17:34 , 27 декабря 2019

Фильм «Союз спасения»: о бессмысленном русском бунте и культе декабристов

На экраны страны вышел новый фильм Андрея Кравчука «Союз спасения», который буквально вытащил из запыленных тайников истории декабристов и заново нас заставил говорить о тех далеких событиях. 14 (26) декабря 1825 года произошел один из самых бессмысленных бунтов в истории России – восстание членов тайных обществ, мечтавших о конституции, свободе и отмене крепостного права. Что это было? Зачем эти обеспеченные всем с рождения аристократы обманули своих солдат и вывели их на Сенатскую площадь? Получилось ли у блестящего актерского состава, куда входят самые лучшие молодые актеры, рассказать нам всё о том, что происходило двести лет назад? Давайте разбираться.

Основной сюжет охватывает события 1818 и 1826 годов и повествует о подготовке тайных обществ к государственному перевороту, самом восстании и последствиях. Главными силами свержения самодержавия были Северное и Южное общества, отличающиеся в предлагаемых методах для достижения намеченных целей. Но, есть ли смысл разбирать все тонкости исторических событий и правильно ли передали их создатели фильма? Оставим это историкам, они точно найдут какие-то не соответствия в хронологии и тонкостях метеорологических сводок той эпохи. Куда интереснее говорить о плюсах и минусах повествования, его художественной основе.

Фильм наполнен большим количеством персонажей, кажется, что нам хотят оптом рассказать обо всех сразу. Огромная массовка и дорогостоящее производство. Список участвующих актеров впечатляет: Антон Шагин, Павел Прилучный, Александр Домогаров, Максим Матвеев, Леонид Бичевин, Иван Янковский, Иван Колесников, Александр Лазарев, Алексей Гуськов, Артем Ткаченко, Сергей Колтаков, Ингеборга Дапкунайте,  Софья Эрнст и многие другие. Авторы так и не выбрали главного героя, за которым можно было бы следить зрителю, связывающего сюжет. Даже Муравьев-Апостол и Николай Первый вряд ли могут претендовать на эту роль, хоть нам и показывают их историю более подробно, чем других действующих лиц. Нет места и женам декабристов. Это чисто мужская история. О времени, когда только мужчины решали судьбу страны.

К сожалению, если ничего не знать из учебников истории, то и о происходящем на экране можно было бы только догадываться. Вот взяли Париж, вот расформирование полка и отсылка офицеров за бунт солдат (как следствие, создание Южного тайного общества), вот пьяные посиделки офицеров, разглагольствующих о свободе и французской революции. Эти вырванные из контекста моменты нам ничего не сообщают о мотивах этих людей. Такое ощущение, что им было скучно и чтобы справиться с унынием они собирались на какой-то квартире, где распивая алкогольные напитки, вели не очень трезвые разговоры о возможном перевороте. Зачем они это делали до конца понять трудно. Такой скомканный сюжет наталкивает на мысль, что впереди нас ждет сериал, где уже более подробно всё будет сказано. За два с половиной часа вряд ли получиться понять всю глубину движения декабристов. Лучше всего получилось предать невероятной красоты Петербург и костюмы того времени.

Но, если с упущениями сюжета как-то можно смериться, это ведь кино и мы смотрим художественный продукт, который может не соответствовать каким-то историческим моментам из-за не способности режиссера по хронометражу их отразить, то с музыкой возникает много вопросов. В исторической драме звучат мелодии из творчества Ильи Лагутенко, Вячеслава Бутусова и Виктора Цоя. Что это? Расчет на массового зрителя? Классическую музыку уже никто не слушает? Даже дело не в жанре, а в выборе всем знакомых композиций. Почему играет мелодия из «Прогулки по воде» группы Наутилус Помпилиус? Создается ощущение какого-то дисбаланса.

Из-за скупости сюжета зритель ничего толком не узнает о героях 1812 года, факторах повлиявших на них, мотивах и достижениях. Нет в фильме и ключевых документов эпохи, например, такие работы декабристов, как «Конституция», «Русская правда» и «К русскому народу». Не говорится и том, что организаторы восстания были очень далеки от народа, его толком не понимали. Да, они хотели отмены Крепостного права, но не особо думали о том, чтобы поделиться землей с крестьянами. Действия дворян совершенно не понятны. Не раскрыта и фигура самого Николая Первого, представленного заботливым отцом, бесстрашным и смелым человеком. О времени его правления сказано только то, что он правил хорошо и справедливо. Ни слова о цензуре, жандармах и уголовных делах. По фильму выходит, что его правление замечательным  и счастливым. 

На такой основе просто бы не мог возникнуть некий Культ Декабристов. Как Лев Толстой мог восхищаться этими кутилами, которым однажды пришло в голову совершить государственную измену? На многие вопросы могли бы ответить показания участников восстания, но эта часть практически не затронута. Как и в целом, российское общество того времени.

Несмотря на то, что два основных тайных общества отражены, мы ничего не знаем о сути их возникновения. Сюжет постоянно перескакивает с одного на другое, но не раскрывает детали. Зато подробно показана фантазия убийства императора Александра Первого во время смотра войск: кровь, испуг в глазах, растерянность свиты. Смотрится красиво.

В фильме вообще много красивых сцен и всё на Сенатской площади смотрится эпично. Тут, пожалуй, больше всего деталей. К счастью, нам подробно известны действия заговорщиков и авторы смогли их детально отобразить. Особенно, хочется отметить операторскую работу высокого уровня. Это не какой-нибудь боевик.

При всей скупости, диалоги тоже хорошо удались. Казалось бы, что в речах персонажей много пафоса, но он смотрится естественно. Ты веришь, что герои так чувствуют. Все-таки актерский состав высокого уровня дает о себе знать. Артисты справились с предоставленным им материалом, к ним вопросов совершенно нет.

Дата начала проката тоже вызывает вопросы: почему именно в 2019 году? Логичнее было бы выпустить подобный фильм к юбилею событий, а именно 26 декабря 2025 года. Но, это уже не так важно.

В фильме все персонажи показаны скорее с положительной стороны. Нам не говорят, что декабристы плохие или то, что Николай в чем-то не прав. Авторы не ставят им оценки. Не осуждают никого – просто такое было время. Фильм определенно получился, если смотреть с точки зрения художника. Это определенный взгляд на восстание декабристов, создатели именно так увидели то историческое события. Организаторам бунта удалось главное – создать прецедент. Они вдохновили многие поколения и во много предопределили отмену Крепостного права 1861 года. Как и любой масштабный исторический фильм, он заставляет нас говорить о самих себе, о прошлом и современности. Пусть многое было не сказано, но нам дана возможность заглянуть в ту эпоху и понять что-то для себя.

Денис Балин



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире