23:18 , 10 апреля 2019

Разбор скандала с комиссиями банков за блокировку счетов, Калви в шаге от домашнего ареста и Lush без соцсетей

Мы делали главные деловые СМИ страны, теперь делаем лучше — подпишитесь на The Bell

«Тинькофф банк» назвал клеветой ролик о том, что он зарабатывает на выводе денег со счетов, заблокированных по антиотмывочному закону. Мы разобрались, как устроены эти комиссии и в «Тинькофф», и в других банках

3079763

Главная тема дня в соцсетях — разбирательство журналистки и автора блога «Адские бабки» Александры Баязитовой с банком «Тинькофф». Конфликт разгорелся из-за ролика, в котором Баязитова утверждала, что банк намеренно блокирует счета клиентов по подозрению в нарушении антиотмывочного закона ФЗ-115, чтобы потом заработать на комиссии за вывод средств 15–20%. «Тинькофф» назвал это клеветой, а журналистка в ответ подала на банк в суд, потребовав компенсации. The Bell разобрался в сути конфликта и выяснил, что «заградительные» комиссии за вывод средств с заблокированного счета есть как минимум в половине банков, популярных у предпринимателей, и оспорить их в суде не так просто.

Конфликт

  • В спорном ролике Баязитова рассказывает о схеме, которая якобы позволяет банку зарабатывать на вольном применении антиотмывочного закона 115-ФЗ. Работает схема, по утверждению Баязитовой, так. Менеджер банка звонит клиенту-предпринимателю, сообщает о подозрительных операциях и просит прислать подтверждающие документы; даже если клиент собрал нужные бумаги, счет блокируется. После этого к нему приезжает личный менеджер «и говорит, что вопрос «можно решить» всего лишь за 15–20% от остатка на счете».
  • Банк посчитал заявления Баязитовой в ролике клеветой и пожаловался на ее блог в «Яндекс.Дзен», который временно заблокировал пост «Адских бабок». На канале «Адских бабок» в YouTube официальный аккаунт Тинькофф банка назвал ролик в отзывах «откровенной ложью и передергиванием фактов». В ответ Баязитова подала на «Тинькофф» в суд за клевету с требованием компенсации в 500 тысяч рублей за ущерб деловой репутации.

Что говорит «Тинькофф»

  • Банк может запросить подтверждающие документы, если считает, что клиент нарушает требования 115-ФЗ, пишет директор по маркетингу «Тинькофф». Договоры с клиентами по требованиям 115-ФЗ расторгаются в единичных случаях, а большинство успешно проходят проверку. Остальным банк закрывает дистанционное обслуживание — со счета можно платить налоги и бюджетные платежи, но любые другие операции можно совершать только в офисе (в случае с Тинькофф банком это, видимо, единственный головной офис).
  • Комиссия за перевод денег в другой банк при обнаружении «нарушения договора» (в том числе непредоставления удовлетворительных документов по 115-ФЗ) есть и прописана в условиях обслуживания. Дословно в них сказано, что при переводе с закрытого счета «банк вправе удержать комиссию в размере 20% с суммы перевода». «Для нас это фактически заградительный тариф и знак людям, использующим серые и черные мошеннические схемы, что им в «Тинькофф» не рады», — сказали The Bell в пресс-службе банка.

Что в других банках

  • The Bell изучил тарифы топ-15 банков и нескольких популярных банков для предпринимателей и обнаружил «заградительные комиссии» еще как минимум у семи — Альфа-банка, Газпромбанка, Совкомбанка, Модульбанка, «Уралсиба», Бинбанка и Промсвязьбанка (наличие комиссии в последнем подтвердили в колл-центре). В первых трех случаях они прописаны именно как комиссии за вывод средств со счетов, закрытых по 115-ФЗ. Их размер в разных банках составляет от 10% до 25% от остатка на счете.

Что думают суды

  • Такие комиссии незаконны, и эту позицию поддерживают суды, утверждает Баязитова. The Bell нашел в картотеке арбитражного суда несколько дел, в которых заградительные комиссии признавались незаконными. Одно из них — суд Тинькофф банка с Андреем Захаровым. Предприниматель утверждал, что на вопросы банка по 115-ФЗ предоставил документы, но банк все равно предложил закрыть счет с 15%-ной комиссией на вывод остатка. Арбитражный суд Москвы принял сторону Захарова.
  • Эту позицию разделяют не все суды. В похожем деле против Тинькофф банка ИП Татьяна Коршунова проиграла: суд счел, что снятая банком 15%-ная комиссия за вывод денег со счета при применении 115-ФЗ была четко прописана в договоре и банк вполне имел право ее взимать.
  • Позиция Верховного суда в этом вопросе неоднозначна, писал «Коммерсант». В одном из разбирательств, где речь шла об удержанной с клиента комиссии в 20% за перевод остатка на счет физлица, ВС указал, что в 115-ФЗ нет нормы, позволяющей банкам устанавливать специальные комиссии для таких случаев. Но в другом деле ВС решил, что при отказе в обслуживании сомнительному юрлицу банк имеет право брать комиссию в 10%, если в договоре она была прописана.

Что думает ЦБ

  • ЦБ придерживается того же мнения: на вопрос The Bell о законности заградительных комиссий его представитель ответил, что отношения банка и клиента, в том числе и условия закрытия счета, регулируются договором. Подписывая договор, клиент соглашается с его условиями, в том числе и в части комиссий и порядка возврата удержанной комиссии. На вопрос о том, известно ли регулятору о злоупотреблении антиотмывочным законом, представитель ЦБ ответил, что банк «регулярно мониторит» применение 115-ФЗ и методических рекомендаций, а межведомственная комиссия при ЦБ рассматривает обращения клиентов, которые не смогли оспорить блокировку счета напрямую через свой банк.


Что мне с этого?

Единственный способ не столкнуться с комиссиями за вывод денег со счета — не давать банку повода заподозрить вас в нарушении антиотмывочного закона. Как это сделать — мы объясняли здесь.

Продолжение читайте в Вечерней рассылке The Bell


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире