19:00 , 21 января 2012

Как мы с президиумом Госсовета защищали права потребителей

За последние пять лет я от имени Союза потребителей РФ трижды обращался к В.В.Путину, дважды к Д.А.Медведеву, пытаясь привлечь их внимание к проблемам российских потребителей, с которыми мы сталкиваемся в своей повседневной работе. К сожалению, ответом нам были благожелательные, но бессодержательные  отписки из Минздравсоцразвития. Поэтому общественники, защищающие права потребителей, с энтузиазмом восприняли известие о том, что этому будет посвящено заседание президиума Госсовета, которое президент проведет 16 января в Саранске, и для участия в нем приглашены руководители СПРФ и еще нескольких потребительских организаций. И уж совсем воодушевились, когда за пять дней до заседания  Роспотребнадзсо ссылкой на президентскую администрацию попросил собрать примерно два десятка руководителей региональных обществ потребителей для встречи с президентом. Хоть нам и не обещали оплатить дорогу в Саранск, желающих нашлось более чем достаточно, и многие обзавелись билетами, а наш старейшина из Дагестана даже успел прилететь в Москву прежде, чем нам сообщили вечером 13-го, что этой встречи не будет. Стало очень обидно, что с завидной регулярностью встречаясь с представителями другой стороны  потребительского рынка – предпринимателей,  высшие руководители страны упорно не хотят слышать представителей потребителей. И эти их «личные предпочтения» не  только отражают, но и закрепляют главную особенность нашего потребительского рынка – то, что это «рынок продавца», где права сторон реально не уравновешены.

Увы, на этом мои огорчения не закончились. Приехав утром 16-го в Саранск, я узнал от местных сотрудников Роспотребнадзора, что в имеющемся у них списке участников заседания меня нет. Не смог ничего разъяснить мне и Г.Г.Онищенко, вылетавший в это время из Москвы. Поэтому я пошел вместе с двумя коллегами, руководителями входящих в СПРФ региональных организаций из Казани и Ростовской области, которые в списке значились, в Дом Республики, где должно было проходить заседание. Вместе мы вошли  в здание, а затем и в зал. На этом везение кончилось: ко мне подошел сотрудник ФСО, попросил назвать фамилию и, не найдя ее в своем списке, попросил меня выйти из зала. Потом меня попросили покинуть здание, но тут уж я уперся и потребовал встречи с сотрудником администрации, отвечающим за списки.  Вместо этого два дюжих милиционера взяли меня под локти, приподняли и оттащили в свою дежурку, принесли туда из гардероба мое пальто и вывели из здания. Однако не прошел я и ста метров, как меня догнал запыхавшийся милицейский полковник и потребовал предъявить паспорт. Я предъявил, он переписал мои данные и я пошел дальше, но вскоре меня тот же полковник и попросил пройти с ним. «Это задержание? – спросил я. – Нет, просто  прошу пройти со мной».  Я сказал, что не хочу идти с ним, и сразу выяснилось, что это и не важно: если грамотно взять гражданина под руку, пойдет как милый друг. Так я был отведен обратно, во двор Дома Республики, к автозаку. И тут я впервые смог оценить волшебную силу информационных технологий. Когда меня во второй раз догнал полковник, я разговаривал по мобильнику с коллегой из Казани, трубку не выключил, и этот человек, Марс Исмагилов все слышал. И надо же случиться такому чуду -  он оказался в числе друзей по твиттеру помощника президента Аркадия Дворковича, который в это время вместе с президентом уже находился в Саранске, о чем только что сообщил в твиттере. Марс немедленно написал Дворковичу о том, что произошло, и уже через 15 минут меня с почетом вели обратно, и место в зале для меня нашлось, и чаю принесли, и всего-то с полуторачасовым опозданием началось историческое  для защитников потребителей событие – пишу это без всякой иронии, потому что за 20 лет новейшей истории России до этого дня президент страны публично проявлял заботу о потребителях лишь один раз: Б.Н.Ельцин в 1998 году выступил с радиообращением  по случаю Всемирного дня прав потребителей 15 марта.

Разумеется, попав таки на заседание, я попросил и получил слово и произнес, с минимальными купюрами, заранее подготовленный и обсужденный с коллегами по СПРФ текст (если бы я не попал в зал, этот текст должен был  произнести за меня один из товарищей по Союзу). И добавил к нему в нескольких фразах, как был изгнан, задержан и возвращен – в тот момент я еще не знал, благодаря кому, поэтому назвал своими заступниками тех, кто участвовал в последней части спасательной операции. На что президент, глядя в стол, сдержанно сказал, что он рад, что я здесь, и благодарит тех, кто обеспечил мое участие в этом заседании.

Ниже приведены (курсивом) тезисы моего выступления, которые после заседания я передал А.Дворковичу вместе с номерами «Вестника СПРФ», где опубликованы наши обращения к руководителям государства, ответы Минздравсоцразвития, информация о нашей работе и о проблемах российских потребителей.  

1. В прошлом году в Союз потребителей России обратились за правовой помощью свыше 400 тысяч российских граждан – вдвое больше, чем пять лет назад. Прирост идет по большей части за счет сферы услуг – связи, транспорта, финансовых, жилищных, коммунальных, туристских, образовательных, медицинских и др. Основную часть нарушений потребительских прав можно было бы предотвратить, если законодательно установить  справедливые  существенные условия типовых договоров на массовые услуги населению. Отсутствие в «отраслевых» законах таких условий позволяет недобросовестным предпринимателям записывать мелким шрифтом в многостраничных договорах то, что выгодно им, и умалчивать о том, что могло бы защитить потребителя от злоупотреблений. А  потребитель узнает об этом, когда уже попал в неприятность и в ответ на свою претензию слышит: «Вы же согласились с условиями договора!». Если существенные условия будут в законах, все в договоре, что противоречит им,  не будет иметь законной силы. Но для этого надо проделать огромную законотворческую работу, вершиной которой могло бы стать создание Потребительского кодекса Российской Федерации. Просил бы дать поручение Правительству о начале такой работы.

2. По данным опросов, ежегодно проводимых Союзом потребителей, примерно 80 процентов  потребителей в среднем свыше трех раз в год приобретают некачественные, а то и опасные товары и услуги. Для страны это означает тысячи потерянных жизней, миллионы недожитых лет, имущественный ущерб на сотни миллиардов рублей.

Мы с пониманием относимся к Вашим установкам на ослабление административного давления на бизнес – ведь именно потребители в конечном счете оплачивают через цену все избыточные издержки предпринимателей, в том числе на взятки надзирающим чиновникам. Но если вместо более эффективной организации государственного надзора его попросту ликвидируют, потребитель остается брошенным на произвол недобросовестного предпринимателя, а добросовестный предприниматель обречен на уход с рынка или перерождение. В результате нарушения на рынке становятся нормой, и это подтверждает официальная статистика..

Мы высоко оцениваем деятельность Роспотребнадзора, особенно на федеральном уровне. Ни одним из прежде занимавшихся этим ведомств не делалось столько, прежде всего на федеральном уровне, для формирования благоприятной для потребителей правоприменительной практики, при том, что полномочия Роспотребнадзора, вынужденного спорить в интересах потребителей с другими органами исполнительной власти, весьма ограничены.  К сожалению, его надзорные права и потенциал совершенно не соответствуют массовости и системности нарушений прав потребителей. Прошу Вас дать поручение о подготовке предложений по усилению государственного надзора на потребительском рынке.

3. После отмены в 2004 г. законодательного основания фактически свернуты самые близкие к населению муниципальные органы по защите потребителей.  Считаем это решение ошибочным и просим дать поручение о проведении анализа его последствий, который мог бы привести к законодательному дополнению полномочий органов местного самоуправления защитой прав потребителей.

4. Государство плохо обеспечивает исполнение судебных решений в пользу потребителей. Если еще несколько лет назад выполнялось примерно 85 процентов таких решений по нашим искам, то в 2009 и 2010 гг. — немногим более половины. При том, что уголовная ответственность за нарушения прав потребителей отменена, а административная несопоставима с выгодой от нарушений. Прошу дать соответствующее поручение.

5. Общественное потребительское движение начиналось у нас в конце 1980-х под общей идеей не только защитить потребительские права граждан,  но и  научить их самим овладевать правовыми знаниями и навыками защиты своих прав. Мы не просили и не получали преференций от государства. Мы и сейчас их не просим – они только привлекли бы в эту сферу новых жуликов и неадекватных людей,  а нам и со старыми-то не разобраться. Мы предлагаем сформировать государственный заказ на систематическое консультирование и иную правовую поддержку потребителей, что давно уже делают за счет бюджетов потребительские организации во всех странах Евросоюза. И никаких конкурсов на такой госзаказ там нет, потому что организации, годами ведущие такую работу по своей инициативе и собственными силами, справедливо воспринимаются там как заведомо лучший, а значит  единственный, исполнитель.

Этот вопрос, одновременно с другими важнейшими вопросами повышения защищенности российских потребителей, лучше всего решать в рамках подготовки федеральной целевой программы, без которой вряд ли удастся добиться должного внимания к этой теме со стороны регионов и которая могла бы задать шаблон для региональных и муниципальных целевых программ. Прошу дать поручение о начале ее разработки.

6. Считаю себя обязанным довести до Вашего сведения, за последние 5 лет мы неоднократно обращались письменно к высшим руководителям страны, в том числе дважды к Вам, Поэтому мы восприняли как знак нового отношения высшей власти приглашение 20 руководителям потребительских организаций встретиться с Вами в Саранске. Думаю, Вы понимаете, как воспринимают обычные граждане такое приглашение, и догадываетесь, с каким энтузиазмом мы готовились к встрече, поэтому легко представите наши чувства, когда вечером в пятницу нас известили, что встречи не будет. Кстати, старейший наш коллега 68-летний Хаджимурад  Даниялов из Дагестана в это время уже летел в Москву. В субботу он улетел обратно, а сегодня, как я узнал, уже находится в больнице — обострилась старая болезнь. Прошу дать поручение разобраться и наказать сотрудников администрации, виновных в подобном пренебрежении гражданами, дискредитирующем президентскую власть.


На этом месте президент отреагировал, очень твердо и громко заявив, что в его планы встреча с руководителями потребительских организаций не входила. Разумеется, ему виднее, что входило в его планы (в Саранске он посетил технопарк и предприятие автосервиса), а что не входило. Но короля играет свита, и на этот раз сыграли его крайне неудачно.

На сайте президента опубликованы его вступительное слово и заключительное слово, из которых легко увидеть, что внимание участников заседания было сконцентрировано на нескольких важных болевых точках потребительского рынка – финансовых услугах, жилищно-коммунальных, туристских, воздушного транспорта. Проблемы здесь совершенно реальные и, что важно, в основном разрешимые через совершенствование законодательства, прежде всего, включение в него всех существенных условий типовых договоров. Это наше предложение президент, подводя итоги, поддержал. Посмотрим, окажется ли оно среди подписанных им поручений правительству по итогам этого заседания. Проект же перечня таких поручений, признаюсь, вызвал у меня беспокойство: почти все поручения имеют сроком исполнения апрель или июль, когда и президент, и правительство будут уже другими, так что вряд ли эти поручения окажутся приоритетными. К тому же большинство среди них составляют уже решенные задачи, и надо бы не давать поручения на разработку давно разработанных проектов, а утверждать их и вводить в действие. Вообще ничего не говорилось на заседании о массовой фальсификации и ухудшении качества продуктов питания, недоступности для большой части потребителей лекарств, услуг общепита, поездок по стране. Естественно, и поручений на этот счет нет. Соглашусь, эти проблемы решать куда сложнее, но и сами собой они не решатся, а когда еще проблемы потребителей будут в следующий раз обсуждаться на таком уровне власти?

Ну и, конечно же, я жду от администрации президента разъяснений: кто и почему сначала инициировал, а через два дня отменил приглашение общественникам на встречу с президентом; кто и почему исключил меня из списка участников заседания, посвященного делу, которое я начинал, создав в 1988 году первое в СССР общество потребителей, и до сих пор веду, возглавляя Союз, объединяющий основную часть реально работающих в городах и регионах общественных потребительских организаций. Уверен, я и мои коллеги имеем право на такие разъяснения.  

Комментарии

3

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

21 января 2012 | 21:13

НАДО СОЗДАВАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ "народный контроль России",чтобы она могла контролировать любые организации воздействуя на них через ОРГАНИЗАЦИЮ митингов,демонстраций и забастовок и используя СМИ,подрывать деятельность нарушителей прав граждан.Потребовать от государства финансирования и поддержку такой деятельности.


21 января 2012 | 23:19

Строй в России - буржуазный, а значит, и законодательство ВСЕГДА будет стоять на защите господствующего слоя(предпринимателей, а не потребителей).
Именно поэтому ни Путин, ни Медведев не спешили и не спешат отвечать на ваши призывы и предложения.Дохрюкались до того, что Роспотребнадзор - и тот надо убрать(мешает беспрепятственно нарушать права потребителей). А ранее - добились же снятия всех проверок и контролей - вот и поперли - отравления, пожары, взрывы.
Торгуют уже настолько откровенным дерьмом, что диву даешься - где контрольные органы? Страшно - что выбора уже НЕТ.Мы вынуждены пить - не-молоко, есть - не-мясные "мясные" продукты и пр .и пр.

Ждете от администрации объяснений? Смешно.
Власть у нас ТРЕБУЕТ УВАЖЕНИЯ К СЕБЕ. На остальных ей - на...рать.Что она и делает с завидным постоянством.


zirby 22 января 2012 | 00:38

Лучше разыщите того полковника и искренне скажите ему спасибо за то, что не успел "отбуцкать" Вас дубинкой.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире