20:55 , 20 октября 2013

Что такое ФИПИ и как оно воюет против народного образования или еще раз про ЕГЭ

ФИПИ — это Федеральный институт педагогических измерений.  Измерения есть сравнение с эталоном, и я с верой в непогрешимость эталона, по которому государство собирается оценивать наших дорогих двоечников, троечников и отличников,  приобрел это учебное пособие, как только прочитал  первую строчку на обложке.

Обложка

(ЕГЭ 2014. Физика: тематические тренировочные задания/ А. А. Фадеева. — М. : Эксмо, 2013.)

     На то, что я нашел внутри книги, моих знаний физики уже не хватает, и ,чтобы переварить все перлы педагогической метрологии, приглашаю к разговору всех, и физиков и лириков.   Для начала предлагаю  решить задачу, не требующую никаких специальных знаний, а только здравого смысла.

      Ответ — 4.

       Мой комментарий: совсем тупой выберет 1 или 2, честный вообще ничего не выберет, поскольку нельзя доверять искажающему масштаб изображению линзы.  Немного рассеянный выберет — 3 по численному совпадению погрешностей.

      Лирическое отступление:  внимательный, но нечестный, поступит в институт, выучиться, станет большим начальникам и вот так же подпишет какой-либо дохлый проект!   Сейчас оправдание — оценка и ВУЗ, тогда — семья и дети. 

           А вот другая задача.   Кто не хочет вникать в физическую сущность, может прочитать только первую и последнюю фразу условия задачи.

      Тут, думается, тонкое психологическое распределение на тех, кто запоминает только первую фразу и только последнюю.  Первый выберет — 3 и будет прав, последний — 1. Умный впадет и интеллектуальный стопор, поскольку с времен Галлилея постоянная скорость и отсутствие сопротивления воздуха — вещи несовместимые!

     Мой выбор — 2: пренебрегший сопротивлением воздуха парашютист уже упал и лежит, бедняга, неподвижно.

        А вот  пример намеренного запутывания:

       Умный решил бы эту задачу так:   сила тяги — это и есть сила трения.  Если колесо не проскальзывает — это трение  покоя  и его величина не зависит от коэффициента трения.  Формалист применит известную формулу  для трения скольжения, и… получит правильный ответ!  

      Небольшая справка: сопротивление качению имеет более сложный характер, в школьном курсе почти не изучается, к скольжению резины о булыжник никакого отношения не имеет, и коэффициент трения качения на порядок ниже (около 0,05).

       Может быть, никакого злого умысла нет, и авторы — просто троечники.   В доказательство приведу еще один пример:

Правильный ответ: А — скорость, Б — путь.   На авторсков графике — типичная ошибка школьников: не может быть график пути, пройденного телом, угловатым.  Последнее означало бы, что скорость в вершинах углов меняется скачкообразно.  Сшивать параболу и прямую надо гладко, без углов!

      Итак, эталон, предлагаемый ФИПИ, — это фильтр, отсеивающий все живое, думающее, честное с одной стороны и совсем тупое с другой.  На выходе — ЗАУРЯДНОСТЬ, — т. е. будущие руководители страны!.  .

       Похвалю авторов: сюжеты задач выбрали интересные, и если бы не ложка дегтя…

Вопросы для обсуждения:

            1.  Как правильно решать подобные задачи (для физиков)?

            2. Как можно трактовать сюжеты вышеприведенных задач, чтобы задачи стали логически непротиворечивыми и имели единственное решение (для лириков)?

            3. Чем обусловлены подобные ошибки (для редакторов, полиграфистов, психологов, фрейдистов, специалистов по коррупции)?

            4. Как учить детей в свете таких эталонов; учить ли физике Ньютона и Эйнштейна, или «хитрой»  физике ФИПИ (для учителей, родителей и просто граждан)?



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире