Исторический контекст

149 лет назад парадом на месте истребленного черкесского селения Кбаадэ (нынешняя Красная поляна) Государство Российское завершило 101-летнюю колонизацию Северного Кавказа, в результате которой более 90% черкесского народа было истреблено или депортировано (согласно плану Милютина и Евдокимова, принятого во время Владикавказского совещания 1860 г. и одобренного императором Александром II) на чужбину, в Османскую империю. Помимо черкесов в большом количестве были выселены ногайцы и абхазы. В целом вынужденному переселению подверглись представители практически всех народов Северного Кавказа.

В 1861 году император Александр II лично прибыл в Кубанскую область. Делегация представителей еще сопротивлявшихся колонизации черкесских субэтнических групп подала ему письменное прошение, в котором выражалась готовность к миру и покорности взамен на неприкосновенность земель и уклада жизни, на что российский император ответил: «Выселиться куда укажут или переселиться в Турцию».

В результате агрессии российского царизма регион полностью изменил свою этническую карту, а на территориях нынешних Ставропольского и Краснодарского краев практически не осталось представителей автохтонного черкесского населения. Вековое военное противостояние является одной из наиболее трагичных страниц в истории не только кавказских, но и русского с украинским народов, ибо количество общих жертв от людоедской кампании царизма может исчисляться миллионами.

Попытки вернуться на родину черкесами предпринимались с начала XX-го века, однако, как при монархии, так и при советской власти в репатриации отказывалось. Типичный эпизод:

«1907 г. декабря 4.— Отзыв штаба Кавказского военного округа начальнику Терской области о применении к возвращающимся из Турции горцам законов и правил, установленных «для иностранно-подданных».

По докладу Главнокомандующего войсками округа всей переписки по поводу ходатайства возвратившихся из Турции горцев Чеченова и Кокаева об обратном приеме их в подданство России, Его Сиятельство, усматривая из донесения Вашего, что кроме упомянутых горцев возвратились в область еще девять человек, и имея в виду, что если названные горцы будут приняты обратно в подданство России, то это обстоятельство, несомненно, послужит прецедентом для других многих эмигрантов, желающих возвратиться в Россию,— не признал возможным поддерживать первоначальное ходатайство о принятии в русское подданство Чеченова и Кокаева и приказал применить как к ним, так и к другим возвратившимся семействам законы и правила, установленные для иностранно-подданных» / ЦГА КБР, ф. 6, оп. 1, д. 693, л. 117. Копия/

Активные попытки черкесов наладить конструктивный диалог с российской властью были возобновлены в начале 90-х годов прошлого века, они предпринимаются по сей день. Но официальная Москва с завидным постоянством проигнорировала практически все попытки конструктивного разрешения вопроса. Пожалуй, единственным «жестом доброй воли» со стороны российских властей была эвакуация порядка двухсот черкесов из Косово во время «Косовского конфликта», и их дальнейшая адаптация.

Исторические проекции

Сегодняшнее положение черкесов невозможно, ошибочно рассматривать вне рамок исторического контекста, вне произошедшей в 18-19 веках трагедии, потому что основные нынешние проблемы народа являются следствием тех событий. Черкесы вынуждены жить в той действительности, при которой порядка 80% народа, а это несколько миллионов человек, проживают за пределами Российской Федерации, разбросаны в более чем 50 странах мира.

В 2009 году ЮНЕСКО включила черкесский язык в Атлас вымирающих языков как в среде российских черкесов, так и в среде диаспоры, рассчитав его жизнеспособность по 9 критериям, в том числе по числу носителей, передаче языка от поколения к поколению, доступности учебных материалов, отношению к языку внутри общества. При оценке жизнеспособности языка учитывалось также отношение к нему государства, которое может поддерживать или игнорировать языки, поощрять или не поощрять их изучение, стимулировать ассимиляцию, принуждать к ней, запрещать использование недоминирующих языков. А ведь язык – важнейший признак этноса, наряду с происхождением, культурой, территорией проживания, самосознанием… И его утрата неизбежно влечет ассимиляцию.

Причем, если ассимиляционные процессы в условиях диаспорального существования отчасти обоснованы, и повлиять можно лишь на их замедление, то в условиях российского существования они, скорее, являются преступным продолжением колониальной политики, подпадающим под определение «этноцид».

И все это происходит при государственной поддержке русскоговорящих соотечественников зарубежья и практического игнорирования других многомиллионных диаспор коренных народов Российской Федерации, говорящих на языках этих народов. На фоне последних федеральных законодательных инициатив об окончательном упразднении региональных государственных языков (поправки в ФЗ «Об образовании», направленные на маргинализацию региональных языков).

Но беда не приходит одна…



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире