14:23 , 19 июня 2019

Нужна ли нам стратегия воспитания? (Почему опасно путать идеал и утопию)

Закончился учебный год, отгремели выпускные вечера, впереди долгожданные каникулы. Но не учебой единой жива школа. Во время школьных каникул жизнь не замирает. Напротив, она бьет ключом. Экспедиции, походы, экскурсии, трудовые лагеря — все это было, есть и остается в арсенале воспитания школ. И в эпоху застоя, и в перестройку, и в перестрелку, и в «лихие» девяностые, и в стабильные двухтысячные школа не прекращала прилагать усилия по воспитанию своих питомцев. Так что те, кто, горя праведным гневом, утверждает, что школа перестала воспитывать, мягко говоря, не в курсе дела. Другое дело, что сегодня любая организация походов, экспедиций, экскурсий требует огромного количества согласований, зафиксированных в документах, что, избегая ответственности, школе проще ограничиться стандартным набором мероприятий, которые предписываются свыше.

Лично у меня сам термин «мероприятие» вызывает тоску. Уверяю — у детей тоже. Воспитание — дело живое, не терпящее формализма. Сегодняшние дети действительно изменились, они не будут послушно внимать изрекающему истины учителю, покорно выполняя его руководящие указания. Любое принуждение вызывает у них отторжение и как следствие потерю доверия к учителю. Примерам несть числа. Вот лишь пара эпизодов, которые описывают мои коллеги.

Эпизод 1. 7 мая пишем диктант Победы. Всё в российских традициях: с помпой, с партийным душком, да ещё и с расходами: муниципальные районы бланки с диктантом должны в этот же день доставить в региональный центр обработки информации. Для нашего района — 600 км. (в г. N  и обратно).

Эпизод 2. Как только на экраны вышли фильмы «Несокрушимый» и «Т-34», тут же в школы пошли письма региональных чиновников и партийных боссов о необходимости просмотра этих картин школьниками. Никого не смущало, что с самого первого показа многие признанные режиссёры и кинокритики скептически отнеслись к названным продуктам. Да что там кинокритики! Неоднозначны были отзывы представителей РПЦ, которые всё чаще допускают, что ради возбуждения чувств и эмоций можно пожертвовать и правдой. Так клирик Барнаульского храма, иерей Александр Микушин назвал фильм «звенящей пошлостью российского кинематографа». Писатель и военный журналист Сергей Тютюнник говорит о том, что история Ивушкина с его семью побегами просто невозможна. И всё же «надо смотреть». Но если бы это была рекомендация! Администрация региона, исполком «Единой России» от школ потребовали отчётов о просмотрах и количественном составе юных зрителей. И вот после одного из просмотров «Несокрушимого» на досужий вопрос учителя «ну, как тебе фильм, Серёжа?», восьмиклассник честно ответил: «А мне там никого не жалко!» И вместо того, чтобы разобраться в причинах такой позиции, классный руководитель, обуреваемый патриотическими чувствами, вызвал в школу родителей и провёл с ними профилактическую беседу об отсутствии у их сына чувства благодарности нашим отцам и дедам за мирное небо. Что, казалось бы, страшного в том, что есть люди, у которых взгляды на жизнь напоминают взгляды в окно? Но когда эти люди оказываются в школе, есть опасность, что у своего узкого окошка они могут собрать большую группу неопытных и доверчивых сердец.

Но это не всё. Два любопытных молодых учителя специально изучили страницы в Интернете, интервью, выступления на форумах и конференциях целого ряда крупных чиновников регионального уровня, в том числе тех, кто настоятельно рекомендовал фильмы к просмотру. И вот что выясняется: в одном из интервью руководитель профильного комитета, поставивший свою подпись под «рекомендательными письмами», говорит о том, что «к сожалению, не смог ещё посмотреть «Т-34»… Ну, не придал значения этому факту, отвечая на вопросы корреспондента студенческой газеты, не мог предположить такую слежку со стороны загруженных учителей. Удивительные исторические метаморфозы! Не так давно: «я книгу не читал, но возмущён», сегодня: «я фильм не видел, но детям — смотреть обязательно». В России прогулка по граблям давно стала интереснее, чем по воде.

Тем временем Первое лицо государства поставило задачу разработки Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Задача серьезная и специалистам в скором времени предстоит приступить к ее исполнению. Поставленная цель не вызывает сомнений. Римский философ Сенека справедливо утверждал: если не знаешь куда плыть, никакой ветер не будет попутным. Нам действительно необходимо четко определить содержание, цели, задачи, формы и методы воспитания юных граждан России. В свою очередь, для этого необходимо более или менее ясно представлять себе образ будущего нашей страны в стремительно меняющемся мире. Задачу выработки стратегии воспитания осложняет то  обстоятельство, что образ будущего каждый, включая экспертов и разработчиков, сегодня представляет по-своему.

Неизбежная подмена понятий происходит, когда задача выработки стратегии воспитания подменяется стремлением создать единую идеологию. Здесь мы сталкиваемся с прямым нарушением Конституции РФ, которая, как известно, гласит: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Что вполне естественно в многонациональной и поликонфессиональном государстве, которое населяют верующие и атеисты, сторонники консервативного и либерального путей его развития. Между тем стремление «сплотить ряды» и встать под единые идеологические знамена проявляется все сильней. Вплоть до призывов внести изменения в Конституцию РФ.

Нельзя путать понятия «мировоззрение» и «идеология» Мировоззрение есть самосознание человека, основа его бытия. Образование по сути процесс обретение человеком собственного мировоззрения. Без мировоззрения нет личности. Идеология есть не что иное, как обезличенное мировоззрение. Мировоззрение каждый человек избирает себе сам в соответствии со своим характером. Идеология же навязывается пропагандой. Пропаганда — образование, искаженное стремлением понравиться начальству. Она имеет в виду лишь чисто внешнее сплочение масс. Ей нет дела до образования отдельного индивида. Используя пропаганду, идеология подменяет внешней муштрой задачу приобщения граждан к традиции. Лишь бы только сплотить на время массы в боевые колонны. Во всех отношениях пропаганда — суррогат воспитания, демонстрирующий временный внешний эффект, удобный для отчетов перед начальством о проделанной работе, но в итоге приводящая к отчуждению вступающих в жизнь поколений от своих воспитателей.

Людям свойственно стремление к идеалу. Это нормальная человеческая потребность. Но зачастую этот идеал подается в идеологической упаковке, что приводит к превращению идеала в утопию, попытка осуществить которую на практике оборачивается трагическими последствиями для людей. Поэтому очевидна необходимость дифференцировать эти понятия. Разделим, как мы учим школьников, страницу пополам и проведем сравнение.

3115177

В основе любой идеологии (религиозной, имперской, националистической, коммунистической и т.п.) всегда лежит утопия. Следует отметить, что сегодня возникают гибридные варианты, в которых причудливо сочетаются элементы разных идеологий. Но суть дела от этого не меняется. Образно говоря, в одну телефонную будку можно умудриться поместить несколько сот человек. Но для этого придется отрубить им ноги, руки и головы. Сегодня в следствии смешения понятий в различных регионах страны перед педагогами поставлена задача борьбы с деструктивными идеологиями. Задача может выглядеть корректной, если упустить из вида, что любая идеология как омертвевшее мировоззрение деструктивна. ( Об этом уже говорилось выше. ) А потому организация борьбы одной идеологии с другой напоминает борьбу чумы с холерой. Означает ли все сказанное отказ от необходимости разработки стратегии воспитания? Отнюдь. Внятная стратегия действительно нужна.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире