Давайте немного поговорим об обучении авиационных специалистов в области безопасности. Тема довольно скользкая, вообще обучение в сфере авиации за последние годы немало штормило — взять хотя бы неразбериху с частными авиационными учебными центрами, помните как это начиналось? Множество взаимных обвинений, кто-то говорит что Росавиация устраняет конкурентов, кто-то — что частные учебные заведения недостаточно контролируются и не обеспечивают должный уровень подготовки… В общем, все как всегда — шума много, кто-то разорен а кому-то ситуация очень даже выгодна.

Впрочем, касаться пилотов и их проблем я сегодня не хочу — об этом написано немало, а вот вопросы безопасности в авиации, как ни удивительно, освещаются значительно реже.

О главной странности данной темы — ошибке законодателя, которая привела к частичному дублированию понятий транспортной и авиационной безопасности — уже говорилось, но вкратце повторюсь. Введение в Российское правовое поле понятия «Транспортная безопасность» поставило предприятия транспортной отрасли перед необходимостью платить деньги за ряд услуг, которые, естественно, могут оказывать только допущенные к этой хлебной доле. Все бы ничего (да, безопасность стоит денег, никто не спорит), но именно в области Российской гражданской авиации на момент введения законодательства о безопасности транспортной (для краткости буду называть ее принятым сокращением ТБ) уже вовсю действовала безопасность авиационная (соответственно, АБ). 

Авиационщики поначалу решили, что раз новые требования ТБ во многом идентичны уже выполняемым требованиям АБ, то и переживать не стоит. Наивные!

Нет, ответили чиновники — будьте добры, господа хорошие. Да, обучайте заново. Разумеется, дублируйте документы, и создавайте дублирующие отделы, набирайте персонал. Да, заново сертифицируйте. Да, за все это несите деньги строго допущенным компаниям.

Давайте посмотрим, кто допущен к работе по обучению авиационного персонала — благо, сделать это можно прямо на сайте Росавиации.

Всего организаций я насчитал около 60ти, и это звучит как не самая плохая цифра даже с учетом громадных размеров нашей необъятной Родины, но… Не стоит забывать, что данные учебные центры обучают разные категории персонала.

Кто-то учит бортпроводников, кто-то — обслуживающий персонал, у одних в сертификате всего пара программ, другие вынуждены будут потратить на его распечатку небольшую стопку листов… То есть нельзя поднять трубку, обзвонить все 60, выбрать наилучшее рыночное предложение и заключить договор (не говоря уже о том, что лететь учиться из Петербурга в Новосибирск — так себе затея). 

Более того — далеко не все учебные центры из представленного списка будут учить человека со стороны — часть из них создана авиационными предприятиями и авиакомпаниями для своих сотрудников, что видно даже из названий…

Хотя есть и исключения. Первоначально я был очень удивлен, узнав, что московская «Шереметьево Безопасность» (компания, которая не является профилированным учебным центром, и изначально создана для обеспечения безопасности в конкретном аэропорту Шереметьево) только за 2018 год заключила через сервис госзакупок контракты на обучение с Уфой (дважды), Калугой, Казанью, Магнитогорском, Крымом, Белгородом…

Причем удивление было не из-за самого факта обширной географии работы, а по причине оформления тендеров на госуслугах в формате закупки у единственного поставщика. Так то! Единственный поставщик, даром что 60 организаций на официальном сайте Росавиации. Монополия не всегда видна невооруженным глазом.

А ведь это только госзакупки, сведения о которых доступны в публичном поле. Сколько было договоров с частниками? Неудивительно, что финансовые показатели компании, судя по отчетности, стабильно идут вверх.

Теперь все на том же сайте мы можем полюбоваться перечнем аккредитованных в области транспортной безопасности компаний. Тут список еще меньше — их всего восемнадцать. Взятая нами для примера «Шереметьево Безопасность» в числе этих восемнадцати, разумеется, присутствует.

Имея аккредитацию, можно оказывать услуги по этой самой ТБ, дублирующей АБ. Разумеется не бесплатно. Об этом вам, как показывает опыт моих коллег, прямо скажут в чиновничьих кабинетах Росавиации — мол, вместо того, чтобы жаловаться на несовершенство законодательства, идите и платите.

Забавно, на сайте компании написано — «Опыт работы АО «Шереметьево Безопасность» в Международном аэропорту «Шереметьево» убедительно показывает целесообразность создания в аэропортах Российской Федерации самостоятельных юридических лиц — предприятий, оказывающих авиапредприятиям и эксплуатантам воздушных судов услуги по авиационной безопасности», и я готов подписаться под каждым словом этого утверждения, но с маленькой поправкой — «целесообразность» в данном случае исключительно с точки зрения финансового благополучия руководства таких компаний и их афиллированных лиц, а уж никак не клиентов и пассажиров.

Компания, если верить Всемирной Сети, частично принадлежит российской авиакомпании, частично — аэропорту Шереметьево, и небольшая доля — у английской компании, занимающейся досмотровым оборудованием (хотя на официальном сайте указано, что в собственниках только авиакомпания и аэропорт). Возглавляет компанию Сергей Николаевич Ярышев, депутат Законодательного собрания Краснодарского края (сложно наверное разрываться между Краснодарском и Шереметьево), который сначала занимал руководящие должности в Новороссийском Морском Торговом Порту. Во время этой работы контрольный пакет порта неизвестным мне образом перешел к олигархам Ротенбергу, Скоробогатько и Пономаренко. Акции были проданы, а Сергей Ярышев внезапно стал заместителем генерального директора аэропорта Шереметьево.

Потом — о чудо — собственниками большей части аэропорта как-то потихоньку стали те же Ротенберг, Скоробогатько и Пономаренко, а Ярышев стал сначала генеральным директором двух компаний, связывающий кипрский оффшор олигархов и тогда еще государственный МАШ, а затем — руководителем компании «Шереметьево Безопасность». Вот такие перестановки.

В общем, ничего нового — Аркадий Романович, как мы знаем, бизнесмен очень влиятельный, и работать с госзакупками умеет лучше многих. Нет ничего удивительного что компания, возглавляемая связанным с ним топ-менеджером, из обычного авиационного ЧОПа, досматривающего пассажиров, по факту превратилась в уникальный для России учебный комбинат.

Ждем, когда кроме безопасности авиационной и транспортной появится ещё какая-нибудь, например «крылатая» или «хвостатая». Разумеется, со строго ограниченным списком допущенных.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире