12:27 , 12 марта 2020

Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака

О создании подлодки, способной опускаться на рекордные глубины, в СССР задумались еще в 1960-х. Проектирование будущего рекордсмена началось в 1966 году, и через восемь лет проект был готов. Большую атомную субмарину К-278 торжественно заложили на верфях Северодвинска в день рождения вождя мирового пролетариата В.И. Ленина – 22 апреля 1978 года. Строительство продолжалось пять лет. 


При изготовлении корпуса лодки использовался титан – прочный, но легкий металл. Это позволило сильно облегчить массу подводного гиганта. 110-метровый атомоход имел подводное водоизмещение 8500 тонн. При применении традиционных материалов эта цифра была бы гораздо больше. 


3 мая 1983 года новенькую подлодку спустили на воду. Начались испытания. Лишь в конце года К-278 официально стала частью советского военно-морского флота. 


Комсомолец 1 

Подводная лодка К-278. Источник: wikipedia.org 


С начала 1984 года подводный атомоход приступил к выполнению боевых задач. Базировался он в Западной Лице в Мурманской области. Там К-278 готовилась к рекордному погружению. Оно состоялось 4 августа 1985 года. Под командованием каперанга Юрия Зеленского К-278 опустилась в глубины Норвежского моря на 1027 метров. Батискафы покоряли и большие глубины, но для подлодок это был абсолютный мировой рекорд. Мало того, поднявшись до глубины 800 метров К-278 произвела залп, использовав вместо ядерных ракет металлические болванки. Этим экипаж доказал возможность ведения боевых действий на огромных глубинах. При этом выяснилось, что тысячеметровая толща воды не позволяет обнаружить подлодку: её не слышали гидроакустики, а другие субмарины не имели возможности найти её и уничтожить. 


31 января 1989 года подводную лодку К-278 нарекли «Комсомольцем». Под этим именем 28 февраля атомоход вышел в своё последнее плавание. Оно не предвещало ничего особенного, поэтому основной экипаж остался на берегу. Сменным экипажем командовал опытный подводник капитан первого ранга Евгений Ванин. Автономное плавание продолжалось больше месяца. В начале апреля «Комсомолец» двинулся из Норвежского моря к родным берегам. 


Смерть во льдах: ошибка за ошибкой  



7 апреля в 11 часов утра внезапно вспыхнул пожар в седьмом отсеке. Причина его так и осталась невыясненной. Возможно, произошло короткое замыкание. Практически сразу погиб вахтенный матрос. Посланный на место пожара мичман успел сообщить, что седьмой отсек весь заполнен дымом, и тоже погиб. На лодке, которая находилась в 980 километрах от родных берегов и на глубине 350 метров, объявили пожарную тревогу.


Комсомолец 3

«Комсомолец» в плавании. Источник: wikipedia.org  


Лодка приступила к всплытию своим ходом. Команда пыталась справиться с пожаром. Этому мешало то, что моряки не только плохо знали, как действовать в критической ситуации, но и не представляли, где на борту находится инструкция, описывавшая эти действия. Газоанализатор, отвечавший за содержанием кислорода в воздухе, не работал на «Комсомольце» целый год. Скорее всего содержание кислорода было повышенным, что способствовало быстрому разрастанию пожара. Капитан Ванин распорядился включить систему химического пожаротушения, но ответственный за неё офицер по какой-то причине не смог этого сделать. Пожар бушевал уже и в шестом отсеке. Его люки задраили, но огонь продолжал распространяться по трубам и по кабелям. 


На глубине 50 метров подъем остановился – сработала аварийная защита атомного реактора, и он отключился. Именно поэтому подводного Чернобыля не произошло. На «Комсомольце» имелся аварийный дизель-генератор. По всем инструкциям на его включение отводилось десять минут, но команда провозилась с этим более двух часов. Ванин отдал приказ продуть спеццистерны сжатым воздухом. Лодка всплыла на поверхность, но из-за поврежденных огнем клапанов на воздухопроводах, воздух хлынул в шестой и седьмой отсеки. Пожар запылал с новой силой. 


Температура внутри горевших отсеков превысила тысячу градусов. Начал плавиться корпус лодки. Ванин приказал связаться с командованием. Удалось это не сразу, так как гидравлика выдвижных антенн плохо работала. Лишь через 20 минут была передана радиограмма о нештатной ситуации, с которой экипаж борется собственными силами. Тем временем огонь продолжал распространяться. Из-за повреждения маслопровода пятый отсек наполнила взрывоопасная смесь из мельчайших капель масла и воздуха. Начался пожар и там. Несколько моряков сильно обгорели. Огонь распространился по всей лодке кроме первого отсека. Он повредил электрокабели и «Комсомолец» превратился в горящий изнутри неподвижный кусок металла посреди арктического моря. 


Подавать сигнал SOS советским военным кораблям было запрещено из-за боязни, что услышит противник. С советской территории к месту катастрофы отправили самолет Ил-38. Он делал круги над погибавшей подлодкой. С воздуха было видно, как пузырится вода рядом с шестым и седьмым отсеками: температура внутри них приближалась к жару мартеновской печи. Над лодкой подымалась струйка белого дыма. Ил наводил на место действия советские корабли, бывшие поблизости. К месту катастрофы спешила плавбаза «Алексей Хлобыстов», но ей оставалось плыть еще несколько часов. 


Читать текст полностью 


Читайте также: 


Чернобыль 


Подводные лодки типа «Декабрист» 


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире