17:38 , 27 февраля 2021

Почему Римская империя не исчезла в Средние века

Renovatio imperii Romanorum – идея, благодаря которой средневековое общество помнило о величии Римской империи.

476 год традиционно считается датой падения Западной Римской империи. Несмотря на то что начальник императорской гвардии германец Одоакр низверг последнего императора Ромула Августула (фактически – «августёнок»), в сознании человека той эпохи империя никуда не делась. Конечно, как политическое образование она изжила себя, но идея империи осталась и прожила долгую жизнь. Облик менялся, а цели оставались теми же.

Имперская идея: суть ее возрождения

Важно разобраться в терминах и временных рамках. Что касается времени – все вполне ясно. Империя зародилась в Римской республике и была уничтожена Наполеоновскими войнами в 1806 году (как Священная Римская империя). Imperium – власть, принадлежащая правителю государства (монарху) или же административным структурам в период республиканского Рима. Император – изначально титул руководителя легионов, наделённого чрезвычайными полномочиями. Со временем термин претерпел ряд изменений. Воины Рима провозглашали своего военачальника императором. Orbis romanus – все земли, цивилизованный мир, названный империей. За её пределами жили варвары. Руководство столь обширными территориями требовало много сил и эффективных механизмов управления. Религиозная подоплека являлась усилителем образа императорской власти. Постепенно фигура императора сакрализировалась: монарх становился предметом поклонения, появились ритуалы (проскинеза – битие поклонов до земли). Всяческое уклонение от подобного акта – незаконно.

Почему христиане испытали на себе гнев римской власти? На начальных этапах развития церкви общины не подчинялись закону, что ставило под угрозу существование империи. Поэтому приверженцев новой веры и отправляли на съедение львам на аренах.

Христиане и львы

Со временем христианство стало брать верх в этой схватке, и в 313 году император Константин Медиоланским эдиктом фактически легализовал новую веру. В последующие эпохи монархи сами будут принимать христианство и даже устраивать кампании против язычества. Природа императорской власти по-прежнему оставалась религиозной по своей сути. Император перестал быть божественной сущностью, но при этом сохранил за собой должность наместника бога на земле. Все элементы церимониала – атрибуты, одежда, инсигнии, приветствия, коленопреклонение сохранялись в восточной части империи до 1453 года. Западу оставалось лишь хранить эту связь с византийским басилевсом. Его великолепие поражало «варваров».

Идея империи сохранила в себе все означенные черты. Но идейно она была связана с Римом: наследники трона хоть и не были римского происхождения, но свои стольные грады считали продолжением Вечного города. Константинополь – Второй Рим, Москва – Третий, а Ахен один поэт назвал «Будущим Римом». Городу следовало иметь неприступный вид, а правителю – ряд грандиозных побед на поле брани.

Имперская идея в Средние века: опыт Запада

Западная половина бывшей Римской империи получила несколько специфический образ императора. Церковь Рима в отличие от греческой была более озабочена проблемой независимости от государства. Блаженный Августин в своем знаменитом «О граде Божьем» совершенно чётко разграничил связь церкви и империи. О превосходстве церкви говорил и папа Лев Великий, а другой наместник апостола Павла, папа Геласий, в своем трактате 494 года заявил о противопоставлении двух властей – власти понтифика и кесаря. Власть понтифика, конечно же, была наиболее весомой, ведь на ней лежала ответственность за спасение душ монархов.

Читать далее

Автор: Алексей Медведь

Читайте также:

Тест. Цензура в кино

Массовое отравление конфетами в Англии, 1858



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире