13:52 , 29 июня 2016

Почему эпоха праворульных автомобилей на Дальнем Востоке уходит в прошлое

Оригинал текста на DV.land


В 2009 году вышла дебютная книга владивостокца Василия Авченко «Правый руль», попавшая в шорт-листы «Национального бестселлера», НОСа и в лонг-лист премии «Большая книга». Этот документальный роман о японских машинах и о Владивостоке рубежа веков прославил автора. В 2016 году Авченко специально для DV подводит итоги праворульной эпохи.

«Официальные» символы Владивостока — тигры, море, сопки, багульник, мосты… Среди неофициальных на первом месте по-прежнему Зелёный Угол, он же Зелёнка, —крупнейший в России рынок подержанных японских машин с правым рулём. Но будущее Зелёнки сегодня под вопросом. И даже не потому, что местные власти давно планируют отдать территорию рынка под застройку. 

Каких-то несколько лет назад любители подержанных Toyot' и Nissan’ов с «отзеркаленной» баранкой — прежде всего дальневосточники и сибиряки — боялись запрета на ввоз или эксплуатацию праворулек. История «япономарок» в России была тогда историей борьбы за своё «право руля». Но беда пришла с другой стороны. Региональную автоиндустрию подвёл упавший рубль. Из-за экономического кризиса и девальвации рубля импорт японских авто на российский Дальний Восток оказался на грани краха. 


Прошлое: «Жена должна быть русской, а машина — японской» 

«Зелёнка» открылась в 1993 году, когда в морской, шальной, криминальный, только что открывшийся миру Владивосток хлынули «япономарки». Авторынок, занявший несколько сопок в периферийном районе города, сформировал целое поколение дальневосточников и особую субкультуру. 

Минувшая четверть века видится теперь, из нашего 2016 года, настоящей праворульной эпохой. Провинциальные дальневосточные города заполнились табунами раскосых «япономарок». Бешено развившийся автоимпорт изменил не только структуру местной экономики, но и лицо города. Владивосток превратился в перевалочную базу по поставке машин в Сибирь. В автобизнес и смежные сферы: запчасти, мойки, ремонт, перегон, шиномонтаж, кафе, логистика — пошли оставшиеся после перестроечного тайфуна без работы офицеры, рыбаки, учёные.

Сложно сказать, сколько всего людей было так или иначе задействовано в местном автобизнесе: ведь надо учитывать и тех, кто был связан с машинами косвенно. По примерным оценкам председателя Общества защиты прав автомобилистов Приморья, депутата думы Владивостока Дмитрия Пенязя, в конце «нулевых» годов к автобизнесу в той или иной форме имели отношение порядка 150 тысяч человек — то есть примерно каждый двенадцатый приморец. 

Владивосток стал самым автомобилизированным городом России на душу населения. В 2008 году агентство «Автостат» зафиксировало: во Владивостоке на каждую тысячу жителей приходится 566 автомобилей. На второе место с большим отрывом (384 авто на тысячу) вышел Красноярск, также входящий в праворульную империю, третье и четвёртое места поделили нефтяные Сургут и Тюмень. Москва стала только шестой. Своё первенство Владивосток продолжает удерживать и сейчас. 

В регионе возник особый дальневосточный автожаргон: «сайра» — Toyota Soarer, «виноград» — Nissan Wingroad, «вэдовый» — полноприводный. Расцвёл фольклор: «Хороший руль левым не назовут», «Запретите правый руль — и вы получите Дальневосточную республику!»

Музыкант Илья Лагутенко спел про Land Cruiser, печально смотрящий колёсами в небо, сибиряк Михаил Тарковский написал роман «Тойота-Креста», а приморский поэт Иван Шепета сочинил стихи со строчкой «руль справа, сердце слева». Появилось даже пиво «Праворульное». 

Постепенно правый руль стал символом независимости и свободолюбия. Мнение о повышенной опасности праворульных автомобилей в условиях правостороннего движения не разделяет, кажется, никто на Дальнем Востоке. Напротив, местные жители утверждают, что водить машину с правым рулём даже удобнее. Поэтому заявления столичных чиновников о «неправильности» правого руля здесь всегда воспринималось крайне болезненно.

Полный текст читайте на DV.land

Подписывайтесь на нас в соцсетях:         
ВКонтакте        
Facebook        
Twitter  



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире