22:57 , 04 июня 2019

BadComedian против странного кино, «Транснефть» против Сечина и ФСБ против «Яндекса»

Мы делали главные деловые СМИ страны, теперь делаем лучше — подпишитесь на The Bell

Разбираем главный скандал недели — иск к самому популярному российскому онлайн-кинокритику от студии, которая получает сотни миллионов рублей от Минкульта на очень странные фильмы

3107039

Главный скандал последних суток — кинокомпания Kinodanz требует в суде 1 млн рублей от автора самого популярного российского YouTube-канала о кино BadComedian Евгения Баженова. Повод — нарушение авторских прав в обзоре фильма студии «За гранью реальности», а внимание к спору привлекла критика Минкульта: за три года он выделил студии, снимающей фильмы, названия которых вам ничего не скажут, 277 млн рублей субсидий на «развитие национального кино». Мы собрали все, что надо знать об участниках спора, и разобрались в его предмете.

Что за блогер

  • BadСomedian — самый популярный онлайн-кинокритик России. У его роликов в сумме 664 млн просмотров, а у самого популярного — 16 млн. В сумме это больше, чем у главной звезды российского YouTube Юрия Дудя (631 млн просмотров, 24 млн просмотров у самого популярного интервью). Правда, Баженов создал канал в 2011 году, когда ему было 20 лет, а Дудь начал вести свой в феврале 2017 года.
  • За восемь лет канал набрал не только популярность, но и влияние: обзоры BadСomedian влияют на рейтинги российских фильмов и инициируют общественные дискуссии. После ролика BadComedian о спродюсированном Тимуром Бекмамбетовым и поддержанном Минкультом фильме «Взломать блогеров» министр культуры Владимир Мединский признал фильм «неудачным экспериментом» и поручил провести проверку расходования бюджетных средств.
  • При этом BadСomedian позиционирует канал как некоммерческий, не продает рекламу, а зарабатывает только на пожертвованиях пользователей и отчислениях YouTube за встроенную рекламу, писал журнал РБК. Общий месячный доход блогера РБК оценивал в несколько сотен тысяч рублей. Если бы BadComedian продавал рекламу, он мог бы, по оценкам продюсерского центра The Players, зарабатывать дополнительно 10–20 млн рублей в год.

Студия и субсидии

  • KD Studios (бывшая Kinodanz) была основана в 2012 году продюсерами Евгением Мелентьевым и Евгением Денисюком. С тех пор юрлица компании и ее владельцы несколько раз менялись. С марта 2018 года 90% компании принадлежит ее гендиректору Елене Моисеевой, 10% — у гендиректора кабельного телеканала «Моя планета» (принадлежит государственной ВГТРК, является информационным партнером Русского геогрфафического общеества) Николая Табашникова. Он известен тем, что в 2011 году брал для программ «Вести» на «России 1» и «Время» на «Первом канале» интервью у Владимира Путина.
  • Студия с 2017 года выпустила пять фильмов — «Затмение» (2016), «Танцы насмерть» (2017), «За гранью реальности» (2018), «Эбигейл» (2019) и «Звездный разум» (2019). В 2020 году должны выйти фильмы «Неведомое», «Идентификация» и «Генезис».
  • BadComedian утверждает, что представители киностудии во время встречи с ним заявили, что «за ними стоят очень влиятельные люди и есть поддержка Министерства культуры». В 2017–2019 годах Минкульт семь раз выделял ей субсидии на общую сумму 277 млн рублей (из них, по данным СПАРК, было перечислено 193 млн рублей). Трижды субсидии выделялись на отдельные фильмы, обозначенные как «национальное кино» (в том числе «За гранью»), еще 4 раза — просто с пометкой «на производство национального кино». BadComedian при этом отмечает, что «За гранью» произведен на английском языке, местом действия является Европа, а его герои не являются россиянами.

Кто прав

  • Спор прокомментировали не меньше десятка видных представителей киноиндустрии, и большинство — на стороне BadСomedian. Продюсер Александр Роднянский написал в Instagram, что его «сложно заподозрить в любви к Евгению Баженову», но «попытки заставить его прекратить публиковать свои обзоры» назвал трусостью, непрофессионализмом и цензурой. Федор Бондарчук сказал Daily Storm, что критика BadComedian может показаться необъективной, резкой или грубой, но «является неотъемлемой частью здоровой киноиндустрии». Зампред комитета по культуре Госдумы, режиссер Владимир Бортко написал в Facebook, что «в условиях, когда государство тратит на его поддержку столь значительные средства, критический взгляд становится особенно важным».


  • Что мне с этого?

    Если вам еще нужны доказательства того, что YouTube правит общественным мнением, то это еще одно: на стороне видеоблогера выступили не только столпы киноиндустрии, но фактически и Минкульт. «Мы оказываем поддержку в производстве, в продвижении фильмов на российском рынке и на зарубежном, но мы не оказываем поддержку в суде. И нам бы не хотелось, чтобы наше ведомство использовали как «страшилку». Я знаю, что это часто бывает, «мы пойдем в Минкультуры и вам устроим» и так далее. Такие фразы и заявления на 90% голословны», — заявила сегодня директор департамента кинематографии министерства Ольга Любимова.

    Продолжение читайте в Вечерней рассылке The Bell


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире