21:47 , 13 апреля 2017

Телеведение. «Призрак в доспехах»: эффект «зловещей долины»

«Призрак в доспехах» теперь и на большом экране. Пророческая манга о мире-изображении и разумных роботах ставит множество вопросов перед зрителем. Но есть и один феномен, знакомый всем, кто соприкасался с экранной культурой. Призраки кино и телеэкранов давно напоминают нам о том, что ждет человечество в его кибербудущем.

«Призрак в доспехах» – манга Масамуне Сиро, ставшая основой для полнометражных анимэ, сериала и последующей голливудской экранизации. На  телевидении Майор Мотоко Кусанаги появилась в аниме-сериале «Призрак в  доспехах: Синдром одиночки», вышедшем на экраны в 2002 году. 

Синдром одиночки – понятие из философии постмодернизма, напрямую пересекающееся с понятием симулякра, виртуальной реальности. Призраком же, в контексте истории, принято называть то, что отличает искусственный интеллект от естественного. Некую «прибавку», невычислимый элемент.

Сериал «Призрак в доспехах: Синдром одиночки»

Любопытно, что до этого мы имели дело с рисованным воспроизведением манги. Мир аниме создается художником до последнего штриха, пикселя на экране. В то же самое время фильм работает с реальной натурой, несмотря на обилие спецэффектов.

Однако, авторы фильма сохранили визуальную доминанту повествования. Мир будущего – мир картинки, изображения, поглотившего окружающую реальность. Границы стерты, виртуальное неотличимо от реального.

Фрагмент фильма: город-картинка

Сегодня мы можем говорить о наступившей эре высоких технологий, экспансии экранной культуры, засилье виртуального мира. В мире «Призрака в доспехах» будущее уже наступило. Для передачи информации не требуется посредник, разработана система телепатического общения – предела человеческой коммуникации. А значит экранное изображение, как посредник, теряет свое функциональное предназначение. Его заменяет голограмма, вписанная в окружающий мир, контактирующая с ним и меняющая его облик. В таком «несегментированном» пространстве особо остро встает вопрос о человеке, его статусе. О том самом «призраке». Оставим этот вопрос для размышления философам, займемся визуальным феноменом, который актуализируется в мире киборгов, но уже сегодня мерцает на телеэкране.

Фрагмент фильма «Призрак в доспехах»

«Зловещая долина» – термин, введенный в 1978 году Масахиро Мори. Ученый занимался исследованием восприятия лиц роботов. Результат оказался ожидаемым: чем больше робот похож на человека, тем он приятнее для восприятия, но это только поначалу. На определенном этапе сходство человека и робота начинают пугать.

Мультипликаторы и аниматоры в курсе: для того чтобы созданный персонаж вызывал симпатию, он не должен доподлинно воспроизводить черты человека.

В чем же причина наших страхов? Доподлинно это не  установлено, но есть версии, что все дело в том, что «человекоподобный» робот вызывает ассоциации с ожившим покойником. Мы подсознательно принимаем его за «своего», но все же мелкие детали вызывают определенный диссонанс (отсутствие мимики, взгляд). Отсюда и тревога. Мы не можем отнести увиденное ни к одному из типов. Мы не знаем, что ждать от такого объекта, мы попросту его не чувствуем.

График, демонстрирующий место «зловещей долины» в восприятии

Но если встреча с таким созданием у нас еще впереди, то  эффект, вызывающий тревогу, уже вовсю эксплуатируется в кино. Так зомби. монстры и киборги вовсю используют приемы «остранения» для создания образа.

Монстр Франкенштейна – яркий пример попадания образа в «зловещую долину»

В культурной истории также существуют примеры подобных «тревожных» объектов. Прежде всего к ним можно отнести куклы бунраку. Их маски определенно имеют параллели с человеческими лицами в гриме.

Куклы театра бунраку

На телевидении, как и было сказано выше, подобные явления носят скорее непреднамеренный характер. Они получаются почти случайно, эффект «зловещей долины» скорее мерцает в данном случае, а не выражен полностью как идея. Рассмотрим наиболее яркие примеры.

Сериал «Терминатор: Хроники Сары Коннор» содержит множество примеров этого эффекта, в том числе и в диалогах (лишенный эмоций повтор фразы только что услышанной от собеседника)


Сериал «Доктор Кто». Персонаж-автон, пластиковая копия одного из героев. Эффект достигается гримом и особой мимикой.


Персонаж детской программы «Радуга» медведь Бангл. Ростовая кукла, способная напугать ребенка из-за слишком человеческой мимики


Персонаж Пилот из французской образовательной программы «Téléfrançais». У куклы слишком человеческие черты.


Научно-популярный сериал «Прогулки с пещерным человеком».  Пример эволюционного попадания в «зловещую долину» Уже не животное, еще не человек.


Эпизод сериала «Черное зеркало» полностью посвящен взаимоотношениям человека и андроида. Пугающие первые эпизоды серии как раз подтверждают теорию «зловещей долины» и отсылают к монстру Франкенштейна.


Анимация в научно-популярном сериале «Тираны древнего мира» также попадает в «зловещую долину». Реконструкция лиц оказывается прямым путем к созданию тревожной атмосферы на экране.


Стоит помнить о развитии технологий


Примеры «жутковатых» образов на экране – сигнал для нашего подсознания. Эти несознательные ошибки авторов телепрограмм всего лишь «по касательной» задевают наши системы восприятия. Относиться к ним можно с юмором, но факт приближения кибернетического будущего налицо. И к этому нужно быть готовым.

Автор: Автор: Станислав Анисимов

Оригинал

Читайте также:

Личностный тест. Кто вызвал бы тебя на дуэль?

Брачное агентство Екатерины Медичи

Вторая осада Вены, 1683

ЕГЭ. Кто из Брейгелей написал картину?

Комментарии

2

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


smolken 14 апреля 2017 | 09:42

Технологии конечно развиваются, наступают и тревожат, но то как это показывает дегенеративная голливудская халтура вгоняет в тоску.

Хотелось бы сходить в кино, но знаешь, что снова будут какие-то типа сногсшибательные спецэффекты с прыжками, полетами, мультяшными драками.. и прочей заезженной хренью, которую миллион раз видели И ноль здравых мыслей, приближенных к реальности. И в кино идти не хочется.

Бывают конечно в этой голливудской куче навоза самородки, но их все меньше а найти их все сложнее.

По идее мы должны дать миру новое антидегенеративное искусство, но пока большинство наших деятелей заражены дегенеративной либерастией и ничего толкового выдать не могут.

Нужна свежая молодая, злая, голодная кровь во всех сферах, тогда и прорывы будут.

Жизнь заставит запустить молодую кровь.


14 апреля 2017 | 12:37

smolken: // дегенеративная голливудская халтура вгоняет в тоску //
- нормальный человек тем от вас и отличается, что для него воровство, ложь, возведение религии в ранг государственной системы, гордость захватами территорий слабых государств, рабское поклонение наемным менеджерам как основа духовного развития человека - это деградация, а для вас прорыв во всех сферах.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире