Что бы ни говорили, но основные проблемы нашей страны не экономические и не политические. Собственно, проблема одна: отсутствие ценностно-нормативных, если хотите, прикровенных, представлений, образующих культурную картину мира, эффективных в современной социокультурной ситуации. Единая система ценностей – это остов любого общества. Вопрос в том, насколько она эффективна. Конфликт «старого» и «нового» может быть преодолен работающим гражданским обществом, которое находит адаптационные ответы на вызовы современности в лице креативного меньшинства (если вспомнить концептуальный подход А. Тойнби). Однако у нас единую систему ценностей путают с единомыслием… что не есть одно и то же. В многонациональной и многоконфессиональной стране последнее недопустимо, т.е. насаждаемая сверху доминанта титульной нации или конфессии (религии). Современная эффективная культурная система должна возвышаться над системами культурных ценностей этно-национальных, конфессиональных, политических, экономических и пр. групп ее составляющих. И такая система ценностей есть, ее долго искать не надо. Она апробирована временем и доказала свою эффективность – это просветительский концепт естественных прав человека: право на жизнь, свободу и собственность. Они потому и называются естественными, а не умышленными (словечко Достоевского), что детерминированы биологически. Животное, напр., имеет свою территорию, как свою собственность, «метит» ее и защищает. Нас пугают «прогнившим западным либерализмом» и демократия стала ругательным словом, когда как (к черту слова!) естественные права человека – это универсалии смыслопостигаемого бытия. В прощальной проповеди на 10 год хиджры (634 г. по РХ) Мухаммад провозгласил: «Жизнь и собственность мусульманина неприкосновенны».

Идеологи советского государства пожелали отформатировать человека, наделив его коммунистической системой ценностей, своеобразным «искусственным интеллектом», однако теоретическая модернизация (от Платона до утопистов) оказалась нежизнеспособной в практическом воплощении, поскольку никуда не денешься от человеческой телесности, отягощающей все «разумное, вечное, доброе». Лишь аскеты-подвижники в свободном индивидуальном целеполагании ущемляли плотское ради возвышения духа. Но нельзя требовать подобной аскезы от других, тем более строить на таких основаниях общество. Лишь можно «допустить» свободно организующуюся на практически любых ценностно-нормативных основаниях идентичность групп, состоящих из осознающих свои интересы индивидов. Люди, осознающие интересы и отстаивающие их в группе (движении, партии) в соперничестве с другими группами – звено гражданского общества. Регуляция между звеньями – это общие для всех правила игры, в основе которых естественные права человека. В этом единственная прерогатива государства. Перевернув в Новое время классическую пирамиду, европейская культура водрузила на ее вершине не субъекта, наделенного абсолютной властью, а, разъяв власть на три составляющих (законодательную, исполнительную, судебную) и обеспечив институализированный конфликт между ними (по правилам игры), – свободную личность. Этот диверсифицированный треножник государственной власти как более устойчивая конструкция, чем имеющая одну точку опоры вертикаль, создает возможность эффективным образом реализовывать естественные права и разумно ограничивает в правах тех, кто узурпирует свое собственное право. Такая теория разумного (ограниченного правом) эгоизма предполагает биологическое, физиологическое, интеллектуальное и экономическое неравенство, провозглашая единственно возможное, что уравнивает людей между собой, – правовое равенство индивидов.

Возможна ли подобная система ценностей в России? Многие видят в социальных сетях интернета тренажер формирования групповой идентичности, однако, механизм перехода из виртуальной реальности в «живую жизнь» неопределенен. Виною страх: власти, абсолютизирующей собственную идеологему как истину в последней инстанции, перед «несамостоятельным» обществом, и общества, неспособного в силу страха перед властью взять ответственность за свою свободу. Разорвать порочный круг обоюдного страха может только опыт конфликтного взаимодействия…


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире