09:10 , 02 августа 2012

Дьявол – в деталях, или Быстро хорошо не бывает даже в образовании

 

Образовательную элиту, облегченно вздохнувшую было после отставки старшего брата прежнего председателя футбольного союза (также успевшего порадовать нас своей отставкой), мгновенно качнуло в другую крайность. Теперь она дружно взялась за восстановление «лучшей в мире» системы начального профессионального образования, разумея под этим комплекс учебных заведений, ориентированных на подготовку современных квалифицированных рабочих.

Чудесно! (Непрошенная слеза).

Вот только если бы не множество «если».

Премьер-министр на заседании Правительства, состоявшемся 26 июля, воздал хвалу федеральным органам власти за то, что процесс обсуждения образовательной реформы «идёт в режиме публичного обсуждения».

Возражение первое. О каком общественном обсуждении идет речь, если, например, в Самаре, в которой до 91-го года было несколько десятков профессиональных училищ, обеспечивающих работу десятков промышленных и сотен сельскохозяйственных предприятий, практически не осталось промышленного производства, в заводских цехах – «караван-сараи», а посевные площади и пастбища медленно, но верно отступают перед экспансией господских усадеб? А где публичное обсуждение того самого плана восстановления производства, без которого восстановление рабочего класса абсурдно? Или техникумы Самары будут готовить кадры для Нарьян-Мара?

«Очевидно, что общее количество вузов превосходит все разумные рамки», – заявил на заседании «открытого правительства» премьер, чей сын в этом году окончил школу и стал студентом юрфака МГУ.

Возражение второе. Стремимся увеличить число ПТУ. Как бы их не обзывать – колледжами, технионами – это классические ПТУ. Основную часть вузовской подготовки перевели на четырехлетку, сократив на целый год срок обучения и убрав из программ значительную часть теоретических предметов, в том числе за счет увеличения «ремесленных» дисциплин, то есть направленных на привитие навыков, а не на получения знаний в области фундаментальных наук.

Зачем это делается в стране, декларирующей свое стремление к лидерству в социально-экономической сфере? Вряд ли из-за непонимания особенностей функционирования образовательной системы в обществе Hi-Tec`а. Но ещё одна цитата из Медведева: «Карфаген должен быть разрушен, а значительная часть вузов, которые не отвечают современным критериям, – оно (такое учебное заведение) должно быть реорганизовано, а, в конечном счете, закрыто. Это мое глубочайшее убеждение».

Возражение третье. Я не буду придираться к чудовищной логике: если что-то плохо (не удовлетворяет «современным критериям»), то его нужно, «в конечном счете», разрушить. Не буду, потому что если следовать ей, то на месте России может остаться голая пустыня. Причем разрушению подвергнутся не только вузы, школы, спортивные объекты, но и сооружение на Краснопресненской набережной, известное в миру как «Белый дом», и комплекс зданий на Старой площади, где, как известно, располагается Администрация Президента. Я уверен, что трезвомыслящий премьер отдает себе отчет, что с управлением страной дело обстоит не лучше, чем с ее образованием и воспитанием.

Это-то очевидно, но неужели дипломированный юрист не знает о существовании доказанной социологами теоремы о том, что социальный прогресс зависит от времени, проводимой среднестатистическим гражданином на учебной скамье, и другой теоремы, управленческой, о том, что чрезмерно «укрупненные» организации малоэффективны из-за колоссального числа конфликтов интересов внутри них?

В целом чтение стенограмм премьерских выступлений на заседаниях правительств – «открытого» и другого, которое, видимо, теперь правильнее называть «закрытым», – отправляет в глубочайшее уныние. В силу непонимания творцами реформ разницы между знаниями и навыками. В силу злонамеренного передергивания аргументами, лежащими в основании «целесообразности» недофинансирования гуманитарных дисциплин. А главное – из-за стремления получить скоро окупаемый результат.

Быстро, быстро, быстро!? Как будто земля под ногами у них горит. «Быстро» хорошо не будет. И в образовании тоже. Не было завтра, не будет и через триста лет.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире