власти и субъектов бизнеса. И являться существенным источником дохода.

Еще один ряд вопросов связан с тем, что собирается делать Алексей, в случае когда он выйдет во второй тур, выиграет выборы, и в том случае, когда он не выиграет выборы. На эти вопросы, наверное, лучше всего ответит сам Алексей.

Есть много вопросов, связанных с тем, сколько мы ожидаем экономии за счет наведения порядка в сфере ЖКХ. Я вам честно скажу: есть самые разные оценки. И, кончено, мы видим, что потенциал огромный. Мы говорим о десятках процентов снижения тарифов. Но какие именно получатся результаты, мы пока не готовы обсуждать. В том числе и потому, что пока, к сожалению, этот сектор крайне непрозрачный.

Еще один ряд вопросов связан с тем, что мы будем делать с механизмами работы благотворительных фондов, корпоративной благотворительностью в России и в Москве, в частности. Я думаю, что это не самый главный вопрос. Но самый главный ответ на этот вопрос – повышение прозрачности. Сейчас в России есть настоящие волонтерские организации, и НКО, которые полностью раскрывают свою деятельность. И к их работе нет претензий. Есть и другие организации, в том числе и государственные компании, чей бюджет на благотворительность является непрозрачным. И это, конечно, беспокоит всех.

Есть вопросы, связанные с тем, насколько мы положительно относимся к ТСЖ. Конечно, это ключевая форма взаимодействия жильцов с городом. И, конечно, до тех пор, пока это будут настоящие прозрачные товарищества, мы будем не просто приветствовать их работу, но стараться содействовать их работе. Но для того чтобы бороться с фальшивыми ТСЖ, которых сегодня было создано уже много, которые на самом деле не являются подотчетными самим жильцам, а являются «крышей» для раздела денег налогоплательщиков, здесь единственный способ – прозрачностью публикации доходов, расходов и сделок, которые проводит ТСЖ.

Еще один вопрос: какой величины удар по бюджету, если, грубо говоря, «Газпром» выйдет из Москвы или «Роснефть» уйдет из Москвы. Я сразу скажу: это будет существенный удар по Москве. Я думаю, что вряд ли это произойдет, потому что штаб-квартира «Газпрома» не сразу может выехать из Москвы. И ситуация будет меняться не так быстро. Я уверен, что федеральные власти могут поставить много палок в колес Навальному. Хотя, я думаю, потенциал для экономии и новых доходов, включая доход от развивающегося малого бизнеса и сбора налога на имущество, конечно же, превышает выход любой крупной компании, даже такой крупной компании, как «Газпром».

Еще несколько вопросов было связано с тем, каким образом будет осуществляться принцип «деньги следуют за школьником» или «деньги следуют за пациентом». Такой принцип заявлен в нашей программе. Если можно, я на эти вопросы ответил бы позже. Они действительно не всех интересуют, потому что это такой частный вопрос, относительно технический вопрос. Скажу просто, что этот принцип работает во всех странах, в других городах. Если вы хотите более экономно и эффективно потратить деньги на образование и здравоохранение, надо пользоваться принципом «деньги следуют за клиентом». И тратить бюджетные деньги на те организации, которые приобретает большее количество граждан. Сразу скажу: здесь есть много технических деталей. Здесь нет чудес. Но тем не менее понятно, что это механизм, который позволяет деньги тратить более эффективно и в то же время поощряет конкуренцию между провайдерами, между поликлиниками, школами и больницами. В этом нет ничего удивительного.

Еще один момент, о котором я хотел сказать, это то, что многие люди, которые сегодня находятся в зале, задают мне вопрос, насколько мои взгляды совпадают с взглядами Алексея. Я бы хотел сказать, что мой опыт работы над этой программой был очень положительным. Мы во многих позициях сходимся с Алексеем с самого начала, по многим вопросам мы с ним спорим. Это, кончено, его программа. И по паре позиций у нас есть расхождения. Я бы сказал, что они количественные, а не качественные. Тем не менее, надо понимать, что это программа Алексея .а не моя программа. Но для меня было большой честью участвовать в этой работе. Именно поэтому я бы хотел провести сегодняшнюю встречу, потому что я хотел рассказать вам о том, что это хорошая новость.

Я всегда разговариваю с коллегами честно, я никогда скрываю ни плохих, ни хороших новостей о России. Я всегда пытаюсь найти позитивные новости, которые модно рассказать о России. Вот сейчас, мне кажется, как ни странно, лучшая новость, которую можно рассказать о России, — то, что Алексей Навальный баллотируется в мэры Москвы, то, что у него есть тысячи сторонников, то, что его шансы на выход во второй тур и на победу во втором туре растут с каждым днем. И это, мне кажется, должно для всех нас быть причиной инвестировать в Россию. Почему? Потому что главная проблема в России сегодня – не цены на нефть и не процентные ставки.

Главная причина – правительство, власть. Мы видим, что мировая экономика растет быстрее, чем мы думали 1,5 года назад. Цены на нефть выше, чем можно было ожидать хотя бы 1,5 года назад. Мы видим, что макроэкономическая ситуация в России хорошая. И, тем не менее, российские акции стоят в 2 раза меньшие, чем в других развивающихся странах. Мы видим, что капитал уходит из России. И связано это, видимо, с тем, что инвесторы считают, что нет причин полагать, что Россия будет расти теми темпами, которыми она могла бы расти при условии борьбы с коррупцией и защиты прав инвесторов и защиты конкуренции. Мы видели, что 1,5 года назад правительство обещало темы роста 5 или 6% в год. Я считаю, что это темпы, на которые Россия вполне вправе рассчитывать. Мы видим, что сегодня официальный прогноз снижен до 1,8% в год. Это, с моей точки зрения, неудовлетворительно низкий темп роста в России. И мы знаем, что, для того чтобы Россия смогла бы добиться заслуживающих ее темпов роста, это решения, которые лежат в области тех лозунгов, о которых говорит Алексей: не врать и не воровать.

Борьба с коррупцией, выполнение обещаний, реализация этих решений, которые были заявлены, в том числе и в предвыборной программе Владимира Путина, про улучшение бизнес-климата, приватизацию, защиту конкуренции, открытость и т.д., — мне кажется, сегодня мы видим, что политик, который в наибольшей степени привержен этим принципам, это, конечно. Алексей Навальный. Поэтому для меня было большой честью участвовать в этой работе. Поэтому я хотел бы рассказать вам об этом опыте, об этих принципах сегодня.

Комментарии

177

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

prohozhii 04 сентября 2013 | 17:53

Эта программулька напомнила мне "900 дней" Явлинского. Она так же далека от нашей реальности, как планета Земля от Альфа-Центавры. Все те же замусоленные мантры: "собственность", "конкуренция", "инвестиции", "бизнес"... АУ, Гуриев с Навальным! У вас есть кто-нибудь дома (стуча по башке)? Ваши рецепты были хороши лет 100-150 назад, но сегодня классический монетаризм мёртв. К концу 20-го века производственные цепочки и технологии стали настолько сложны, что конкуренция фактически из двигателя экономики превратилась в тормоз. И чем дальше, тем сильнее она тормозит. В современных условиях экономика, основанная на конкуренции и "либеральном рынке", разбалансирована, хаотична и подвержена кризисам. А конкуренция в социальной сфере - это вообще чушь несусветная. Вы хоть в курсе, что за каждой школой и поликлиникой официально закреплена территория обслуживания, определяемая по нормативам от численности населения? Какая тут может быть конкуренция? Если реализовать предлагаемый Гуриевым принцип "деньги следуют за клиентом", то в сфере образования и медобслуживания воцарится хаос. Одни школы будут трещать по швам, а другие - стоять пустыми, в результате - перекосы в уровне образования, конфликты и нарушение принципа равноправия. Школа - это не автомойка, и в сфере социального обслуживания "рыночные" механизмы никогда не работали и не работают. Да и в других сферах ситуация не лучше. Красивые слова "прозрачность" и "снижение административных барьеров" на деле обращаются новыми махинациями, распилами и банкротствами. Могучие когда-то производства уничтожаются "эффективными менеджерами", а общественный контроль в условиях дикого рынка - это утопия, ибо ни один "простой смертный" в здравом уме не попрёт против высокопоставленного бандита, окруженного армией изворотливых юристов и до зубов вооруженной охраной. Вы, господа, в какой стране живёте? Гуриев - понятно, уже не в России (а он в ней вообще жил когда-нибудь?). Запомните, зарубите себе на носу: Россия - это не США, не Франция и не Германия, их экономические модели и рецепты в чистом виде для России неприемлемы. Для России, с учетом ее тяжелого климата, сложного национального состава и исторических традиций эффективна и возможна только одна модель - социалистическая плановая экономика, комплексный подход, учитывающий все аспекты развития каждой конкретной территории, а не только желание побыстрее "отбить бабки". И не надо сейчас вопить, что мол, советская экономика рухнула. Не она рухнула, а ее намеренно обрушили некоторые "товарищи", возжелавшие стать "господами". И теперь мы до сих пор проедаем остатки нашего советского прошлого, без которых Россию уже давно постигла бы участь Югославии. Так что хватит пялиться с вожделением на зеленые фантики под названием "доллар США", пора стряхнуть лапшу с ушей, прозреть наконец, и скинуть со своей шеи всех "эффективных менеджеров", "либеральных экономистов" и "креативных блогеров". Как раз столетие Октябрьской революции не за горами...


david909 04 сентября 2013 | 18:13

москвичи неужели вам ненадоел этот беспредел позорного рукамиводства.
думаю ВЫ соображаете ?!!!!!!!


03 сентября 2013 | 13:19

В топике много портянок.


ktrszl 03 сентября 2013 | 14:08

"Поручик, молчать!" - закричал полковник.


olga0707 03 сентября 2013 | 17:24

Гуриев умный парень с хорошей гражданской позицией. Программа отличная .Желаю Победы

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире