Авиация — отрасль, опыт в котором добывается очень дорогой ценой. Почему же мы так расточительны к нему?

Мой стол прямо сейчас завален множеством бумаг (Документы, что характерно, относятся к инцидентам, произошедшим в нашей гражданской авиации за последние годы), и хаотичный порядок их дислокации периодически наводит на меня печальную мысль, что сжечь тут все значительно проще чем разобрать и разложить по папкам. Ничего удивительного, мы живем в мире переизбытка информации и жесточайшего дефицита времени… Впрочем долой лирику! Из бумажных завалов стола, цвет которого мной уже давно забыт, удалось извлечь несколько любопытных заметок относительно грустного свойства наших функционеров.

Это грустное свойство — полное неумение делать выводы в сочетании с космическим масштабом разгильдяйства. Гремучая смесь.

Март 2018, аэропорт Домодедово, Москва. Салон 737-го «Боинга» авиакомпании «Глобус» в процессе разбега по ВПП заполняет дымом. Прерванный взлет, паника, дым, люди в срочном порядке эвакуируются. 18 человек обратилось за медицинской помощью. Начинается расследование…

Выясняется, что перед полетом воздушному судну мыли двигатели, но работу провели не в полном объеме (запомним этот факт). В результате — классификация произошедшего в качестве серьезного инцидента. Неудивительно — все могло закончиться намного хуже, если бы судно успело подняться в воздух…

Май 2018, аэропорт Рощино, Тюмень. Пассажирский борт «Ютейра» взлетает и набирает высоту, как вдруг в салоне появляется едкий посторонний запах. Люди, как несложно понять, не в самом спокойном состоянии, экипаж пытается понять причину, борт вырабатывает топливо и успешно садится. Начинают разбираться…

Выясняют, что с воздушным судном проводили процедуру мойки двигателя (что-то напоминает, да?). Не полностью выполнили порядок проведения необходимых процедур — вместо трех циклов промывки водой произведено всего два. В итоге происходит авиационный инцидент…

Июль 2019, аэропорт Шереметьево, Москва. Рейс на Ереван авиакомпании «Нордвинд» повторяет историю «Глобуса», происходит прерванный взлет, дым, паника, пассажиры получают травмы. 

Предварительный вывод — промывка левого двигателя воздушного судна произведена не в полном объеме, нарушена технология выполнения работ по промывке проточной части компрессора газотурбинного двигателя…

Понимаете к чему я клоню? Тут один вопрос — сколько еще нужно подобных инцидентов, чтобы понять полное бессилие нынешней системы реагирования на сбои в работе гражданской авиации? Ну не работают уже давно все эти замшелые постулаты «провести дополнительный инструктаж», которые большинством руководителей читаются как «собрать со всех подчиненных подписи в журнале». И поставить контролера над контролером, который контролирует другого контролера, осуществляющего контроль за работником — не самый эффективный способ. Ну да, дополнительное звено в вашей системе, подверженное риску человеческого фактора. Так себе перспектива, да?

Есть такая штука — называется статистика. На основании этой самой статистики производится анализ. Делается это все не ради красивых графиков с цифрами, а в целях просчитать возможные будущие отклонения и купировать их в зародыше. Вот только даже если эта самая статистика с горем пополам и налажена, то на этапе разработки профилактических мероприятий мы вечно спотыкаемся… Помните недавний пример с воздушным судном, у которого не убралось шасси? Наземный персонал забыл вынуть специальный фиксатор, который специально для такого случая снабжен сигнальным флажком. Но очевидно, что этот флажок незаметен. Может стоит его сделать больше и заметнее, нет? Или в очередной раз проведем очередной инструктаж, чтобы получить несколько подписей в ведомости?

Или другой пример — в Шереметьево экипажи воздушных судов жалуются на качество полосы, а срок эксплуатации резины на пневматиках сокращается, бывают повреждения, иногда вообще отслаиваются и вылазят плиты, ударяя по колесу. И что? Усилить или углубить контроль? Нет обратной связи в гражданской авиации! Вы выдаете лицензии, выписываете сертификаты и разрешения, а потом после инцидента сами же пишите в акте, что «необходимо разработать технологическую карту пооперационного контроля». Вот это поворот! Как же вы работать-то разрешали до этого?

Из раза в раз происходят похожие события, в примерах можно копаться бесконечно, мы взяли только нарушение технологии мойки двигателей и последовавшие задымления за полтора года. А если сделать полноценный анализ? Например, потерявшие управление зимой 2018-2019 года воздушные суда в Шереметьево? Однотипные отказы систем? Возвраты воздушных судов?

Мир уже давно перешел на цифровой путь развития. Компьютеры окружают нас повсюду — в автомобилях, в смартфонах и планшетах… Холодильники связываются по Wi-fi, чайник получает сигнал вскипятить воду по интернету, продвинутые системы контролируют, чтобы водитель не заснул за рулем, анализируя стиль его вождения и другие факторы, периодически предлагая отдохнуть…

И во всей этой технологической вакханалии очередной проверяющий орган после очередного задымления воздушного судна предлагает в лучшем случае издать дополнительную бумагу, в которой напишут и без того хорошо известную (в теории) работникам последовательность действий.

Ладно бы на дворе были ранние 70-е, но сейчас смартфоны напоминают нам, когда поздравить с днем рождения племянника, а легковушки анализируют стиль вождения и характеристики окружающей среды, выдавая рекомендации по замене масла. Скажите, неужели система, которая подсказывает технику промыть двигатель не два, а три раза — это какая-то безумная утопия?

Неужели система, наглядно показывающая работнику последовательность действий в конкретных условиях — это невыполнимая мечта? Нейросети могут предсказать, как я буду выглядеть в старости, но не смогут рассчитать процентное соотношение требуемого разбавления противообледенительной жидкости по отношению ко времени выруливания воздушного судна на взлет и температуре окружающей среды?

А может этим просто никто не хочет заниматься? Ну или банально некому?

Вообще-то руководство Российской Федерации уже давно выпустило программные заявления (или как там это у правительства называется), в которых прямо указан курс на цифровизацию страны. Если перевести эти документы с официального на русский, там будет сказано: «Ребята! Хватит жить по шаблонам середины жизненного цикла Союза Советских Социалистических Республик! Вы отнесли на помойку сначала чернильницы и перья а затем и печатные машинки, так продвиньтесь еще немного вперед, позвольте компьютерам превратить убыточные операции с низким КПД в высокоэффективные, до миллиметра, до миллисекунды просчитанные действия!».

В конце концов это и правда выгодно. Разработать программу, контролирующую правильность выполнения действий по техническому обслуживанию воздушного судна сильно дешевле, чем периодически надувать трапы для пассажиров, не так ли?



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире