16:47 , 12 августа 2019

Состояние взлетной полосы в Шереметьево вызывает тревогу

Доводилось видеть шокирующие видеоподборки экстремальных посадок самолетов? Ну, это те самые, когда самолет из-за сильного ветра садится чуть ли не боком, или когда у наблюдателя создается ощущение, что воздушное судно просто зависло на месте… Благо, современные автопилоты и опытные летчики умеют справляться с подобными ситуациями.

Вот только тут есть одна важная деталь — справиться с посадкой в сложных условиях можно только при полной технической исправности самого воздушного судна. Мало того — полоса, на которую производится посадка, должна быть в идеальном состоянии. Любое отклонение повышает риск превратить сложную посадку в катастрофу… А теперь посмотрите на это изображение:


Это кадр из видео, в котором автомобиль едет по… Ваши предположения? Локальная дорожка к дачному кооперативу? Заброшенная муниципальная трасса? Участок дороги, подведомственность которого не удается установить уже долгие годы?

Нет, уважаемый читатель. Автомобиль двигается по действующей взлетно-посадочной полосе Международного аэропорта Шереметьево. Двигается он к бизнес-джету, которого за некоторое время до съемки этого кадра вынесло с этой самой полосы в снег — один из случаев потери управления воздушным судном на перроне Шереметьево в конце 2018 года.

Чем объяснить такое состояние важнейшего элемента, отвечающего за безопасность людей? У меня есть некоторые предположения. 

В прошлом году председатель совета директоров АО «МАШ» и по совместительству один из частных владельцев Шереметьево, олигарх Александр Пономаренко, заявил в интервью «Ведомостям» о том, что критически важно запустить третью полосу в 2018 году, «чтобы аэропорт мог прекратить эксплуатацию сильно изношенной ВПП-1 и начать ее ремонт». Такие откровения, само собой, олигарх делал неспроста — это была продуманная стратегия давления на государство в целях получить бюджетные средства на эту самую полосу (наряду с угрозами ввести в эксплуатацию ВПП-3 с ограниченным функционалом). 

Вот только слова эти оказались пророческими. Третья полоса до сих пор не запущена, а это значит, что старые полосы должного ремонта так и не получили (еще раз посмотрите на изображение). В конце 2018 года зимой с этой полосой начинают происходить опасные инциденты. Затем от полосы несколько раз отскакивает и в итоге загорается «Сухой Суперджет». И хотя предварительное расследование никак не упоминает свойства полосы в перечне причин катастрофы, теория о ее влиянии на произошедшие события высказывалась

В конце концов посмотрите еще раз на эту полосу! Неужели это норма для международного аэропорта

Вот, например, «взлетка» в аэропорту Ухты, который по уровню с Шереметьево и сравнивать-то неудобно:

Претензии к полосе в Шереметьево и слова о необходимости срочного ремонта еще в прошлом году возникли не на пустом месте. В мае 2017 года из Ниццы возвращался 321 «Эйрбас» под бортовым номером VQ-BOH. Согласно отчету комиссии, «на пробеге произошло столкновение колес передней опоры шасси (ПОШ) с посторонним предметом, в виде выступающего фрагмента бетонной плиты покрытия ИВПП, высотой 80 мм». К счастью, 132 пассажира (из них 14 — дети) и члены экипажа травм не получили.

Процитирую выдержку из служебной записки должностного лица АО «МАШ» (она зафиксирована в материалах расследования): «Обращаю внимание, что доклады КВС о посторонних предметах белого цвета в ночное время происходят постоянно, после начала использования подрядными организациями нового вида межплиточного уплотнителя». Когда комиссия, рассмотрев это замечание, потребовала точной статистики сообщений о посторонних предметах, они получили следующий ответ (он также зафиксирован в материалах расследования):

«Требование о предоставлении статистики докладов экипажей о наличии посторонних предметов белого цвета на полосе выполнить не представляется возможным по причине отсутствия таковой». 

Понимаете размах? Ну сообщают пилоты постоянно о посторонних предметах на полосе, да и шут с ними. Это просто уплотнитель новый подрядчики кладут. Ничего страшного. Да и в документах ничего не написано про сбор статистики про всякие там посторонние предметы белого цвета… У нас, увы, до абсурда любят подобный фарисейский подход — не написано прямо, значит и необходимости нет.

Но и это не самое интересное в расследовании. После произошедшего инцидента комиссия отправилась осматривать полосу и внесла в протокол следующее:

«…были выявлены следующие недостатки (акт осмотра летного поля от 16.05.2017):

на ВПП 24R, на траверсе РД13 обнаружен камень размером до 15мм;

На РД 13, 12 обнаружен гравий размером до 5 мм;

На РД 13 обнаружена выбоина на стыке бетона и асфальта, с размерами 1000х60х25 мм.    

Со слов члена комиссии <…>, плановый осмотр летного поля осуществлялся из автомобиля на скорости более 100 км/ч., что физически делает невозможным качественно оценить состояние поверхностей ВПП, РД и создает серьезную угрозу безопасности полетов.

По состоянию поверхностей летного поля, летным составом ДПП ПАО «Аэрофлот» постоянно отмечаются такие замечания, как:

Наличие выбоин и ям на МРД и РД, создающие у экипажей ВС трудности в момент страгивания самолета с места, после остановки;

Отсутствие разметки и наличие плохо просматриваемой разметки на поверхности летного поля, особенно в ночное время суток и в условиях выпадения осадков;

Отсутствие маркировки на стоянках МС D20, D20A и F43.

Технология выполнения осмотров работ покрытий летного поля аэродрома Шереметьево в СА АО «МАШ» отсутствует».

Нужны ли мои комментарии к этой цитате? Думаю нет, все итак ясно. Вообще жаль, что такие документы не становятся достоянием общественности, там много интересного. Например, комиссия ругает аэропорт за то, что вопреки регламентирующим документам не был объявлен сигнал «Тревога» и не вводился код аварийной ситуации. Через два года из-за подобного халатного отношения перегруженный топливом «Суперджет» будет приземляться на полосу, которую предварительно не покроют пеной и возле которой не будет пожарных машин…

История — она же повторяется. Особенно если не делать из нее выводов.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире