09:41 , 24 ноября 2018

Провокация + донос = подлость (как дети встраиваются во взрослую реальность)

Очередная трагедия. Несколько дней назад в Смоленской области 14-летняя девочка-инвалид рассталась с жизнью из-за травли одноклассников и одиночества. Одноклассники обзывали ее циклопом из-за проблем со зрением. Она росла в малообеспеченной семье с сестренкой и матерью, работавшей санитаркой. Незадолго до трагедии Настя написала письмо Путину, где рассказала о низкой зарплате матери и попросила помочь. В результате женщину вызвали на ковер к начальству и пожурили за слишком активную гражданскую позицию дочери.

«Почему они все такие злые?»— написала девочка на своей странице в соцсети. На этот вопрос я попытался найти ответ в колонке «Спасти от ненависти»(МК 26.10. 2018г. №235) С момента публикации миновало меньше месяца, а эксцессы. в которых проявляются разнообразные формы агрессивного поведения педагогов и школьников, только множатся. Учительница ударила головой о парту второклассника, который отвлекся от учебника (школа №1 города Асино, Асиновского района Томской области. 13.11. 2018); Учительница начальных классов избила школьника на перемене. (Комсомольск -на— Амуре, Хабаровский край); В Северодвинске учительница наказывает учеников скакалкой. И наконец, автоагрессия девочки -инвалида в Смоленской области.

Об этом горько писать и тяжело говорить, но взаимная ненависть и агрессия становятся нормой жизни. Но в колокол бить надо, ибо он звонит по нас! Средства массовой информации только тем и заняты, привлекая внимание общества к этой кровоточащей проблеме. Это их прямая обязанность. А вот задача профессионалов — выявлять подлинные глубинные причины пандемии ненависти и вырабатывать эффективные психолого — педагогические средства , которые помогут блокировать эпидемию насилия. Уверяю вас, такие инструменты существуют. О них речь пойдет чуть позже.

Вместо этого с политического Олимпа, а точнее из Госдумы, как из рога изобилия, сыпятся очередные предложения депутатов, вызванные их внезапными творческими озарениями . Так зам главы председателя комитета Госдумы по образованию и науке Б. Чернышов предложил заменить ЕГЭ на систему выявления талантов, основанную на блокчейне и направил соответствующие предложения министру просвещения Ольге Васильевой. В огороде бузина, а в Киеве дядька. Выявление ранней одаренности — одна проблема, к которой существуют разнообразные подходы, а итоговая аттестация выпускников — совсем другая. Толи депутат уверен, что все подростки к моменту выпуска станут одаренными, если, конечно, не поубивают друг друга по дороге. Толи уповает на то, что в результате естественного отбора к выпуску подойдут одни одаренные. Тогда ЕГЭ действительно не понадобится, что позволит сэкономить государственные средства, выделенные на его проведение. Как бы там ни было, но зам . главы думского профильного комитета, от которого многое зависит в нашей многострадальной сфере, засветился, вписав свое славное имя на скрижали истории отечественного образования.

С думских высот опустимся на землю, где легче разглядеть подробности драматических событий. Большинство из них стало известно широкой общественности благодаря социальным сетям. Школьники с  одинаковым пристрастием снимали на гаджеты как свои издевательства над сверстниками, так и эпизоды учительского насилия. В отношении учителей общественная и административная реакция следовала немедленно: увольнение с работы, возбуждение уголовного дела. Дети намотали это на ус и сделали свои далеко идущие выводы.

Я внимательно всматривался в ролик, где учительница начальных классов избивает второклассника. И вот что мне показалось странным. Еще ничто не предвещает учительского непотребства. Она спокойно идет по коридору, но ее съемка со спины уже идет! Несколько секунд — и готово: избиение началось, а юные папараци получают эксклюзивные кадры, которые вскоре наберут невероятное количество лайков.

Не оправдываю учителя, не утверждаю что данный сюжет носит постановочный характер, ибо срежиссировать такое, тем более детям, невозможно. Но очевидно, что кульминации «пьесы» предшествовала некая предыстория, которая побудила юных авторов затаиться и ожидать развязки событий.

Какая? Остается только догадываться. Возможно жертва сознательно доводила учителя до белого каления на протяжении ряда уроков (я видел ситуацию, когда ребенок с явными проблемами психики ложился на пол у доски и громко воспроизводил нецензурную лексику своих родителей) или степень профессионального выгорания учителя достигла такой степени, что подобный инциденты случались и раньше. Всякое могло быть. Но как бы там ни было, мы имеем дело с относительно новой педагогической ситуацией, когда провокация и донос становятся в руках детей эффективными инструментами расправы с учителем. Убедиться в этом мне дано было совсем недавно.

Молодая интеллигентная учительница принесла мне сочинение шестиклассника. Кратко передаю его содержание: " Мне нравится родная школа. Она такая красивая. Мне нравится наша учительница, она тоже красивая. Особенно мне нравится, что она на каждом уроке ругается матом и бьет меня".

Легко представить себе состояние педагога, прочитавшего такой «положительный» отзыв о своей работе.

«Я, — рассказал педагог, — после урока отозвала его в сторону и спросила: с какой целью он на меня клевещет?

 — Он извинился?

 — Представьте себе, нет. Более того, он заявил, что может подговорить других ребят и они в интернете подтвердят что все это правда. И тогда директор точно снимет меня с работы.

 — За что он вам мстит?

 — Он на уроке постоянно обращает на себя внимание. Тянет руку, хочет отвечать на любой вопрос. Но желает чтобы спрашивали только его. Но он же в классе не один.

Ничего принципиально нового в этой педагогической ситуации я не усмотрел. Старо, как мир. Ребенок хочет завоевать внимание симпатичной молодой учительницы. Новых здесь два аспекта: использование провокации и медийной манипуляции. Как никак двадцать первый век, где модернизируется все, включая подлость.

Об этом и шел на следующее утро мужской разговор на троих: мальчик, его отец и директор школы. Обсуждалась незыблемая нравственна формула: Провокация + донос = подлость

Увы, школа не стоит на Луне (Я. Кочак). Дети мгновенно впитывают атмосферу общества. Хочешь привлечь к  себе внимание? Лучший способ — нагадить и запустить эти экскременты в мидийное пространство. Так устроены наиболее рейтинговые ток-шоу, где скрупулезно под увеличительным стеклом исследуется грязное белью подлинный и мнимых кумиров.

Провокация, донос, за которым следует судебная расправа — также достаточно распространенная ситуация в нашей жизни. И эту печальную реальность дети наматывают на ус.

Что же со всем этим делать? В ответ на эти вызовы и угрозы существуют рамочные решения. (Прошу не путать с рамками безопасность, что установлены сегодня при входе в школы.) И решения сущностные.

Начну с первых. Долгое время все во мне противилось против установления видеокамер в каждом классе. На памяти немедленно приходили стоки антиутопии Оруэла «1984», где большой брат наблюдает за каждым в этом тоталитарном государстве. Очевидно что работа под камеру (читай — на камеру) нарушает доверительность общения учителя и ученика, рвет невидимые духовные связи между ними. Но что поделать, мир кардинально изменился. Установленная видеокамера в равной степени защитит учителя от клеветы ученика и ученика от учителя, которому отказали педагогические тормоза. Но это, повторяю, лишь рамочное средство поддержания взаимной психологической безопасности, не затрагивающее глубинной сущности проблемы.

А по сути, истины просты, и высказаны они бывшим учителем, Б.Ш. Окуджавой.

Истина первая: «Не надо придавать значения злословью». Банальная семейная картина. Семейная вечеринка, общее застолье. Хозяева и гости весело вместе с детьми весело проводят время, обмениваясь любезностями и шутками. Но как только за гостями закрылась дверь, хозяева в присутствии детей начинают перемывать кости ушедшим гостям. Так дети получают первый неизгладимый урок фальши и двоедушия. Смешно сказать, но я много раз замечал, что на мои явные успехи (издание новой книги, постановка успешного спектакля и т.п.) знакомые обычно не реагируют. Но стоит появиться в сетях какой-либо гадости, не позвонит только ленивый:» а ты читал? ты слышал?" Таков мир взрослых. Тогда что в самом деле мы требуем от детей?

Отсюда вторая истина: «Давайте говорить друг другу комплименты» и учить этому детей.

Переведем эти «банальные» истины на язык современных педагогических реалий, где почти каждый подросток встречается с булингом (травлей) в интернете. Первое средство защиты — не сплетничать, не передавать гадости тому, кому они адресованы. Но, коль скоро они дошли до адресата, сказать: плюнь, не обращай внимания на дураков, они просто завидуют, мы то знаем кто ты есть на самом деле.

Второй способ защиты — поддержка высокой самооценки друг друга. Отсюда комплементы по поводу любых качеств: внешности, ума, добросердечия и т.д. Уверен, каждого есть за что оценить. «Давайте восклицать, друг другом восхищаться, высокопарных слов не надо опасаться» (Б. Окуджава)

Но всему этому надо учиться самим и учить детей. Тогда девочка-инвалид не поставит роковой вопрос в социальных сетях: почему они все такие злые?"



Комментарии

87

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

pr22000 24 ноября 2018 | 14:22

Травля была всегда. Вспомним "Республику ШКИД", "Чучело". Конфликт учитель - ученик, в варианте "лайт", мы видели еще в "Доживем до понедельника". Учитель, в отличии от ученика совершенно бесправен и не защищен. Учитель должен уметь учить, научать, а противостоять хамству, наглости, хулиганству он не должен и не обязан. Обеспечить комфорт учителю, предоставить возможность не отвлекаться на поддержание дисциплины обязана система образования.


wasielna 24 ноября 2018 | 18:29

pr22000: Добавлю: Вениамин Каверин "Два капитана" и "Освещенные окна".
Травля учителя руками учеников.
Судя по автобиографическим "Окнам", писатель сталкивался не раз с такими явлениями. В послереволюционный период.


(комментарий скрыт)

venq 24 ноября 2018 | 14:58

да, просто, время настало такое. дети то - как всегда развиваются. потому что дети. только, вот, взрослые деградируют почему то. чего-то начинают вдруг бояться, самоцензурироваться. ну, а дети, потому что они так устроены, тут же примечают, что взрослые раньше, такие ярко живые, превращаются в серо мертвеющих. вот, и фокусничать начинают. :D


irdo 24 ноября 2018 | 18:17

venq:
да, просто, время настало такое
============
Дело не во времени, а в нас, в родителях.
И Окуджава прав.

" А по сути, истины просты, и высказаны они бывшим учителем, Б.Ш. Окуджавой.

Истина первая: «Не надо придавать значения злословью». Банальная семейная картина. Семейная вечеринка, общее застолье. Хозяева и гости весело вместе с детьми весело проводят время, обмениваясь любезностями и шутками. Но как только за гостями закрылась дверь, хозяева в присутствии детей начинают перемывать кости ушедшим гостям. Так дети получают первый неизгладимый урок фальши и двоедушия. Смешно сказать, но я много раз замечал, что на мои явные успехи (издание новой книги, постановка успешного спектакля и т.п.) знакомые обычно не реагируют. Но стоит появиться в сетях какой-либо гадости, не позвонит только ленивый:» а ты читал? ты слышал?" Таков мир взрослых. Тогда что в самом деле мы требуем от детей?

Отсюда вторая истина: «Давайте говорить друг другу комплименты» и учить этому детей.

Переведем эти «банальные» истины на язык современных педагогических реалий, где почти каждый подросток встречается с булингом (травлей) в интернете. Первое средство защиты — не сплетничать, не передавать гадости тому, кому они адресованы. Но, коль скоро они дошли до адресата, сказать: плюнь, не обращай внимания на дураков, они просто завидуют, мы то знаем кто ты есть на самом деле.

Второй способ защиты — поддержка высокой самооценки друг друга. Отсюда комплементы по поводу любых качеств: внешности, ума, добросердечия и т.д. Уверен, каждого есть за что оценить. «Давайте восклицать, друг другом восхищаться, высокопарных слов не надо опасаться» (Б. Окуджава)

Но всему этому надо учиться самим и учить детей. Тогда девочка-инвалид не поставит роковой вопрос в социальных сетях: почему они все такие злые?"" (с)


venq 25 ноября 2018 | 10:23

irdo: да. наверно, всё так и надо проделывать. чтобы всякие зародыши иррациональности в детском мышлении поистреблять, превратив их тем самым поскорее в разумных до скучности взрослых. :)


air 24 ноября 2018 | 15:25

Интересно, уважаемый автор сам писал этот опус? Или диктовал машинистке - жертве ЕГЭ? Просто чудовищное количество ошибок, позорно безграмотный текст. Причем явно не опечатки. Например, "то ли" пишется раздельно, но автор упорно пишет слитно "толи".
А корректоров на ЭМ сократили, что ли?


scimitar 24 ноября 2018 | 15:58

air: Нет на "Эхе" ни корректоров, ни модераторов. Венедиктов потратил $12 млн на покупку подшивки газет за 1918 год, а вот потратить 1/100 от этой суммы, чтобы сделать приличный сайт и нанять пару толковых модераторов — нет, это его жаба душит. Понятно, он в этом не понимает ни капли, но посмотрел бы на успешные примеры. На сайт "Новой Газеты", например. Сейчас у них стало уж слишком жестко, премодерация, а до этого несколько лет работал превосходно отлаженный механизм:

— посты каждого новичка печатаются бледно-серым шрифтом, пока он не наберет определенный уровень кармы
— карма определяется лайками сообщества. Причем она может быть как повышена, так и понижена. Может быть и отрицательная.
— Независимо от кармы, матерные и просто оскорбительные выражения не допускаются, за этим следит модератор. Назвал кого-нибудь русофобом, или либерастом, или ватником, или жидом — получай строгое предупреждение. Второй раз такое допусти — сразу бан тебе, иди на другие сайты, на помойки вроде нынешнего "Эха".

А без модерации любой форум мигом превращается именно в помойку. Это неизбежно, как восход и заход солнца. Моментально форум заполоняют гнуснейшие тролли вроде патрика или тимвлада, и с этого момента никакой дискуссии больше нет, а есть только спецолимпиада по метанию какашками. Странный подход у Венедиктова. Когда кто-то в прямом эфире ему слово грубое скажет, он немедленно отправляет сказавшего в аптеку за углом и пожизненно банит, а когда в сто раз худшее происходит на форуме, ему абсолютно наплевать.


ac_dc 24 ноября 2018 | 16:00

air:
Еще "комплЕмент" затесался. К сути статьи никаких претензий.
А вот грамотность учителя - хучь литературника, хучь физкультурника , обязана быть.
Хотелось бы думать что текст не копировался, а перепечатывался.
Мимоходом отмечу, что популярный ныне мем "жертва ЕГЭ" бессмыслен по сути. Ибо сам ЕГЭ пал жертвой не желающей модернизироваться системе образования. ЕГЭ - всего лишь система проверки знаний.


wasielna 24 ноября 2018 | 18:36

ac_dc: Не думаю, что сам писал. "Грамотность" не соответствует тексту. Возможно надиктовано. Да и ошибки очень "современные". В советские времена так не писали даже троечники.


all_seeing74 25 ноября 2018 | 04:24

ac_dc: блоги пишут не для того, чтобы блестнуть грамотностью, иногда оипка случайна, но автор не считает нужным это исправлять, ибо не это важно, иногда она преднамеренна, я лична не вижу в этом проблемы, важно о чем написано... имхо...


all_seeing74 25 ноября 2018 | 04:20

air: это все что вас озаботило в этом тексте?!... хм... однако.....


igor919191 24 ноября 2018 | 15:38

Отличная статья. Евгений Александрович спасибо.


proklushina_90342 24 ноября 2018 | 16:28

Спасибо!


valera24kuzn47 24 ноября 2018 | 17:33

Ямбург не там ставит акценты, проблемы нашей школы - доморощенные и родом из советской системы. Тоталитарное общество создаёт и тоталитарную школу. Учительский коллектив российской школы (коллектив рабов) не мог создать другой школы. В зеркало надо посмотреть


irdo 24 ноября 2018 | 20:07

valera24kuzn47:
Ямбург не там ставит акценты, проблемы нашей школы - доморощенные и родом из советской системы. Тоталитарное общество создаёт и тоталитарную школу. Учительский коллектив российской школы (коллектив рабов) не мог создать другой школы. В зеркало надо посмотреть
==========
Если копать в глубь и искать корни, то Вы абсолютно правы.
Но запроса в обществе на себя оборотиться--нет,
и пока не предвидится.
То есть опять сакраментальный вопрос, кто виноват и что делать, на который мало желающих ответить честно и искренне.
ИМХО


zaryad 25 ноября 2018 | 08:27

valera24kuzn47: Экономически свободным людям приходится учить своих детей у государственных крепостных. Вот и вся проблема, вот и разница во взглядах.


vadimp 24 ноября 2018 | 18:25

"Выявление ранней одаренности — одна проблема, к которой существуют разнообразные подходы, а итоговая аттестация выпускников (ЕГЭ) — совсем другая."

"Уверен, каждого есть за что оценить. «Давайте восклицать, друг другом восхищаться, высокопарных слов не надо опасаться» (Б. Окуджава)"

Давайте! Но как тогда быть с ЕГЭ?
Иль сначала повосхищались, а как на деле - не шел бы ты милый лесом? :)


luger_max_otto 25 ноября 2018 | 14:40

Да никак с ним, ЕГЭ таким, не быть. Как ни крути- нормальный способ проверки того, что учениками наработано. А что нынешняя школа нужного для продолжения нормальной учебы набора не дает- это проблема школы.


vadimp 25 ноября 2018 | 20:37

luger_max_otto: "Да никак с ним, ЕГЭ таким, не быть."

Ну как не быть? Вот представьте, учусь я в школе все, в том числе и учителя "восхищаются" мной, находят "за что оценить", за ради того чтоб "не стрелял". А потом прихожу я на ЕГЭ и там оказывается, что все это "восхищение" липа. Не кажется ли вам, что это элементарная подлость?

"Как ни крути- нормальный способ проверки того, что учениками наработано."

1. :) А зачем? Кудыть девать результаты то? Че с ними делать? Разделить на "уных" и "дураков"? Первых учим, вторых в пень?
А вот не идиотизм ли учить "умных" и не учить "дураков"? (это ежели нас конечно волнует повышение уровня образования)

Одно из реальных достижений Совка, в свое время, была ликвидация безграмотности (ЛИКБЕЗ). Как думаете, как там было с экзаменами? Волновало ли кого, кого учить "умных" или "дураков"? Учили всех - и результат на лицо!

2. "Нормальный"?
И в чем состоит нормальность? Как определить, что важнее "количество" (знаний) или "качество" (способность их перерабатывать). В каких пропорциях? А творческие способности как учесть? А социальные?

3. "проверки того, что учениками наработано"
"проверки" - чего? Как понять, что проверять коли учим щас, а в жизнь через 10-15 лет? (Вот персоналка, в 75х, в школе, о них не слышали и не видели, а 85х они повали в страну и... как было в 80х проверять?)

ЕГЭ - это тупой, ни кому не нужный (кроме чинушь от образования), чинушный выкидыш и не более.


ofigenium 24 ноября 2018 | 18:58

то ли


viktorial 24 ноября 2018 | 20:21

"То ли" пишется раздельно. Такой диссонанс всегда на сайте Эха - безграмотные машинистки печатают речи гостей Эха с огромным количеством ошибок


o_smirnov 24 ноября 2018 | 20:22

А может, отменить "всеобщее обязательное среднее образование"?

Не хочет школьник учиться (+ родители не объяснили, зачем + родители слаборазвитые), ну так и не надо.
Надо же кому-то копать канаву, чистить снег, воевать за Путина...


zaryad 25 ноября 2018 | 08:33

o_smirnov: дык может и законы отменить ))) ну, не хотят люди их исполнять...

ПС обучение необходимо не самому человеку, а обществу. Не грамотный идиот в последствии дороже обходится...


sharko_2 24 ноября 2018 | 21:38

Что же так безграмотно пишет "заслуженный учитель"? Как вирус timwlad93. Или он - учитель физкультуры?


navy 24 ноября 2018 | 21:56

Да, Вы правы! Школьники, наши дети усвоили самое плохое, что было в нашем поколении. Увы.
Меня как-то после попыток поговорить со школьниками чуть не объявили маньяком. Они бежали по улице и кричали6: за нами маньяк гонится.


tttyyy 25 ноября 2018 | 04:40

А Я. Кочак, это про кого, есть Януш КоРчак.


evgeny_biolog 25 ноября 2018 | 12:36

"помогут блокировать эпидемию насилия"

После 1917 г эпидемию насилия уже блокировать трудно ...


zaryad 25 ноября 2018 | 14:06

evgeny_biolog: Родина ждет от учителей убийц, петровых и башаровых (будущих Героев России) а они тут сентементы разводят… (чорный йумор)


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

bk_1954 26 ноября 2018 | 16:45

"Толи депутат уверен.... Толи уповает на то, что..."
Уважаемый заслуженный учитель России! Союз "то ли" всегда пишется раздельно.
"Но в колокол бить надо, ибо он звонит по нас!"
Уважаемый заслуженный учитель России! Колокол звенит "по нам", а не "по нас"
Слово "папараци" пишется с двумя "ц": "папарацци"
"в мидийное пространство". - Если Вы не о среде обитания моллюсков мидий, то правильно - "медийное", от слова "медиа"
"исследуется грязное белью подлинный и мнимых кумиров"
Правильно будет: исследуется грязное бельЁ подлинныХ и мнимых кумиров
"Отсюда комплементы по поводу любых качеств"
КоплИменты, запомните: комплИменты, не комплЕменты"
"все во мне противилось против установления видеокамер"
Судя по витиеватой фразе, Вы все время были "за" установления видеокамер, так? Исхожу из того, что все в Вас "противилось против"
"На памяти немедленно приходили..."
Или трусы, или крест...(с) Вернее, или "по памяти", или "на память"
"мы то знаем кто ты есть на самом деле"
О пунктуации здесь и повсюду вообще говорить не буду
Как Вы, заслуженный учитель России, сказали, "всему этому надо учиться самим и учить детей"
Дети, видя безграмотность учителей, перестают их уважать. Не встречались с этим?
Кто виноват? Вы и виноваты-с... Что делать? Вам говорили: "Учиться, учиться и учиться!"
Учитеть властвовать собой в школах и учите в них же грамматику
Или у вас как в анекдоте - чукча не читатель?
Искренне желаю успехов!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире