Ежегодно в России в ДТП гибнут и получают увечья около 280 тысяч человек. Об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства. «Аварии наносят огромный материальный и моральный ущерб», — подчеркнул он.

Это так, особенно печально мы выглядим на фоне других стран.

Не могу не разделить сожаления председателя Правительства РФ и хочу поделиться некоторыми своими наблюдениями и размышлениями.

Съездил давеча в Эстонии на машине, провел своего рода эксперимент – везде ехал строго по правилам. Я сначала не предполагал, что разница окажется столь разительной (мне-то стало уже казаться, что мы «стали ездить неплохо»), но увы… В Эстонии при движении со скоростью близкой к максимально разрешенной следующая за тобой машина в большинстве случаев едет на разумной дистанции с той же скоростью. В России ни один попутный мне легковой автомобиль не соблюдал требования ПДД к скоростному режиму. Действительно, многие соблюдали произвольно выбранные «меры предосторожности»: не обгоняли на участках с запрещенным обгоном, через сплошную и в населенных пунктах, если им ещё не стало очевидно, что гаишник нигде не прячется. Но собственно по правилам не ехал никто. Ни один легковой автомобиль! Неудивительно, что у нас такая высокая смертность на дорогах, фактическая-то скорость у наших водителей заведомо выше максимально разрешенной. Изменение ситуации при пересечении границы разительное, в России ты как будто находишься на минном поле, приученные к безнаказанности «летчики» могут возникнуть в любой момент с любой стороны, разметка и знаки совершенно ни от чего не страхуют. То есть относительно безопасной являлась бы скорость ниже максимально разрешенной, но тогда ты создаешь дополнительную сложность, замедляя поток и провоцируя бесконечные обгоны своего ТС. «Пьяный за рулем — убийца», говорите? Ошибаетесь, убийца — превышающий максимальную скорость более чем на 40 км/ч, вот для кого нужно вводить уголовную ответственность. Именно «гонщики», привыкшие к «вышиванию» на предельных скоростях и не боящиеся мелких ДТП, в пьяном виде сносят остановки и маршрутки, медленно ездящий водитель и в подвыпившем состоянии особой опасность для жизни других участников дорожного движения и пешеходов не представляет, не случайно в ряде стран для опытных водителей разрешен уровень алкоголя до 0,8 промилле. Справедливости ради нужно отметить, что и знаки, особенно временные, в России установлены не столь тщательно, как в Эстонии, что, безусловно, не может не снижать доверие и уважение к ним со стороны автомобилистов. В то же время я рискну предположить, что такое легкомысленное отношение к правилам автомобилисты, являющиеся наиболее экономически активной частью общества, неизбежно экстраполируют и на другие сферы жизни.

Я решил посмотреть, чем же может быть обусловлена такая разница, и заглянул в таблицу штрафов:

Страна

Эстония

 

Россия

Превышение скорости до 20 км/ч

120 евро

0 рублей

Превышение скорости от 21 км/ч до 40 км/ч

400 евро

500 рублей

Превышение скорости свыше 40 км/ч

800 евро

1000-1500 рублей

При том, что доходы автомобилистов в обеих странах вполне сравнимы, и где-то Россия даже выигрывает, не говоря уже о сравнении стоимости автомобилей и ставок по кредитам.

Возможно ли исправить ситуацию без радикального изменения ситуации в сфере наказания нарушителей? Мне думается, нет. Видятся два основных пути принуждения автомобилистов к соблюдению правил:

1.       Принудительная установка на все автомобили опломбированных датчиков GPS, фиксирующих их перемещение и определение нарушений на основании показаний таких датчиков, наложенных на карту знаков, скоростных режимов и разметки. Этот путь имеет свои плюсы и минусы и, пожалуй, довольно глобален. Во всяком случае этот вариант имеет смысл реализовать применительно к маршрутным такси и загородным автобусам.

2.       Полное покрытие всех основных магистралей комплексами определения скорости, сплошь, в начале населенного пункта и в конце его, определяющие среднюю скорость движения, а также на наиболее опасных участках – моментальную скорость. Причем крайне желательно, чтобы они выявляли машину с нечитаемыми номерами или безо всяких номеров и по такому сигналу на задержание должен выезжать ОМОН (потому что кому кроме террористов могут понадобиться нечитаемые номера?)

Кроме того, сегодняшняя ситуация, когда превышение максимально разрешенной скорости на 19 км это как бы и не нарушение вовсе, порочна и должна быть изменена. Превышение даже на 1-2 километра должно фиксироваться и наказываться пусть небольшим, но штрафом, при превышении на 5 км штраф должен быть уже чувствительным, а превышение на 10 км должно вести к существенному штрафу и изъятию ВУ при рецидиве. Только так можно переломить сложившуюся практику всеобщего превышения максимально разрешенной скорости. Максимально разрешенная скорость не является минимально требуемой, тем более с учетом того, что спидометр зачастую несколько завышает показания, водитель, «держащий стрелку» на 55-60 км/ч гарантированно не превысит «максималку» в 60 км/ч. 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире