14:13 , 29 июня 2020

Последний советский истребитель-биплан

Истребитель И-153: временный, но необходимый

В конце 1930-х годов принятый на вооружение Красной Армии истребитель И-15 в значительной мере устарел. В качестве срочной замены требовался простой в производстве и массовый самолет. И он был создан советским «королем истребителей» Николаем Поликарповым всего за три месяца. При этом, если в мире наметился переход к строительству истребителей-монопланов, то Поликарпов продолжал совершенствовать отработанную ранее биплановую компоновку. Это позволяло на короткий срок (1-2 года) обеспечить вооруженные силы хорошим по меркам конца тридцатых годов самолетом-истребителем. Во многом это было временной и вынужденной мерой. 

Конструктор И-153 Николай Поликарпов

Свое прозвище «Чайка» И-153 получил за характерную форму центроплана верхнего крыла. В сравнении с И-15 и И-153 «Чайка» имел целый ряд преимуществ. В отличие от И-15, новый самолет имел убирающиеся шасси, более мощный двигатель М-62 (на поздних М-63). Значительно было усиленно и вооружение.  Опыт применения И-15 в Испании и Китае показал, что его вооружение из пулеметов ПВ-1 (авиационный вариант пулемета Максима) является уже явно слабым. 

Военные требовали установки на новый самолет крупнокалиберных пулеметов или автоматических пушек. Тем не менее, значительная часть И-153 получила на вооружение по четыре 7,62-мм авиационных пулемета ШКАС. Небольшое количество «чаек» оснащалось крупнокалиберным пулеметом Березина.  Существовал и вариант с пушечным вооружением, когда в плоскости, ометаемой винтом, были установлены две 20-мм автоматических пушки ШВАК. Помимо пулеметного и пушечного вооружения истребитель мог нести до 200 кг. бомб или восемь 82-мм реактивных снарядов, которые могли использоваться как в воздушном бою, так и для штурмовки наземных объектов.  Производство «чаек» было развернуто на авиазаводе № 1 в Москве. Всего в 1939-1941 гг. было выпущено 34376 истребителей И-153. 

Река Халхин-Гол: боевое крещение «чаек»

Поучаствовать в гражданской войне в Испании И-153 не успел и принял боевое крещение в масштабных воздушных боях с японской авиацией на Халхин-Голе в июле 1939 года. Для завоевания господства в воздухе в Монголию были отправлены лучшие советские летчики и новейшие типы самолетов. Первоначально И-153 считался секретным самолетом и пересекать границу в ходе боевых действий данным машинам строго запрещалось. Но в дальнейшем этот запрет сняли. Предполагалось, что японские пилоты будут принимать И-153 за устаревший И-15 и «чайки» сыграют роль своего рода приманки. 

И-153 на Южном фронте, 1941 год

Подобный маневр удался в июле 1939 года девятке И-153 во главе с Героем Советского Союза С. И. Грицевцом, когда «чайки» внезапно контратаковали группу японских самолетов, сбив четыре из них без потерь со своей стороны.  Но очень скоро японцы сделали вывод, что против них применяется совершенно новый на театре военных действий самолет, ошибочно именуя его И-17. В качестве замены И-15 в Монголии «Чайка», безусловно, сыграла свою положительную роль, но основным самолетом в борьбе с авиацией противника так и не стала. Всего в Монголии в боях были задействованы 70 И-153.  При этом потери составили 22 машины: 16 «чаек» погибли в воздушных боях и еще 6 были потеряны в результате аварийных ситуаций.

Продолжение читайте на сайте Diletant.media.

Читайте также: 

Оскар Уайльд: суд за непристойное поведение 

Юлиан Отступник: последняя битва последнего язычника

Михаил Васенков: вся жизнь – игра

Герои старых боевиков: на кого из них похож ты?



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире