16:37 , 16 августа 2019

Билибин: логика волшебства

Именитые художники потешались над Иваном Билибиным: как можно заковать свой талант в цепи книжных иллюстраций? И все же признавали: сказочный мир удавался ему необыкновенно.

В начале творческого пути иллюстратору приходилось выслушивать немало обвинений. Критики упрекали его в схематичности и  холодности, билибинских персонажей называли неживыми. Говорили, что у художника «железная рука». В науках его привлекала стройность, лаконичность; юноше легко давалась учеба на юридическом факультете. Во время учебы в Петербургском университете он познакомился с Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым. Компания сложилась превеселая. Писали ядовитые стишки, отрабатывали технику рисунка, размышляли над способами оформления сцены и, судя по дневнику Бенуа, регулярно устраивали застолья с крепкими напитками.

Иван Билибин

Специализацией Билибина было римское право, однако куда больше его интересовали законы и искусство Древней Руси. И в этом Иван Яковлевич не был одинок. Интерес к древнерусскому наследию во второй половине XIX столетию приобрел характер эпидемии. Художники и архитекторы при горячей поддержке славянофилов обратились к псевдорусскому стилю. Теперь к месту и не к  месту в городах возникали терема с наличниками и кокошниками. Они напоминали древние постройки, однако декоративная логика при этом была утеряна.

Билибин же стремился сохранить эту логику и передать ее  достоверно. В конце 1890-х молодой художник создавал свои первые сказочные сюжеты. Он тщательно прорабатывал каждую деталь, стремясь к правдоподобию. Если Иван изображал избу, значит, это была именно та изба, в которой взаправду жили крестьяне — с резным фасадом, кровельным декором и кружевным узором на крыльце.

Иллюстрация к сказке об Иване-царевиче, Жар-Птице и Сером Волке

Для документальной верности художнику требовалось огромное количество этнографического материала. Он получил его во время путешествия по  Сибири в 1902—1904 годах. По поручению Русского музея Билибин кочевал по  деревням, собирая коллекцию предметов крестьянского быта. В этой поездке иллюстратор не расставался с бумагой и карандашом. Рисовал и снимал деревянные строения, одежду, изучал орнаменты и писал теоретические статьи. Иван Яковлевич был человеком работоспособным, он трудился по 10−12 часов день. В Петербург вернулся с богатым «уловом»: сундуками, посудой, рушниками, платками и  сарафанами.

Иван Яковлевич высоко ценил живопись XVII столетия. Этот период он называл «очаровательным, сказочным временем в отношении народного художественного творчества». Постепенно сложился характерный стиль иллюстратора: обрамление фигур темными линиями, использование ритмичных орнаментов, затейливое оформление букв. Таковы иллюстрации к «Руслану и  Людмиле», «Сказке о царе Салтане», «Сестрице Алёнушке и братцу Иванушке». Билибинская графика пользовалась невероятным успехом — так, например, цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковка. Сумрачный лес для художника символизировал темную, иррациональную силу. Этот образ стал лейтмотивом его работ:

Иллюстрация Билибина

Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»

Сказочный лес

Еще одним жанром Билибина, хоть и менее любимым, стала карикатура. Он неоднократно говорил, что художник должен находиться вне политического процесса. Но после «Кровавого воскресенья» 9 января 1905 года все-таки не устоял и опубликовал в сатирическом журнале «Жупел» карикатуру: преглупого вида осел в окружении пышной царской атрибутики. Вышло всего три номера журнала, после чего редакцию закрыли. Ивана Яковлевича арестовали, правда, ненадолго.

После Октябрьской революции Билибин уехал в Крым, где продолжал трудиться над эскизами. Кроме того, он рисовал плакаты для ОСВАГа — пропагандистского органа белой армии.

Читать далее

Автор: Елена Бухтеева

Читайте также:

Тест. Какая эпоха в истории России подходит тебе?

Приговор суда – смерть. Дело Генри Вирца

Зомби: история одного кошмара



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире