17:05 , 25 марта 2013

Совещание Дмитрия Медведева с вице-премьерами

Д.Медведев: Я пригласил Владимира Андреевича Пучкова (Министр по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий), потому что у нас несколько довольно сложных ситуаций возникло в виду аномальных погодных условий. Одна из них касается Ростовской области, Азова. Я вчера разговаривал как раз с Министром по чрезвычайным ситуациям и с губернатором: там затопило ряд населённых пунктов. Пока там ничего сверхъестественного не происходит, но тем не менее ситуация всё равно неприятная. Меры по отселению людей были приняты. Хочу, чтобы вы мне доложили, какова ситуация сегодня, чем людям помогли, и нужно ли ещё что-то сделать. И в центральной части России ситуация весьма непростая — пришла такая очень снежная и сложная погода из Европы: метель, заносы на дорогах. Что сделано для разблокирования ситуации на дорогах и для нормализации движения? Тоже доложите. И хотел бы, чтобы все присутствующие вице-премьеры тоже этой темой озаботились.

Давайте с этого и начнём, потом по другим пройдёмся. Пожалуйста, Владимир Андреевич, вам слово.

В.Пучков: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! 24 марта в связи с нагонной волной в верховьях Дона произошло подтопление 21 населённого пункта, в которых проживает более 5 тыс. человек, были частично подтоплены автодороги, пострадало 10 социально значимых объектов. Своевременно были организованы все необходимые мероприятия по информированию и отселению населения. Всего было отселено 320 человек, из них 56 человек были размещены в пунктах временного размещения, остальные были размещены у родственников. Организована медицинская поддержка. Всего за медпомощью обратились на первом этапе два человека, впоследствии — пять человек. Им оказана необходимая медицинская помощь. Все системы жизнеобеспечения в настоящее время находятся под контролем. Мы сегодня с утра сформировали совместные комплексные группы по оценке ущерба. Подтоплено 136 домов, работают представители муниципальных образований, работают специалисты, эксперты, а также мы привлекли общественников в целях оценки реального ущерба и организации выполнения аварийно-восстановительных работ. На данный момент семь населённых пунктов отключены от энергетики в связи с угрозой короткого замыкания. И мы сейчас сформировали аварийно-восстановительные бригады, которые шаг за шагом буквально по каждому дому, по каждому объекту энергетику подключают.

Д.Медведев: Там вода стала отступать или нет?

В.Пучков: Вода уже убывает. Минус 70 см от максимального уровня затопления. Сейчас ситуация уже стабильна, полностью под контролем, и мы приступили к аварийно-восстановительным работам и восстановлению всех систем жизнеобеспечения в штатном режиме, перенацелили все транспортные потоки в целях объезда тех затопленных участков, которые также подлежат ремонту, и выполняем все необходимые меры по поддержке населения, которое пострадало. Работает комиссия по чрезвычайным ситуациям Ростовской области, работает оперативная группа регионального центра, работает Национальный центр управления в кризисных ситуациях. Я уверен, что к исходу сегодняшнего дня все основные аварийно-восстановительные работы мы выполним, за исключением подключения энергетики, потому что это потребует дополнительных усилий по просушке подтопленных жилых домов и социально значимых объектов.

Д.Медведев: Понятно, есть нормативы, но тем не менее ещё холодно пока везде, даже и на Азовском море, и в Ростове. Поэтому нужно обязательно, как только возникнет возможность, все подключения делать. Аркадий Владимирович (А.Дворкович), вы тоже на это обратите внимание как куратор энергетики. Если нужны какие-то распорядительные решения на уровне Правительства, подготовьте документы, мы все бумаги выпустим.

В.Пучков: Дмитрий Анатольевич, в установленном порядке совместно с администрацией Ростовской области мы такие документы готовим. Как только оценочная группа закончит свою работу в установленном порядке проект распорядительного документа будет подготовлен.

Д.Медведев: Ладно. Теперь по центральной части России — как обстановка?

В.Пучков: На территории Центрального федерального округа в связи с аномальными выпадениями снега и резкими колебаниями температуры в 13 субъектах Российской Федерации возникли чрезвычайные ситуации. В связи с выпадением снега органы управления и силы были заблаговременно приведены в режим повышенной готовности. Работают активно соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Я привёл в режим повышенной готовности соответствующие функциональные подсистемы Минтранса, Минздрава, Минрегиона и ряда других федеральных структур. Также работают комиссии по ЧС в субъектах Российской Федерации.

Мы обеспечили прикрытие всех федеральных автомобильных трасс, сформировали мобильные бригады. 102 наиболее опасных участка находятся под постоянным контролем. Кроме того, мы выделили дополнительные ресурсы и совместно с Минрегионом взяли на контроль работу коммунальных служб городов с целью оказания помощи людям. Кроме того, организовано информирование грузоотправителей и тех водителей, которые перемещаются на большие расстояния (это в первую очередь касается автомобилей большой грузоподъёмности), а также выполняются все необходимые мероприятия по поддержке людей, которые оказались в сложной ситуации на дорогах. Развёрнуты городки жизнеобеспечения, пункты обогрева, пункты технической поддержки. На тех отдельных участках, где возникает затруднение в движении, организовано постоянное продвижение всех групп автомобилей. В том числе прикрываем во взаимодействии с субъектами Российской Федерации не только федеральные автотрассы, но и все прилегающие автомагистрали в целях нормализации движения.

В целом ситуация под контролем, работает Национальный центр управления в кризисных ситуациях. По прогнозу, погода будет осложняться, возможны сюрпризы, поэтому мы соответствующие органы управления и силы держим в режиме повышенной готовности.

Д.Медведев: Нужно общаться со всеми, кто находится в движении, с водителями тоже, просто чтобы там не возникало заторов из-за неправильных действий, что у нас было некоторое время назад. Аэропорты работают?

А.Дворкович: Вчера в аэропортах Московского узла была сложная ситуация: более 100 рейсов было задержано, более 20 отправлено на запасные аэродромы. Сегодня в середине дня ситуация постепенно стабилизируется, пока ещё есть проблемы, не все рейсы вошли в график, но к концу дня это может быть полностью синхронизировано.

Д.Медведев: Но в целом самолёты принимают и выпускают?

А.Дворкович: Да. Прямо вчера были отправления на запасные аэродромы, сегодня уже таких случаев практически нет.

Д.Медведев: Я бы хотел, чтобы вы продолжили контроль, и, естественно, мониторили, докладывали о ситуации. И, Дмитрий Олегович (обращаясь к Д.Рогозину), вы тоже как куратор соответствующего направления держите под контролем. Договорились.

Теперь несколько слов по крупным проектам. Мною утверждён Прогноз долгосрочного социально-экономического развития России до 2030 года — это ещё довольно дальняя перспектива. Документ стратегический, он должен стать основой для развития отдельных отраслей, территорий, для принятия решений по осуществлению масштабных инфраструктурных проектов и в целом для укрепления национальной конкурентоспособности. Темпы модернизации нашей промышленности, развитие сельского хозяйства будут зависеть от бюджета и, естественно, от того, как будет развиваться наша экономика, от темпов роста валового внутреннего продукта. Там заложены три сценария всем известные, в зависимости от них и просчитан прогноз. Понятно, что прогнозирование на 17 лет вперёд всегда относительно. Тем не менее важно понимать, к чему мы стремимся и каких результатов хотим достичь. Просто обращаю внимание Правительства, что этот документ мной утверждён.

Кроме того, была одобрена подготовленная Правительством Стратегия развития электросетевого комплекса. Было совещание Президента, поставлены амбициозные задачи на сей счёт. Речь идёт о снижении операционных расходов, об инвестиционных расходах, о выводе с рынка неэффективных сетевых операторов и, конечно, о повышении качества управления в сетевом хозяйстве, которое, мягко говоря, далеко не идеальное. В совокупности, я надеюсь, это приведёт к замедлению роста тарифов на электроэнергию для значительной части потребителей и, конечно, что не менее важно, к повышению качества электроснабжения, чтоб отключений было меньше, чтоб мы понимали, что будет происходить в перспективе. Нарушения в подаче электроэнергии должны стать исключениями — это как раз форс-мажор, о котором мы сегодня говорим. Это наши приоритеты. Уже целый ряд решений принят, стратегия утверждена. Аркадий Владимирович (Дворкович), как планируется организовать работу по новой стратегии? И как будут сокращаться сроки подключения потребителей к электросетям?

А.Дворкович: Подготовленная стратегия предусматривает комплекс мер. Потребуется принятие 20 нормативных правовых актов. График является приложением к стратегии, и полностью принятие всех нормативно-правовых актов должно завершиться к началу следующего года. По месяцам расписаны все 20 актов. В совокупности они должны привести к достижению следующих результатов: во-первых, к снижению уровня недоотпуска электроэнергии и количества потерь…

Д.Медведев: У нас и термины эти иногда просто поражают: «недоотпуск».

А.Дворкович: Да, наша советская терминология.

Д.Медведев: Это просто нечто! Это неисполнение договора называется юридическим языком. Недоотпуск! Давайте поменяем терминологию, стыдно это вслух произносить.

А.Дворкович: Хорошо, именно так. Речь идёт о том, что сегодня у нас общее число часов отключения электроэнергии и количество случаев отключения электроэнергии в 10 раз выше, чем в средних европейских странах. Абсолютно ненормальная ситуация, причём в значительной мере связанная с устаревшим оборудованием и неэффективной организацией работы. Именно эти задачи должны быть решены в рамках реализации стратегии. Будут введены единые технические требования, единая техническая политика по всему сетевому комплексу — от ФСК до МРСК и территориальных сетевых организаций. Количество последних должно быть сокращено в разы. Сегодня у нас около 3 тыс. территориальных сетевых организаций, подавляющее большинство из которых не является полноценными организациями, способными реализовывать свои задачи. Они образовались, по сути, из электроснабжающих организаций отдельных предприятий, которые существовали ещё в советское время.

Д.Медведев: Но не только в советское. В 1990-е годы каждый заслуживающий себе уважение или пытавшийся создать себе уважение бизнесмен, создавал своё электросетевое хозяйство, потому что натуральное, по сути, хозяйство было в стране.

А.Дворкович: А в последние годы после принятия решений о либерализации рынка возникли лазейки, которые позволяют ещё легче производить соответствующие юридические действия. В рамках стратегии будут введены принципы лицензирования таких организаций. Мы по ряду направлений, к сожалению, вынуждены возвращаться к лицензированию, и это одно из таких направлений.

Д.Медведев: Знаете, в общем, в том, что электроэнергию производят различные структуры, различные производители, нет ничего плохого, собственно, так во всём мире, и они это сдают в общую сеть. Проблема в другом, проблема заключается в том, что у нас в результате этого очень разные условия и по подключению возникают, и по стоимости. Это даже в условиях нашей большой страны недопустимо.

А.Дворкович: Это ещё одна задача. Количество действий, необходимых для подключения к сетям электроэнергии, будет сокращено до единичных, не более пяти действий, хотя мы ставим перед собой более серьёзную задачу прийти к трём действиям. По времени мы выйдем на показатели, предусмотренные дорожной картой Национальной предпринимательской инициативы. Но на совещании Президент поставил задачу двигаться более быстрыми темпами, и мы сейчас разрабатываем дополнительные меры, чтобы в более короткие сроки прийти к минимальным показателям по времени и издержкам подключения к электроэнергии.

И, наконец, будут предприняты действия по ликвидации большей части перекрёстного субсидирования, что позволит снизить темпы роста тарифов, а где-то снизить и сами тарифы для отдельных групп потребителей. Это непростая задача, она будет решаться дифференцированно по разным регионам в разные сроки — от двух до семи лет. Тема чувствительная, и там, где возникли наибольшие перекосы, придётся потратить больше времени. Тем не менее есть конкретные сроки по отдельным регионам.

И последнее. Мы предусмотрели механизмы, которые позволят применять стандартные технологические и инвестиционные решения для ввода новых объектов генерации сетевого хозяйства, с тем чтобы такой ситуации, когда издержки, инвестзатраты на ввод типовых объектов различаются в разы по регионам, не существовало, чтобы затраты были минимальными, оптимальными. Это приведёт к снижению инвестсоставляющей в тарифе, а значит, приведёт к замедлению роста тарифов.

Таким образом, по всем направлениям будут реализованы в течение примерно года действия, которые позволят повысить эффективность работы электросетевого сектора. Заниматься этим будет единая организация, которая сейчас создаётся по решению Правительства с одобрения Президента, — ОАО «Российские сети». Она подчинит себе Федеральную сетевую компанию и региональные сетевые компании и как раз и будет реализовывать те единые принципы технологической инвестиционной политики, о которой идёт речь.

Д.Медведев: Это должны быть единые принципы, а не принципы, которые зависят от тех или иных лиц или от структур, пусть даже очень крупных, типа «Газпрома» и «Роснефти». Это должны быть единые принципы в стране. Вот этим озаботьтесь.

Теперь к гуманным вопросам — к защите прав детей. На прошлой неделе был переполох по поводу того, обладаем ли мы надлежащей информацией о числе родившихся в Северо-Кавказском округе. Я так понимаю, что там система учёта просто плохая, и если ребёнок не ходит в школу, то особенно это никого не тревожит. Как наладить этот учёт? Что нужно сделать, Александр Геннадиевич (обращаясь к А.Хлопонину)?

А.Хлопонин (заместитель Председателя Правительства — Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском Федеральном округе): Действительно, такая болезненная тема Вами затронута. Несмотря на то что мы являемся лидерами сегодня и по рождаемости (у нас в 2012 году родилось 80 тыс. детей — это один из самых больших показателей), на этом фоне около 250 тыс. человек выехало с территории Северо-Кавказского федерального округа. И реально проследить, собственно говоря, куда…

Д.Медведев: Сколько выехало?

А.Хлопонин: 250 тыс. Реально проследить количество детей в семьях, которые выехали, на сегодняшний день оказалось достаточно сложно. Мы стали проводить соответствующую работу, для того чтобы сопоставить данные Росстата с количеством детей, которые реально пошли в школу, в возрасте от 7 до 15 лет, и получили очень серьёзные расхождения по цифрам. Мы сегодня не можем идентифицировать, например по Республике Дагестан, — где сегодня обучается 87 тыс. детей, которые родились? Собственно, мы не можем их найти в образовательных учреждениях Северо-Кавказского федерального округа. По Ингушетии — 20 тыс. детей, в Карачаево-Черкесии — 11 тыс. детей.

После такой информации была создана в каждой республике правительственная комиссия субъекта, которую возглавляет председатель правительства. Мы пригласили органы Росстата, загс, Министерство образования, Министерство здравоохранения, а также миграционную службу, и сейчас будем делать сплошную выверку по поводу того, куда дети уехали, и для того, чтобы реально получить картину — с чем мы сталкиваемся. Действительно, очень слабая информационная база, система учёта практически отсутствует.

Д.Медведев: Александр Геннадиевич, тогда надо наказать кого-то — из этих правительств субъектов Федерации. Это же люди.

А.Хлопонин: Мы в течение месяца подведём итоги по каждому субъекту и сделаем.

Д.Медведев: Правильно же считают, что тот, кто в школу не ходит, потом в лес пойдёт.

А.Хлопонин: Есть такая проблема. Там и не только этот сектор, но там есть и фактор в финансовой системе с социальными выплатами, которые мы на сегодняшний день выплачиваем в больших количествах, создаём плохую почву, как раз для отрицательной среды.

Д.Медведев: Давайте, наведите там порядок. Ольга Юрьевна (обращаясь к О.Голодец), а вы в методическом плане по всей территории страны проследите за этим, пожалуйста, как куратор этого вопроса.

О.Голодец: Буквально два слова скажу.

Д.Медведев: Два слова.

О.Голодец: Мною было дано поручение (оно было дано в декабре) о создании единого реестра данных по детям и обучающимся детям. Такая работа ведётся, на этой неделе у меня на четверг запланировано совещание, и наш министр, господин Никифоров (Н.Никифоров — Министр связи и массовых коммуникаций), ведёт эту тему. Он получил техническое задание и отработал его со всеми министерствами, потому что важен не просто реестр, а какие виды социальной помощи, социальных выплат предназначены ребёнку в разном возрасте, поэтому там есть портал медицинских услуг (когда должна проходить диспансеризация), там есть портал образовательных услуг (когда ребёнок должен пойти в школу)... Я надеюсь, что к июлю мы уже сможем технически приступить к организации этой работы.

Д.Медведев: Хорошо, давайте.

Обменяемся и другими соображениями. Давайте поговорим, Игорь Иванович (обращаясь к И.Шувалову), с вами и другими коллегами о том, что происходит вокруг Кипра. Там, по-моему, продолжают грабить награбленное, поэтому нужно понять, во что вся эта история в конечном счёте превратится и каковы будут последствия для международной финансово-валютной системы, а стало быть, и для наших интересов тоже.

Всем спасибо. До свидания!

<...>

Оригинал



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире