Не могу пройти мимо недавней новости о проверке «Шереметьево» Федеральной Антимонопольной Службой. Тем более что не каждый раз приходится читать такие подробности, как открытое препятствование проверяющим в их деятельности:

«При проведении проверки в ООО «Москва Карго» отключены сетевые диски, отсутствует доступ к почте сотрудников. Представитель АО Международного аэропорта «Шереметьево» в ходе проверки аэропорта отключила компьютер, осмотр которого производился специалистом ФАС России. Обе компании подозреваются в воспрепятствовании проведению проверки контрольным органом».

Какие могут быть причины у такого поведения? Вариант первый — ты настолько уверен в своих покровителях, что не видишь проблем в том, чтобы выключить рубильник прямо на глазах проверяющих лиц. Напомню, частными собственниками большей части «Шереметьево» и «Москва Карго» являются, как указано в СМИ, олигархи Аркадий Ротенберг, Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько, экс-депутат Государственной думы. Комментарии, думаю, излишни.

Второй вариант — тебе есть что скрывать. Тут тоже ничего удивительного — в «Шереметьево» действует уникальное соглашение между ПАО «Аэрофлот» и ООО «Москва Карго», которое предоставляет последней исключительную монополию на обработку груза. Подобных условий лично мне не удается припомнить ни в одном другом случае. Данное соглашение действует с 2015 года, несколько раз приводило к грузовым коллапсам и стало причиной неоднократных заявлений в ФАС со стороны пострадавших брокеров и агентов, которые даже подписывали открытые письма с требованием пресечь нарушение антимонопольного законодательства.

Итак, специалисты ФАС приходят с выездной проверкой, а их встречает сотрудник службы безопасности, вполне откровенно заявляющий, что по указанию руководства он не допустит их к затребованной информации. Сетевые диски оказываются отключены, электронная почта недоступна. Проходит какое-то время, после чего специалистов все-таки допускают к проверке, прилюдно пообещав наказать тех сотрудников, которые препятствовали ее проведению.

Первая информация о проверке и препятствиях появилась в Telegram-канале ведомства 27 февраля в 13:43, новость об итоговом предоставлении доступа — только в 17:51.

Внимание, вопрос — после нескольких «недоступных» часов осталась ли на серверах компании информация в том же виде, что и до прихода проверяющих? Ответом можно поделиться в комментариях.

Хотя как по мне, почта и сетевые диски — это дело десятое, они лишь могут показать, кто конкретно принимал участие в сговоре. Факт остается фактом — грузы «Аэрофлота» в Шереметьево может обрабатывать только «Москва Карго», и это нонсенс для авиатранспортной индустрии. Более того, данное соглашение несколько раз приводило к убыткам государственной авиакомпании, а значит — наносило прямой вред интересам Российской Федерации и ее налогоплательщикам. Что тут еще нужно? Электронные письма? Саму суть происходящего они не изменят.

На самом деле это очень интересный процесс, который наглядно покажет нам, насколько ФАС имеет реальную силу в нынешнем политическом пространстве. В этом плане очень полезно последить за дальнейшим ходом расследования. Если дело закончится штрафом за препятствование проведению проверки, а грузы «Аэрофлота» так и будут периодически скапливаться под открытым небом на волю стихиям, то можно будет с грустью констатировать неработоспособность механизма защиты антимонопольного законодательства. Если же груз будет передаваться тому наземному агенту, которого укажет клиент авиакомпании (как собственно успешно делалось до 2015 года), можно будет выдохнуть — значит есть еще силы, способные отстаивать интересы населения. Будем внимательно следить за развитием ситуации.

Ну и не могу не сказать несколько слов об официальном ответе «Шереметьево» по поводу проверки:

«Аэропорт Шереметьево на протяжении последних лет целенаправленно создает конкурентную среду, которая позволяет авиакомпаниям, коммерческим партнерам и агентам выбирать операторов аэропортовых услуг в области ТЗК, хэндлинг, карго и других. Шереметьево всегда стоит на позиции открытой конкуренции, понятных, прозрачных правил хозяйственной деятельности и защиты экономических интересов пассажиров, клиентов и потребителей»

Да ладно, друзья, вы серьезно? Мы говорим про аэропорт, в котором с момента начала стратегического партнерства все большее значение начинают играть исключительно компании, принадлежащие кипрской компании «TPS Avia», в свою очередь принадлежащей уже упомянутым в заметке олигархам.

Создание конкурентной среды в самом разгаре — «Волга-Днепр» и Шереметьево подписывают соглашение о развитии грузового терминала. Того самого, который до сих пор «радует» нас новостями и фотографиями занесенных снегом грузов.


Купили грузовую компанию — она тут же выиграла тендер и получила столько работы, что уже который год не может с ней нормально справиться.

Оператор магазинов Duty free «Аэроферст» получает иск на миллиард рублей именно в период консолидации аэропорта олигархами и уступает свое место принадлежащему TPS «Империал Дьюти Фри».

Паркингом в «Шереметьево» теперь тоже занимается TPS, а другие владельцы парковок, по словам Forbes, «становятся неразговорчивыми» при попытках пообщаться на эту тему.

Ирландских владельцев компании, занимавшейся рекламой в Шереметьево, в 2012 внезапно известили, что их действующий договор закончен. Теперь рекламой в порту занимается — угадайте, кто? Правильно — «дочка» TPS Avia — «МАШ Реклама».

Все это, без сомнения, очень похоже на «целенаправленное создание конкурентной среды». Аэропорт, занимающийся кроме своей основной задачи рядом других вышеуказанных направлений, полон альтруизма к своим конкурентам. Наверняка предприниматели сами решили уйти из выгодного бизнеса, и им конечно же никто не мешал. Разумеется не было никаких проблем с выдачей пропусков, согласованием документов и оформлением разрешений. Уверен, что им даже звонили среди ночи и рассказывали, насколько в аэропорту теперь, с приходом трех миллиардеров (один из которых на тот момент был депутатом Государственной Думы), «среда» будет все конкурентнее и конкурентнее. А когда они все таки вопреки всему массово уходили, их уговаривали остаться, а бизнес выкупали со слезами и, разумеется, по цене выше рынка.




Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире