19:25 , 23 мая 2020

Топ-5 самых жестоких инквизиторов

В 1215 году Европа узнала, что такое церковный суд и деятельность инквизиторов – хладнокровных и расчётливых дознавателей.

Четвёртый Латеранский собор 1215 года окончательно закрепил последнюю редакцию церковного законодательства о ереси. Папа Иннокентий III, будучи профессиональным юристом, заставил функционировать отдельные сферы канонического права. Именно тогда появились реальные меры пресечения ереси.

Следует сказать, что ересь в Средневековье приравнивалась к уголовному преступлению. Безусловно, она подлежала преследованию. Любое отклонение от трактовки церковного предания и энциклик римских пап возбранялось и каралось. Инакомыслие в церковных вопросах автоматически рассматривалось как тяжкое преступление. Далее следовало наказание со стороны светской власти.

Надо понимать, что средневековый человек мыслил очень предметно. И отсюда совершенно не случайна ассоциация между ересью и чумой, которая усилено проводилась уже с начала XII столетия.

Ересь приравнивали к чуме души. Как хорошо нам известно, умерших от чумы было принято сжигать, чтобы порча и скверна не могли дальше распространиться. Подобным образом следовало относиться и к еретикам как к рассадникам заразы.

Колдун. Гравюра

Была ещё и богословская трактовка этого вопроса, корни которой мы видим в Евангелии от Иоанна. В шестой главе Иисус Христос говорил своим последователям: «тот, кто не последует за ним как ветвь сухая будет отброшен и сожжен». Представленная метафора весьма активно муссировалась при определении меры наказания отступников и еретиков.

Первые костры с инакомыслящими полыхали уже в конце XI века в Орлеане. В XIII веке на место голословных обвинений церковь ввела судебный процесс, включавший в себя процедуру дознания и расследования. Инквизиция станет главным и законным орудием борьбы с ересью. Руководить этими судебными процессами будет священная конгрегация при апостольской канцелярии – старшины церковных судов. Они же – инквизиторы.

В историю вошли пять, пожалуй, самых ярких представителей церкви, которые достаточно ревностно относились к своей службе. Их портреты отчётливо показывают характер и ход судебных процессов над еретиками.

Томас Торквемада (1420–1498)

История отца испанской инквизиции хорошо демонстрирует характер развития церковного судопроизводства на Пиренейском полуострове. Становление нового института общественной жизни происходило в условиях завершающего этапа Реконкисты. Возврат территорий сопровождался внедрением жёстких церковных порядков на вновь обретённых испанской короной землях.

Томас Торквемада происходил из семьи служителя Доминиканского ордена, однако его дядя кардинал Хуан де Торквемада, по данным современников, был выходцем из семейства крещёных евреев. Детство будущего инквизитора прошло в кастильском городе Вальядолид. Томас получил хорошее богословское образование и продолжил семейное дело, вступив в орден доминиканцев.

В 1452 году он уже становится приором монастыря Санта-Крус в Сеговии. Затем Торквемада знакомится с будущей королевой Кастилии Изабеллой и занимает место её духовника, в качестве которого оказывает значительное содействие в заключении брака с будущим королём Арагона Фердинандом.

Томас Торквемада

Постепенно монархи решают укрепить влияние церковных институтов на Пиренеях, дабы за счёт них удовлетворять свои политические интересы. Особенное негодование вызывали у власти и народа новообращённые христиане (евреи и мавры), которые делали стремительную карьеру и, как казалось короне, дурно влияли на христианскую церковь. Под пристальным надзором также была и дворянская оппозиция.

В 1478 году папа римский Сикст IV издал специальную буллу, которая разрешала создание испанской инквизиции. Уже в 1483 году великим инквизитором Арагона, Кастилии и валенсийских земель с подачи короля Фердинанда был назначен Томас Торквемада. Ревностный католик, он методично расправлялся с инакомыслящими и создал целую сеть церковных трибуналов по всей Испании. Служители церкви под руководством великого инквизитора устроили настоящую охоту на новообращённых христиан: клирики не верили в искренность новых прихожан и подвергали их пыткам. Еврейская община попыталась откупиться от репрессивных мер и предложила Фердинанду Арагонскому солидную сумму денег. Однако Торквемада на одном из приёмов у монаршей четы показательно бросил под ноги распятие и воскликнул, что Иуда предал Христа за 30 серебренных монет.

В 1492 году им был подписан Альгамбрский эдикт после захвата Гранады, в соответствии с которым евреи выдворялись из земель испанской короны. По данным различных исторических документов, Торквемада лично подписал более 2000 смертных приговоров.

Читать далее

Автор: Алексей Медведь

Читайте также:

ЕГЭ. Страны Варшавского договора

Антонио Сальери… невиновен!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире