22:40 , 18 февраля 2019

Почему не полетит МС-21, восточные инвесторы вместо западных и как убить в себе перфекциониста

Мы делали главные деловые СМИ страны, теперь делаем лучше — подпишитесь на The Bell.

Главный проект российского авиапрома переносится из-за санкций США и требует новых инвестиций

3053641

Вряд ли самое тяжелое, но точно одно из самых обидных последствий американских санкций. Начало серийного производства главной надежды российского авиапрома, самолета МС-21, переносится на год, а в реальности — на неопределенный срок из-за отсутствия в России композитных материалов, без которых весь проект теряет смысл.

  • То, что проект МС-21 под угрозой, стало понятно в начале января, но теперь это официально: то, что начало серийного производства самолета придется перенести, признал глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
  • Причина — санкции США против входящего в «Ростех» АО «Авиакомпозит», производящего композитные крылья для МС-21. Санкции привели к прекращению поставок компании композитных материалов из США и Японии, а имеющегося запаса хватит не больше чем на шесть самолетов, писал в январе «Коммерсант». В результате Объединенная авиастроительная корпорация (она с этого года тоже входит в «Ростех») оказалась перед выбором: либо отказываться от композитного крыла (но это сводило бы к нулю конкурентоспособность самолета на мировом рынке), либо налаживать производство в России. Теперь выбран второй вариант. По словам Чемезова, в создании российской замены импортным композитам для МС-21 будет участвовать «Росатом». Правда, производство сырья для получения углеродных нитей он начнет только в этом году.
  • В январе ОАК и правительство уверяли, что санкции не приведут к срыву сроков проекта. Сегодня Чемезов сказал, что сроки начала серийного производства сдвинутся на год — с конца 2019 на конец 2020 года. Источник «Коммерсанта» в январе был куда более пессимистичен — реальным сроком он назвал 2025 год.
  • Создание нового производства композитов, очевидно, потребует не только времени, но и денег. Чемезов сегодня назвал только общий объем дополнительных инвестиций, которые нужны ОАК, — 250 млрд рублей. Часть этих денег пойдет на МС-21. К нынешнему моменту, по оценке Счетной палаты, государство потратило на проект 438 млрд рублей.
  • МС-21, совершивший первый полет в мае 2017 года, — самый амбициозный проект постсоветского российского авиапрома. В отличие от регионального Sukhoi Superjet, изначально спроектированного в узком сегменте региональных машин, МС-21 разработан для самого конкурентного и востребованного сектора мирового авиапрома — узкофюзеляжных среднемагистральных лайнеров. Этот рынок делят между собой самые массовые самолеты в истории — Boeing-737 и Airbus A320. МС-21 должен был превосходить их нынешние модификации по эксплуатационной эффективности на 6–7%.


  • Что мне с этого?

    Минэкономики сегодня оценило потери российских экспортеров из-за санкций в $6 млрд, но главные российские экспортеры — нефтяные компании — от них даже выиграли: низкий курс рубля позволил им в 2018 году получить рекордную прибыль. Зато по-настоящему от санкций страдают те немногие отрасли, в которых Россия способна произвести конкурентный высокотехнологичный продукт, который в современной экономике невозможен без международной кооперации.

    Продолжение читайте в Вечерней рассылке The Bell


    Загрузка комментариев...

    Самое обсуждаемое

    Популярное за неделю

    Сегодня в эфире