17:46 , 26 января 2020

Исай Берг. Перевозчик душ (18+)

Сотруднику НКВД Бергу приписывают создание мобильных газовых камер. «Душегубки» ездили по Москве, скрывая в себе страшный груз – людей, приговоренных к смерти.

Лодка Харона под управлением чекистов

Исай Давидович Берг родился в 1905 году в Москве. Приход большевиков к власти открыл перед ним многочисленные двери, и Берг не упустил свой шанс. За короткое время он буквально взлетел по карьерной лестнице, заняв должность начальника административно-хозяйственного отдела Управления НКВД по Московской области. На тот момент Исаю было всего двадцать девять лет.

На дворе 1934 год. Страну захлестнула волна репрессий. В почете у власти были так называемые «комиссары для особых поручений», проще говоря, палачи. Им приходилось трудиться каждый день, отправляя на тот свет все новых и новых врагов советской власти. Василий Блохин, Петр Магго и другие «ангелы смерти», буквально пропитались кровью. Но основная масса палачей очень быстро сходила с дистанции. Кто-то банально списался, кто-то сходил с ума. Человеческая психика не выдерживала таких испытаний на прочность. И это являлось настоящей проблемой. Есть версия, что примерно в то время в Москве появились мобильные газовые камеры, а их изобретателем являлся как раз Исай Берг. Он предложил использовать для казней «врагов народа» «душегубки» на колесах, замаскированные под самые обычные фургоны. Единственным отличием душегубки от стандартного автомобиля являлось то, что выхлопные газы шли непосредственно в отсек со смертниками, а не на улицу.

Модификация грузовика ГАЗа-АА 

Передвижные газовые камеры были созданы на базе распространенного тогда грузовика ГАЗ-АА, вариация которого (с закрытым кузовом) использовалась для транспортировки хлебобулочных изделий. Собственно, непримечательные и привычные хлебовозки Берг и предложил переделать под «душегубки». Их кузов изнутри обшили оцинкованным железом, оставив отверстие под резиновый шланг. Один его конец присоединялся к выхлопной трубе, другой шел в кузов.

Приговоренных к смерти раздевали, связывали, засовывали в рот кляп, после чего, словно дрова, укладывали друг на друга. Одна такая хлебовозка вмещала в себя порядка тридцати – сорока человек. Как только кузов заполнялся до отказа, двери закрывались и несчастные отправлялись в последнюю в своей жизни поездку.

Обычно автомобиль курсировал по московским улицам. Водитель старался подобрать маршрут так, чтобы до финальной точки – полигона в Бутово – уходил примерно час езды. Опытным путем было установлено, что ориентировочно через тридцать минут «враги народа» теряли сознание. А еще через двадцать – тридцать минут они умирали. Некоторые, конечно, выживали, но их число было минимальным, укладывавшимся в рамки «погрешности».

Читать далее

Автор: Павел Жуков

Читайте также:

Тест. Кто ты из древнегреческих героев?

«Эскадра-невидимка»: русские крейсеры на японской войне

Смутное время: осада Пскова шведскими интервентами



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире