Поездка в три пока непризнанные большей частью мирового сообщества региона Южного Кавказа – Нагорный Карабах, Абхазию и Южную Осетию – может обернуться приключением весьма экстремальным. Причиной тому «замороженные» военные конфликты, породившие особенные правила въезда и не самое комфортное транспортное сообщение.

Нагорный Карабах. Серпантин не для слабонервных

Туристов манят в Карабах девственная красота горных ландшафтов и древние каксами горы архитектурные памятники. Наиболее посещаемые места — историко-архитектурные памятники и монастырские комплексы Амарас (IV-XIX века), Дадиванк (IV-XIII века), Гандзасар (XIII век), а также Азохская пещера эпохи палеолита. Немалый интерес представляют и раскопки существовавшего с 1 века до н.э. до 13-14 веков н.э городаТигранакерта.









Согласно официальным данным, число приезжающих в республику туристов ежегодно увеличивается примерно на 30-40%.

Приехать Нагорно-Карабахскую Республику возможно только одним способом — через территорию Армении. По маршруту Ереван — Ерасх — Ехегнадзор — Горис — Кашатах — Степанакерт.

Длина этого маршрута, проложенного по захваченному уАзербайджана «Лачинскому коридору» – около 400 км. Участок автомагистрали Горис-Степанакерт был отремонтирован в 1995 году, вскоре после завершении азербайджано-карабахского конфликта. Деньги на ремонт дороги собирали всем армянским миром, при активном посредничестве диаспоры.

Это асфальтированная дорога, не освещаемая в темное время суток. Она периодически закрывается из-за плохих погодных условий: тумана и гололеда. Но даже в хорошую погоду это приключение не для слабонервных: путешественнику приходится преодолевать бесконечные крутые повороты, перевалы, глубокие ущелья.

Стоимость проезда до Еревана на автобусе – 4500 драмов (около 370 рублей), на частном автомобиле – 8 тысяч драмов (около 670 рублей) Длительность поездки -5-7 часов в зависимости от видатранспорта. Житель Карабаха Арцак, один из тех, кто постоянно пользуется этим маршрутом, говорит, что «каждая поездка в Ереван ему кажется вечностью, а бесконечные, крутые повороты выводят из себя». По словам Аршака, он не рискнет перевезти по такой дороге своих пожилых родителей.

Рискнувшим преодолеть горный серпантин визитерам с «большой земли» требуется предъявить местным властям туристическую визу. Она предусматривает пребывание в Нагорном Карабахе до 21 дня, и стоит 3 тысячи драмов (около 250 рублей). Долгосрочные визы на срок от одного до трех месяцев обойдутся в 24-44 тысячи драмов (примерно 2-3,7 тысяч рублей). Если же визы нет, то местные таможенники предупреждают, что необходимо пройти регистрацию в МИД в столице республики Степанакерте. Турист, который упустил возможность пройти регистрацию, выехать из республики не сможет – таможенники завернут его для оформления документа обратно в Степанакерт. Впрочем, нередки случаи, когда через границу Карабаха можно проехать без визы и даже не заметить тех, кто должен проверять наличие этого документа.

Если же вы приехали в Карабах как журналист, возникают дополнительные сложности. Особенность процесса регистрации в этом случае, состоит в том, что иностранный репортер должен заранее сообщить о целях своего визита и своих планах. Кроме того, журналисты проходятаккредитацию в информационном управлении Министерства иностранных дел НагорногоКарабаха.

«Если за время пребывания выявлены неправомерные действия, мы оставляем за собой право ликвидировать визу», — говорит руководитель аппарата МИД Нагорного Карабаха Семен Афиян. Под «неправомерными действиями», по словам Афиняна, подразумеваются ситуации, когда «человек представился туристом, но как журналист проводит соцопросы или посещает территории, которые либо мы не рекомендуем посещать, либо они не указаны в их аккредитационных картах».

Иными словами, журналист, посетивший без разрешения властей контролируемые вооруженными силами Карабаха территории Азербайджана («пояс безопасности», как называет его официальный Степанакерт, «оккупированные территории» в терминологии Баку) имеет все шансы на депортацию. Именно этой процедуре подверглись в сентябре 2010 года два российских фотографа, приехавшие в Карабах в качестве туристов, а затем решившие снять разрушенный в ходе военногоконфликта город Агдам (ранее принадлежавший Азербайджану). Скандальный репортаж о депортации редактора Лента.Ru «Гранаты из Агдама» стал хитом Рунета.

С аналогичным запретом столкнулась летом в августе прошлого года этнографическая экспедиция, организованная известным российским дизайнером и блогером Артемием Лебедевым. По его словам, министерство туризма запретило участникам экспедиции «куда-либо ездить», однако они все же отправились «по всем интересным местам» Карабаха. «Нашего гида пришлось высадить, потому что он не хотел портить отношения с властями, — отмечает Лебедев. — Ночевали под открытым небом у речки среди осликов и коровок».

Отметим, что Нагорный Карабаха уже с июня этого года планирует организоватьавиарейсы Степанакерт-Ереван продолжительностью менее одного часа. Этот маршрут будут обслуживать 50-местные самолеты CRJ-200. Предполагаемая стоимость билетов примерно 1000 — 1300 рублей. Пассажирский терминал ужевозведен, ведется техническое оснащение аэропорта и отбор потенциальных сотрудников.

«Наши соседи по воздушному пространству — Азербайджан и Армения — подписали международную конвенцию по предотвращению всяких актов незаконного вмешательства в гражданскую авиацию. И взяли на себя обязательства не применять по отношению к гражданским судам действия, которые могут повлиять на безопасность самолетов и пассажиров «, — говорит начальник Управлениягражданской авиации при правительстве Нагорного Карабаха Дмитрий Атбашян. Однако официальный Баку обещает всячески препятствоватьвоздушному сообщению Карабаха с остальным миром, так что эти полеты все же несут определенный риск.

Абхазия. Добро пожаловать, или лицам грузинской национальности въезд запрещен

Туризм в Абхазии заслуживает отдельного разговора. Маленькая республика может похвастать всеми видами отдыха: на море, в горах, маршрутами по историческим местам. Озера Рица и Голубое, Новый Афон, Гагра, Пицунда, Гегский водопад, пещера Абрскила… Это не просто географические названия, это — бренды. А чего стоят архитектурные памятники, столь же уникальные, сколь и древние: Анакопийская крепость VI-X веков, Драндский собор VI-VII вв, Беслетский мост XI-XII веков – всего не перечислить.





Приехать в Абхазию можно несколькими способами. Прямо из Москвы – поездом до Сухума, который ходит зимой по четным дням, а летом ежедневно. Вообще-то это не совсем поезд – два пассажирских вагона цепляют в Москве к составу, следующему в Адлер, откуда локомотив доставляет их в столицу Абхазии. Стоимость билета в плацкартном вагоне — 2200 рублей, проезд в купе обойдется ровно в два раза дороже.
В Абхазию можно добраться на своем автомобиле, маршрутном такси из Сочи, либо автобусе из Сочи, Краснодара, Нальчика или Ростова. Летом выбор еще шире – по железной дороге на электричке «Адлер-Гагра» (прошлым летом билет стоил 109 рублей), либо, заплатив 500 рублей, скоростным катером из Сочи.



Два с лишним года назад Россия и еще три государства признали независимость Республики Абхазия. Теперь гражданам России въезд через российско-абхазскую границу по реке Псоу возможен даже по внутренним паспортам. Жителям большинства стран СНГ и государств, признавших Абхазию, потребуется заграничный паспорт. Остальным же потребуется приобретать абхазскую визу, что обойдется в зависимости от срока пребывания в сумму от примерно 600 до 900 рублей. Процесс подачи заявки на визу довольно удобен. Вначале заполняется электронная анкета, размещенная на сайте МИД Абхазии, спустя несколько дней сотрудники консульской службы связываются с заявителем, и, наконец, сама виза выдается туристу сотрудниками МИД по приезде в Сухум.

Отметим, что туристы могут подвергнуться в Абхазииадминистративному штрафу, если не уплатят обязательный страховой взнос. Сумма для туристов, прибывших на срок до 3 суток — 30 рублей, на срок до 30 дней— 250 рублей, на срок до шести месяцев — 750 рублей. Страхование для легкового автомобиля на аналогичный срок обойдется в сумму от 200 до 500 рублей. Пункты страхования располагаются на пограничном посту Псоу в пешеходной и автомобильной зонах. Получить страховой полис можно также в центральном офисе «Абхазгосстраха» в Сухуме.

Большинством государств мира Абхазия все еще считается территорией Грузии и находится в состоянии конфликта с официальным Тбилиси. Отсюда и некоторые ограничения в посещении Абхазии для людей с грузинскими фамилиями. «Лица грузинской национальности», как именуют этих людей власти республики, независимо от того, гражданами какой страны они являются, должны за месяц до планируемого визита подать заявку в Службу государственной безопасности Абхазии. СГБ проверяет связь въезжающих в Абхазию грузин с военным конфликтом 1992-1993 годов.

«Меня на границе не пустили!!! Дело в том, что я сама из Питера, где родилась и живу всю жизнь. Мама русская, а папа был мегрел. Соответственно фамилия его. И несмотря что у меня гражданство России, меня не пустили, объясняя, что я грузинка и мне нужен пропуск из СГБ. Но самое интересное — его может мне сделать только гражданин Абхазии проживающий там. Как это может произойти, если связь с семьей отца прекратилась после развода родителей и его гибели в 1985 году? Соответственно родственников у меня с его стороны нет и близких друзей в Абхазии тоже нет. Позвонила в СГБ — вежливо очень объяснили, что да, так и есть. Я уже закрыла глаза, что нарушают мои права согласно Конституции РФ (ст. 26). Я спросила, могу ли прислать им по факсу или электронке свои документы, и они меня проверят (мне скрывать нечего)…. Но нет… Ужасно неприятно, обидно…», — пишет на форуме Abhazia.com пользователь Kary.

«Проблемы на границе возникли. В российских паспортах не указывается национальность, фамилия у жены в паспорте моя, но в свидетельстве о рождении младшей дочери указана национальность отца и матери. Пять лет никто внимания не обращал, а тут увидели. Жену тормознули, потом я звонил родственникам жены, потом они на границу своему близкому, и ситуация разрешилась без всяких официальных процедур», — рассказывает пользователь cobr на форуме «Батумская беседка». Источник в СГБ подтвердил корреспонденту «Кавказского узла», что такая процедура действительно практикуется.

Власти Абхазии обещают в следующем году наладить регулярное – два-три раза в неделю — авиасообщение между Сухумским аэропортом, где ведутся восстановительные работы, и подмосковным аэродромом «Чкаловский». Поскольку международную лицензию на эти рейсы получить будет затруднительно, обслуживать рейсы будут транспортные самолеты ВВС России.

Южная Осетия. Въезд без правил

Южная Осетия пока малоприспособленный для «культурного» туризма регион. В советский период республика могла похвастаться развитой туристической инфраструктурой — турбазами, домами отдыха, знаменитым международным лагерем «Кроз». Вооруженный грузино-осетинский конфликта начала 1990-х годов оставил все это в прошлом. Сейчас Южная Осетия может похвастаться самым настоящим «диким» туризмом. Местные тропы, проложенные по поросшим лесом невысоким горам, пользовались популярностью у туристов даже вовремя военных действий в августе 2008 года, рассказывала министр по делам молодежи, спорта и туризма Элеонора Бедоева.
Есть в Южной Осетии пребывающие в запустении, но от этого не менее интересные исторические памятники — старинные башенные сооружения, храмы XII-XIX веков.



Конфликт 2008 года с Грузией, чьей составной частью считается большинством стран Южная Осетия, означал для республики не только признание со стороны России.

В советские времена основной транспортный поток шел в Южную Осетию через Грузию, между Цхинвали и Тбилиси исправно ходили поезда. Сейчас железная дорога заросла травой, а гул поездов канул в вечность. Усложнилась для жителей Южной Осетии и поездка по единственному сухопутному маршруту, соединяющему республику с Россией — Транскавказской магистрали. Участок Транскама, проходящий через села грузинского анклава Тамарашени, Кехви, Ачабети, Курта в период противостояния с Грузией оказался заблокированным. Для сообщения с РФ приходилось пользоваться кружным путем – высокогорной Зарской дорогой, путешествие по которой занимало около полутора часов.

«До 2008 года ездили через горный серпантин по Зарской дороге. Летом пыль, зимой гололед, осенью грязь непролазная. По нижней дороге грузины не пускали», — говорит предприниматель Тамара Техова. В результате «пятидневной войны» 2008 года грузинские села были почти полностью уничтожены, большинство их жителей стали беженцами. Прямой путь по Транскаму был открыт, и теперь Южную Осетию от ближайшего субъекта РФ – Республики Северная Осетия — отделяют три-четыре часа езды. «Теперь и Зарскую дорогу покрыли асфальтом, но через нижнюю дорогу удобнее и быстрее ехать», — рассказывает другая местная жительница Галина Техова.

«Дороги стали лучше. Вот в районе села Кехви дорога раньше была узенькая такая, что две встречные машины еле помещались на дороге. А теперь расширили трассу, асфальтом покрыли», — говорит пенсионер Арчил Догузов.

Автобусы, маршрутки-«Газели» и такси регулярно курсируют между автовокзалами Владикавказа и Алагира (Северная Осетия) и Цхинвала (Южная Осетия). Стоимость поездки на такси из Владикавказа в Цхинвал — 350 рублей с человека. Если «арендовать» всю машину – выйдет где-то 1400 рублей. На автобусах в основном ездят пенсионеры и торговцы. Первые — потому что цены ниже, чем у таксистов, вторые – потому, что в автобусе есть место для товара. Автобусный парк постепенно обновляется. Так, на маршруте Алагир-Цхинвал работают автобусы Hyundai.

Впрочем, весь автотранспорт проходит через 3660-метровый Рокский тоннель, который представляет довольно неприятное зрелище из-за многолетнего отсутствия ремонта.

Особенность дорожного движения в Южной Осетии, как и на всем Кавказе, — лихачество местных водителей. Дорожные правила, кажется, писаны не для них. «На такси ездить опасно. Машина битком набита, неизвестно на какого водителя нарвешься. Иной так лихо едет по трассе, что всякая надежда добраться целым пропадает», — говорит пенсионер Арчил Догузов.

Определенные надежды власти Южной Осетии возлагают на развитие малой авиации, которая может доставлять пассажиров во все районы республики. В самое ближайшее время в регионе планируется построить нескольковертодромов. Но, скорее всего, этим видом транспорта будут пользоваться либо военные, либо достаточно состоятельные люди, а для большинства туристов вертолеты окажутся слишком дорогим удовольствием.

Что же до правил въезда на территорию Южной Осетии, то они очень простые. Фактически их не существует. «Для въезда на территорию Республики Южная Осетия не требуется виз Республики Южная Осетия. Въезд на территорию Республики Южная Осетия осуществляется через территорию России», — исчерпывающе объясняет ситуацию МИД республики. Так что россиянам будет вполне достаточно внутреннего паспорта, жителям других государств потребуются те же документы, что и для въезда на территорию РФ, поскольку в любом случае им придется иметь дело с российской таможней во время пересечения границы.

От трех до пяти, туризм как уголовщина

В 2010 году россиянин Мамука Берулава был задержан сотрудникамипограничной полиции Грузии за то, что он въехал на территорию Абхазии без разрешения официального Тбилиси. В сентябре суд города Поти вынес решение отпустить его под залог три тысячи лари (более 53 тыс. рублей).
Такова практика применения статьи 4 закона «Об оккупированных территориях», принятого вскоре после августовской войны 2008 года. Этот закон гражданам иностранных государств и лицам без гражданства Грузия разрешает въезд на территорию Абхазии только со стороны Зугдиди, а на территорию Южной Осетии — только со стороны Гори.

«Иностранные граждане, чьи паспорта содержат штампы, свидетельствующие о поездках в Абхазию и Южную Осетию, на территории Грузии будут задержаны и привлечены к ответственности за незаконное пересечение государственной границы», – говорит официальный представитель МВД Грузии Шота Утиашвили.

С точки зрения законодательства Грузии, туристы в Южной Осетии и Абхазии нарушают статью 344 УК. «Незаконное пересечение государственной границы Грузии, въезд иностранных граждан в Грузию без прохождение пограничного контроля, в том числе и с тех территорий, на которых временно не распространяется юрисдикция Грузии, наказывается штрафом или лишением свободы – сроком от трех до пяти лет», — гласит эта статья Уголовного Кодекса Грузии.

«Кавказский узел» специально для «Эхо Москвы».


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире