11:25 , 27 марта 2019

Драгоценный сыр, изумрудные огурцы и золотая рыба: прозрачность наценки в торговых сетях поможет снизить цены на продукты питания и умерить аппетиты ритейлеров

Производители регулярно сталкиваются с завышением цены на свой товар. Повсеместной стала ситуация, когда с предприятия продукт уезжает по цене, скажем, 200 рублей, а в магазине продаётся за 500 рублей и выше. При этом производитель оказывается в заложниках ритейлеров так же, как и потребитель. Насколько завышены цены в магазинах и какова справедливая цена на товары, за которые нас приучили платить непомерно много? И есть ли выход из сетевого плена? На эти и другие вопросы постараюсь ответить в этом материале.

Хочу подчеркнуть — этот материал не для того, чтобы сказать — сети плохие, а производители хорошие. Моя идея в другом, не нужно забывать, у производителя и ритейла одни общие цели, чтобы покупатель был доволен. Мы должны выступать в партнерстве, а не как сегодня: сети в роли удавов, производители в роли кроликов. Я считаю, что сеть тоже должна зарабатывать, но во главу угла нужно ставить интересы покупателей.

Срок окупаемости супермаркетов в Европе 10 лет, средняя наценка на продукты 9-12%. Можно представить величину наценки в России, учитывая, что новые сетевые магазины в стране окупаются за 1,5-2 года, а крупный ритейл открывает по 4 магазина в сутки. При этом торговые сети не стесняются скромничать, официально заявляя о доходности в 3%. В реальности же продавцы пытаются максимально переложить собственные расходы на кошелек покупателя.

Ситуация с наценкой на товары дошла до того, что сам производитель настаивает о необходимости обязать ритейл указывать на ценниках закупочную стоимость товара и процент наценки, который сегодня варьируется от 20 до 70%. А в некоторых регионах России наценка на продукты может составлять 100% и более. Некогда генеральный прокурор РФ Юрий Чайка заявил, что в ходе проверок торговых сетей были выявлены случаи неоправданного завышения цен на продукты питания на 400%.

Согласны ли производители с величиной наценки на свой товар? Отвечу, как производитель социально значимых продуктов питания: молока и сыра, — категорически не согласен! Уверен, что сегодня меня поддержат более 90% производителей разных категорий товаров. Ни один из них не хочет, чтобы его ненавидел покупатель: за необоснованно высокую цену, далеко не первую свежесть продукта, которому из-за величины наценки приходится лежать на полке, порой не одну неделю или даже месяцы, в зависимости от категории товара. И, кончено, производитель против порчи или потери качества товара из-за несоответствующего хранения: температурные режимы в холодильном оборудовании торговых сетей зачастую не соответствуют необходимым нормам, например, в холодильниках, где должна поддерживаться температура 2-6 градусов она составляет 8-14 градусов.

Вывод продукта на рынок, какую цену платит производитель. Мой опыт

Для того, чтобы производить качественный сыр в России 10 лет назад мы начали строить агрохолдинг полного цикла. В 2009 году привезли из Австралии на кораблях голштино-фризскую породу коров. Пригласили американских консультантов по выращиванию кормов, кормлению, доению, комфорту и племенному разведению поголовья. Всё это ради того, чтобы обеспечить себя качественным сырьём — сыропригодным молоком, необходимым для производства сыра. Сегодня мы на третьем месте ТОП-50 крупнейших производителей молока в России. Производить сыр к нам приехали европейские сыроделы из Италии, Франции, Голландии, Швейцарии, Англии, Австрии, то есть все наши технологи по Родине сорта сыра, который мы производим. Не буду описывать все перипетии через которые приходится пройти бизнесмену-перфекционисту и его команде, решившим заняться в России производством качественного сыра, как и указывать объём инвестиций, потребовавшийся для реализации проекта. Но скажу так, что весь пройденный путь был куда более простым, нежели договориться с некоторыми торговыми сетями о присутствии на полке и адекватной наценке на сыр. И несмотря на это, сегодня мы продаёмся во многих крупных торговых сетях, с федеральной представленностью. И я не понаслышке знаю, как работают некоторые представители ритейла. И как доход становится для сети куда большим приоритетом, чем качество товара и забота о здоровье потребителя. Процент фальсификата в категории молочных продуктов в том числе результат непомерных аппетитов некоторых представителей ритейла.

Для начала разберемся, что такое торговая наценка. Это разница между закупочной ценой товара у производителя или дистрибьютора и стоимостью товара на полке в магазине. За счет этой наценки покрываются затраты торговли на логистику, аренду, эксплуатацию и строительство магазинов, оплату персонала и т.д. — другими словами себестоимость торговли. По моему мнению, заработок производителя по понятным причинам должна быть выше как минимум на уровне с торговой сети. Но не тут-то было… Из всей цепочки производитель — продавец в очевидном плюсе именно ритейл.

Рынок сетевой торговли срочно нуждается в выравнивании

Не смотря на то, что лидеры российского ритейла не раз оказывались фигурантами громких скандалов, связанных с высокой величиной наценок, покупатель продолжает переплачивать за продукты гигантские суммы. Зачастую цены взвинчивают до предела покупательной способности. Мало кто знает, но прожиточный минимум составляется в России по идеальному ценообразованию продуктов. И в честных условиях, когда все игроки рынка соблюдают правила, его должно хватить человеку. Но в реальности все совсем по-другому. Тысячи людей по всей стране не в состоянии приобретать товары в ритейле, вместо магазинов идут на оптовые базы. Особенно многодетные семьи, где каждая копейка на счету. Абсурдность ситуации показывает ценообразование на такой необходимый для жизни человека продукт как питьевая вода, которая едва ли не рекордсмен по ловкому осушению кошельков покупателей. 80-100 рублей за 5 литровую бутылку. Кажется, не так и много, если не знать реальную себестоимость содержимого. Если в качестве водоисточника используется водопроводная вода, то ее себестоимость порядка 2 копеек за литр.

Далеко не всегда наценка на продукт зависит от формата магазина. По идее, в супермаркетах цены должны быть выше, чем в дискаунтерах, где товары по определению самые дешевые, поскольку супермаркет — это не только расширенный ассортимент, но и лучшие места, и сервис более высокого уровня. Мы как производитель часто сталкиваемся с тем, что в магазинах формата «эконом» цена порой выше, чем в магазине среднего сегмента. При этом цена, по которой товар заходит в магазин одна и та же. Не редка ситуация, когда ритейл в большинстве своем, получив у нас товар дешевле, никак не отражает это в цене на полке, вместе 30% наценки ставит 60. А на вопросы, касательно формирования наценки некоторые представители ритейла реагируют крайне остро, говоря о том, что это не ваше дело.

Как можно побороть аппетиты торговых сетей

По моему мнению, изменить ситуацию со вседозволенностью сетевого ритейла может помочь государство, если обяжет ритейл писать процент наценки на товары прямо на ценнике, в первую очередь это касается продуктов питания. Этот материал прошу считать открытой инициативой группы компаний «Кабош». Так как ситуация с формированием наценки в торговых сетях дошла до того, что непосредственно производитель настаивает на прозрачности ценообразования. Буквально вчера нами было направлено письмо в Правительство РФ, где мы подробно изложили все плюсы этого нововведения.

Если инициатива будет принята, результат не заставит себя ждать - в сетях сразу должно произойти снижение наценок, а значит должны снизятся цены на продукты. Мы уверены, покупатель, подойдя к полке в сети, где наценка на товар равна 50%, развернётся и уйдёт туда, где наценка будет меньше. Оптимальная наценка на товар от 20 до 25%. Количество покупателей, готовых переплачивать значительно уменьшится в самые короткие сроки. При этом российскому ритейлу из года в год необходимо стремится к уровню европейской наценки, то есть не превышать 12%. Если спросить у потребителя, чего он хочет больше – обилия торговых сетей у дома или справедливой цены на товар, он выберет последнее в 99,9% случаев, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране.

Введение такого закона станет хорошим стимулом для усиления конкуренции между розничными продавцами, которым необходимо зарабатывать не столько за счет накрутки, сколько за счет увеличения объема продаж, а для этого надо, чтобы люди к ним ходили покупать чаще. Но тогда некоторым участникам рынка придется менять стратегию бизнеса. И это не будет легко сделать после десятилетий работы с наценкой в 100 и более %. Кроме того, инициатива может предусматривать штрафы продавцов за необоснованно завышенную наценку, особенно это должно касаться социально значимых продуктов питания.

Не исключено, что сети будут пытаться как-то обходить такую инициативу, например, договариваться с поставщиками и указывать в накладных цену выше реальной. Соответственно государство должно думать, как предотвращать такие попытки обмана.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире