12:14 , 15 февраля 2020

«Корабль дураков»: немецкий гуманизм и сатирическая литература

Немецкий гуманизм: предтечи и характер  

Священная Римская Империя рубежа XV–XVI веков – это государство в расцвете сил. Не смотря на обширные владения княжеских фамилий и крепнущую власть церкви, в южно-немецких городах наблюдается небывалый экономический и культурный рост. Именно здесь пробуждается интерес к культуре: Нюрнберг и Аугсбург становятся настоящими центрами притяжения интеллектуалов. В Страсбурге также крепнут гуманистические идеи. В целом, с развитием книгопечатания и проникновением идей Итальянского Возрождения, юг Германии стал колыбелью немецкого гуманизма.


VFL.RU - ваш фотохостинг

Нюрнберг XVI столетия. Источник: Wikipedia.org  


Постепенно влияние распространилось и на Саксонию, и на Тюрингию. Произведения античных авторов достигают самых отдалённых уголков Империи. Растёт количество университетских кафедр, в которых находят пристанище проповедники «новой волны». Такие деятели как Петер Лудер и Самуэль Карох учились у старших коллег из Италии, а позднее применяли их опыт в развитии местного образования.  


Переводы Петрарки и Боккаччо на немецкий язык, выполненные гуманистами Альбрехтом фон Эйбом и Никласом фон Виле во второй половине XV столетия, быстро находят отклик у студентов немецких университетов. Популярными становятся басни Эзопа и упомянутого ранее Боккаччо благодаря труду Генриха Штейнхёфеля. Но всё же большинство литературной продукции выходило на латинском языке.


VFL.RU - ваш фотохостинг


«Богемский пахарь» иллюстрация. Источник: Wikipedia.org 


Углубляясь в вопросы богословия, гуманисты берутся за критику церковных институтов. Уже в «Богемском пахаре» Иоганна из Зааца (приблизительно 1400 г.) чувствуются антиклерикальные посылы. Активно изучались произведения Лукиана, Библия и опусы отцов церкви. Николай Кузанский (1401–1461), гуманист и кардинал в одном лице, умело и обстоятельно боролся со схоластикой, доказывая необходимость церковных реформ и ратуя за ослабление власти римского понтифика. Изучая математику и естественные науки, он предвосхитил открытия Коперника. 


Идеи немецкого гуманизма также прослеживались и в поэзии Конрада Цельтиса (1459–1508). Сын крестьянина из Франконии, в 1487 году он получил из рук императора Фридриха III лавровый венок. Талантливый и яркий поэт собирал древние рукописи в Богемии, Венгрии и Австрии, создавал поэтические кружки не только в немецких землях, но и в Польском королевстве. Лирика, вдохновлённая Овидием, а также своевольная трактовка общественных идеалов сделала имя Цельтиса известным. Поэт был приближён к императорскому двору Габсбургов: сам Максимилиан I слушал его пьесы и стихотворения. 


VFL.RU - ваш фотохостинг 

Конрад Цельтис. Источник: http://publ.lib.ru 


Немецкий гуманист – странствующий поэт, который хорошо образован и готов нести знания в массы. Он обличает клир и выступает за реформу церкви. Но к концу XV века он становиться настоящим сатириком, скорее даже – «стендап-комиком» эпохи. Сатирическая литература Германии: немецкие шванки и памфлеты Со второй половины XV столетия гуманисты обращают внимание на повседневность: учёные и литераторы всё чаще реагируют на злобу дня. Вот именно в это время появляются жанры сатирических произведений: пародии, поучительная проза, оды, комедии, эпиграммы и памфлеты. 

Читать текст полностью 

Смотрите также: 

Династический комбинатор Максимилиан I

Эпоха Возрождения. Меценаты 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире