22:19 , 16 мая 2019

История накрутки в «Голосе», результаты протестов в Екатеринбурге и соцсети против сбережений

Мы делали главные деловые СМИ страны, теперь делаем лучше — подпишитесь на The Bell

Расследование подтвердило махинации с голосованием в шоу «Голос.Дети». The Bell узнал, как устроен этот рынок, и посчитал цену вопроса.

3098061

Финал голосования в телешоу «Голос.Дети» вызвал такой скандал, что «Первому каналу» пришлось нанять для расследования борцов за кибербезопасность из Group-IB. Сегодня они представили первые результаты, объявив, что голоса за победительницу отправляли боты. Доверять теле— и голосованиям в интернете в целом не стоит, выяснил The Bell: накруткой занимаются десятки компаний, а стоит услуга не так уж дорого.

Не будем долго пересказывать фабулу конфликта, вы вряд ли имели шанс это пропустить: в детском шоу в конце апреля победила Микелла Абрамова, дочь певицы Алсу и бизнесмена Яна Абрамова, в соцсетях поднялась буря, что голосование было не честным. Сегодня Group-IB это подтвердила, а «Первый канал» объявил, что аннулирует результаты и в конце мая выпустит в эфир спецвыпуск проекта, в котором примут участие все финалисты.

Нарушения удалось обнаружить из-за сбоя: в текст SMS попала часть кода, написанного для автоматизации рассылки сообщений, объяснила Group-IB. В коде фигурировал номер, который присвоили участнице для голосования, — 07. Всего в накрутке было задействовано 300 номеров одного оператора, с них в поддержку девочки отправили больше 8 тысяч сообщений.

Накрутка шла и через телефонные звонки — один из регионов голосовал аномально, и для звонков из него также были задействованы боты. За одного из участников поступило более 30 тысяч «накрученных» звонков, показало расследование. В необычно высокой доле звонков за победителя заключалась главная странность голосования. В пользу победительницы соотношение звонков к SMS было 25% против 75%, а у всех остальных финалистов доля звонков при голосовании доходила максимум до 10%.

Сама по себе накрутка — дело нехитрое. Как правило, принцип такой: человек заказывает услугу у соответствующей компании, она покупает сим-карты, оформленные на физлиц, и вставляет эти карты в «аппаратно-программный комплекс», объяснил The Bell руководитель отдела расследований Group-IB Сергей Лупанин. Какая именно фирма получила заказ на детский «Голос», компания пока не раскрывает.

О расценках на этом рынке The Bell писал еще в начале мая, а сегодня — на основании данных участников рынка и информации Group-IB — мы подсчитали, что в случае с «Голосом» вся операция могла обойтись максимум в 3,5 млн рублей. В одной из компаний, которая занимается этим бизнесом, корреспонденту The Bell, представившемуся заказчиком, согласились накрутить голоса в телешоу, исходя из цены в 100 рублей за голос, — это и есть средняя по рынку стоимость. Но накрутками на телевидении занимаются немногие, большинство фирм специализируются на том же самом в интернете — это проще и выгоднее.

Что мне с этого?

Разбираться в том, как устроен рынок накрутки, было интересно и в целом полезно. Например, сегодня Владимир Путин предложил, а местные власти через 40 минут поддержали проведение голосования по поводу скандального строительства храма в Екатеринбурге — в какой форме оно будет проводиться, пока неясно. А в Москве уже в сентябре может быть поставлен эксперимент с электронным голосованием на выборах в Мосгордуму. Идею со словами «если мы хотим развиваться, двигаться вперед, то нужно рисковать» уже поддержал Сергей Собянин.

Продолжение читайте в Вечерней рассылке The Bell


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире