Вчера, два месяца после референдума, дополняющего конституцию типично юридически корявым для «правых» народных инициатив текстом «строительство минаретов запрещено», швейцарский флаг (на пару с датским) сожгли в Исламабаде. Как сообщают информационные агентства, при этом акте скандировались лозунги против швейцарского правительства (вообще-то выступавшего с самого начала против запрета минаретов). Замедленная и неадекватная реакция — это одно, а сам факт — конечно, что-то необычное для страны, никому ничего не диктующей и ни на кого бомбы не сбрасывающей.

Как и Дания, Швейцария флагосожжение переживёт. На самом деле было бы здорово, если бы всегда все конфликты — интернациональные, интерконфессиональные, межличностные — так бы и решались – по-вудуистски, уничтожением только  и.о. стран и людей. Флаг сжечь, фотографию порвать, телефон стереть… Миру-мир, войне — известно, что.

Символы современного территориального государства, заменяющие корону, державу, скипетр и мантию — флаг, герб, гимн, военная униформа — на самом деле уже не настолько сакрализованы, чтобы их публичным уничтожением или пародированием серьёзно задеть здравомыслящих граждан. На фоне спортивных и культурных фетишей они вообще блекнут. Но поскольку — по теории — именно через эти символы выражается национальная идентичность, то по их внешнему содержанию должно быть возможно — опять-таки по теории — сделать выводы о внутреннем настрое населения страны. И в этом смысле швейцарский гимн выглядит достаточно своеобразно — такая теологическая справка Гидрометцентра (перевод с немецкого текста, почти дословный но не вполне точный, я потом объясню, почему, зато рифморитм как в оригинале):

«Войдёшь в багряную зарю, в море лучей тебя узрю,
Тебя, Возвышенный, Прекрасный!
Альп заалеют склоны горные— молитесь же, швейцарцы вольные!
Чуя набожной душой, чуя набожной душой:
Бог в отчизне во святой, Бог в отчизне во святой.

Придёшь в тлеющем закате, тебя найду в звёздной рати,
Тебя, к людям Ласковый, Любящий!
Чертог неба осветлён— радостен, блаженен сон;
Чуя набожной душой: Бог в отчизне во святой.

Приплывёшь как мглы покров, ищу в море облаков
Тебя, Неисповедимый, Вечный!
Серым клубнем воздух тает, мягко солнце проступает,
Чую набожной душой: Бог в отчизне во святой.

Дашь ли дикой буре ход, нам защита и оплот
Ты, Всемогущий, Спасительный!
В сумерках ночи ненастной — детски верить Ему страстно!
Чуя набожной душой: Бог в отчизне во святой.»

(До 1961го года, кстати, был другой, воинственный, и соответствующий международным аналогам текст — «Славься, Гельвеция», «победа или смерть» и т.д. — исполнявшийся на мелодию английского королевского гимна.)

О трудностях моего профанского перевода — переводил я, сидя за ссору с офицером (статья за неподчинение приказу), на гауптвахте. Где помимо устава с отпечатанным на обложке текстом гимна, одной газеты и (превращённой моими предшественниками, любителями тетрагидроканнабиола и алкоголя, в книгу иллюстрированных отзывов) Библии, читать, как и делать, было нечего. После двух дней отсыпания и безделия решил попробовать перевести гимн. За отсутствием словаря пришлось дойти до границ словарного запаса, вследствие чего и возник (возможно) излишний пафос. И вычурность русских слов. И просто неправильный перевод эпитета к слову «отчизна» по-немецки: «hehr», оказывается, не синоним слова «святой», как я решил по контексту, но «величественный». А это слово я и по-русски не понимаю — ведь имеется в виду не величие-величина, а достоинство? Или возвышенность? В смысле, отчизна достойна Бога, или отчизна возвышенная — в том числе и буквально, от уровня моря? Кто может, переведите лучше. Ну, не важно, в гимне на трёх других государственных языках всё равно перевод не слово в слово.

Во всяком случае, в этом тексте (оригинал текста и музыки: http://www.admin.ch/org/polit/00055/index.html?lang=de) страна Бога достойна (но не исключительно эта страна) или возвышенна (если понимать буквально, то географический факт), народ не великий и храбрый, но просто благочестивый и свободный, а могущество и сила — исключительно Божьи качества, с чем спорить весьма затруднительно.

Возможно, в современных эрзац-войнах изучение официально-сакральной поэзии враждебного государства не поможет большинству конфликтующих стран договориться, будут и дальше запрещать-сжигать-пародировать, но в случае Швейцарии создание для подчёркивания мирной позиции стихотворений типа «хотят ли русские войны» просто не нужно— достаточно кивнуть на гимн, мол, не знаем, как у вас, а у нас вот: уникальная благоговейная компиляция «у природы нет плохой погоды» и «Господь нас уважает».

Комментарии

23

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

19 января 2010 | 10:45

"флаг, герб, гимн... - по теории - именно через эти символы выражается национальная идентичность" (ЕВГЕНИЙ ШИНКАРЁВ, студент)
Гербовый 2-главый гербовый орёл - кого он идентифицирует по национальности? :))
Гордый, воинственный, носатый профиль - явно "лицо нерусской национальности".
А триколор - какие нации определяет?
------
ЧТО ты имел в виду, Евгений, под "национальной идентичностью" относительно Герба и Флага страны?
Оба гос. символа РФ позаимствованы у Европы.
/2-головый близнечный герб - от франкмасонов (поклонников Люцифера и его брата)./


chinkarev Евгений Шинкарёв 19 января 2010 | 18:36

ну, как я и написал - по теории - по внешнему содержанию символов должно быть возможно сделать выводы о внутреннем настрое населения страны, определённых ценностей и убеждений. т.е. символика цветов, мифологических животных итд., в соответствии с геральдикой, принимаемая всеми гражданами, соответственно говорит об их идентификации в смысле согласия с принципами и понятиями, которые эти символы означают. монархический двуглавый орёл- это из категории "самодержавие-евразия", насколько я понимаю, что достаточно соответствует представлениям об имперском и авторитарном правлении определённой части населения россии, или нет? а значение цветов триколора- вроде бы разные объяснения, это тоже определяется геральдическими правилами, но у каждого цвета свой символ, и по идее население страны с этими символами согласно. конечно, символизм может быть более доступен, типа серп и молот или вот у мозамбика автомат калашникова и мотыга...


19 января 2010 | 11:00

евгении разьясните мне вопрос -
вот в париже чернота жгет машины и устраивает беспорядки.почему к ним не применяют жестких мер.арест высылка в африку поголовно.ведь и пострелять немного можно если надо.а как у вас с этим.я просто читал что в европе проблемы с черными и нельзя их прищучить.что закат европы и т д.правда или как...


svitas 19 января 2010 | 11:10

Они от албанцев вешаются.


chinkarev Евгений Шинкарёв 19 января 2010 | 19:22

сергей, попробую покороче высказаться на эту тему, как я её понимаю. проблема эта в меньшей степени культурно-религиозная, в основном она социальная. т.е. не "чернота" и "чёрные" (арабы-албанцы и дальше по списку), а "беднота" и "бедные" действительно устраивает беспорядки ("булыжник- оружие пролетариата"), во всей истории так было, просто не забывайте о том, что практически все современные институты социальной защиты (т.е. не милостыня и не подачки, а законодательные гарантии) как и права человека- исключительно результат сопротивления, выливающегося в забастовки и беспорядки, вызывающие уже или законодательные изменения, или кончающиеся насильственными революциями. почему именно африканцы и арабы представляют сейчас бедноту- уже другой вопрос, во многом это следствие политики, решившей их не интегрировать, а изолировать от "коренного населения", геттоизировать. результат этой политики и вызвал ваш вопрос. основная проблема геттоизации заключается, на мой взляд, в создании параллельных обществ, живущих по своим законам, самостоятельно осуществляющим правосудие и соответственно воспринимающим полицию как оккупационные войска. швейцария в этом плане изначально подходила к проблеме "пришлых" по другому, пытаясь смешивать мигрантов, селить их в разных местах, а не изолировать, а также инвестировать средства в образование молодых мигрантов, предоставлять возможности деятельности и позитивной активности. но в швейцарии помимо этого изначально децентрализованное управление, много регионов, разные госязыки и госрелигии- полностью однородной массы "местных" и не было, поэтому наверное тоже было попроще привыкнуть к "другим". хотя да, по результатам голосований привыкли не все, и не всем это нравится. но демографическая картина- реальность, сегодняшние мигранты- завтрашние граждане, солдаты и налогоплательщики, какого бы цвета кожи они не были. страны, понимающие эту данность, могут использовать её себе во благо.

насчёт "прищучить", "выслать" и "пострелять немножко"...ну, я даже законодательные запреты (или хотя бы сложности) упоминать не буду. помимо всего, в долгосрочном варианте такие меры всегда контрапродуктивны- вот прищучивали студентов и рабочих в российской империи, в сибирь высылали, стреляли немножко- чем всё закончилось?

во всяком случае те ценности, которые считаются "общеевропейскими"- свобода слова, равенство перед законом, право на образование итд. напрямую вытекают из французской революции, которой без беспорядков и связанным с ними частичным уничтожением имущества (имущих) и сопротивления вооружённым силам властей бы просто не было. то есть во франции помимо всего существует ещё и чтимая традиция сопротивления и беспорядков. да и во всей европе в 60-70е годы происходили студенческие беспорядки, выглядевшие приблизительно так же. европейцы совсем не такие гладко причёсанные и слепо законопослушные, как может казаться, и никогда такими не были. (а насчёт горящих машин в парижских предместьях- посмотрите при возможности французский фильм "ненависть", там всё очень точно показано и расказано).


19 января 2010 | 20:16

ну там же много неполноценных
надо было как то контролировать..лишних назад в африку.а мигрантов можно привлекать из белых стран.типа как было в юар.


chinkarev Евгений Шинкарёв 20 января 2010 | 18:03

сергей, если вы не тролите, то придётся вас огорчить- цвет кожи, пол и ориентация в европе на самом деле не являются главными ориентирами для оценки общественной полезности граждан. машины времени до сих пор нет, так что вам не повезло. (христианскую мораль, где нет ни эллина, ни иудея, я даже не упоминаю)


livermor 19 января 2010 | 19:08

Евгений, у Вас проблема с русской просодией !!
Хотите, -кину список приличных русских стихов?Помогает в переводах!
За что " сидели", если не секрет?!
В блоге опишете подробности ?!
Что скажете по поводу путешествия по " веселому Цюриху"?!.
Опишите. Нам интересно!!


chinkarev Евгений Шинкарёв 19 января 2010 | 19:36

да, однозначно:( но я же извинился за общее несоответствие:) вообще-то я не планирую дальнейшие стихотворные переводы, это по ходу не моё, но за список - в общеобразовательных целях - был бы благодарен. хотя у меня дома сейчас уже вроде достаточно стихов- "строфы века" имеются:)

в плане причины применения статьи "неповиновение"- ничего романтического и ничего интересного, просто характерами не сошлись с командиром. а в плане "весёлого цюриха"- вы у меня кажется уже спрашивали, я чего-то замедлил с ответом - в плане путеводителя можно было бы как-нибудь составить список адресов из 20-30, но вы же хотите рекомендаций к весёлым местам, если я понял, а не историй-воспоминаний в духе "кто как нарылся, кто с кем подрался и кто кого снял"- соответственно такой путеводитель уже имел бы смысл не в форме поста в блоге? ну или уточните, что вы имеете в виду.


livermor 19 января 2010 | 20:02

Так как , в отличии от меня, Вы видите мой адрес, кидайте тест -письмо.С меня список!


gourmand 19 января 2010 | 20:14

А у нас в России гимн вообще без текста. :(
http://yasina.livejournal.com/438389.html

Предлагали варианты, но Ельцин с Думой так ни один и не утвердил. Но музыка приличная.


chinkarev Евгений Шинкарёв 20 января 2010 | 17:56

а мне очень нравится советский гимн, он тааакой мощный, и главное, всеми узнаваемый, с "боже царя храни" не сравнить.


gourmand 20 января 2010 | 18:50

"Интернационал" тоже мощный. И "Священная война". И много-много других гимнов. И более узнаваемых. Только при чём тут это? Моя реплика была о том, что жалко, что у российского гимна нет слов. А то бы сравнили со швейцарским :)


gourmand 20 января 2010 | 18:59

Если я не так Вас понял, то это не "Боже храни".
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8C%D1%81%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F!


gourmand 20 января 2010 | 19:03

А вообще об истории российского гимна можно посмотреть тут.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#.D0.9F.D0.B0.D1.82.D1.80.D0.B8.D0.BE.D1.82.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.BF.D0.B5.D1.81.D0.BD.D1.8F_.281990.E2.80.942000.29

Кстати, Интернационал был гимном СССР 26 лет. И даже во время Великой Отечественной войны до 1944 года.


chinkarev Евгений Шинкарёв 20 января 2010 | 19:32

да, интернационал это тема...


"Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь, и не герой.
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
Чтоб вор вернул нам все, что взял он,
Чтоб дух тюрьмы навек пропал"


nekorennoy_leningradec 21 января 2010 | 14:57

швейцарский флаг (на пару с датским) сожгли в Исламабаде
На примере общения с местным населением (Иран, Иордания, Сирия в меньшей степени) рядовым гражданам сильно пофиг что происходит в мире. Нет не так: им до этого столько же дела как и мне, скажем, до публикаций о России в иностранной прессе. Задевает - да. Но я не пойду жечь ничьи флаги. А кто пойдет? Правильно. "...и еще четыре с половиной сотни таких же йеху...(с)". Так же и у них. Разнарядки на массовые гневные демонстрации раздает мулла, который поставит крестик, без которого не поступить на гос. службу ( вариации: получить прибавку, отпуск, хорошие рекомендации по месту работы e.t.c...)


foh287 27 января 2010 | 22:15

Уважаемый Евгений,

Ваши посты читать очень интересно!
Не могли бы Вы, раз уж пошла речь о Гимне, армии и пр., просветить нас вот по какому поводу:

На сколько я помню, в Швейцарии официальных языков довольно много: французский, немецкий, итальянский и ретроманский (я ничего не забыл?). 1. Бытует ли Гимн только на немецком языке, или есть его варианты на остальных официальных языках?
2. Какой язык принят на службе в армии?
С наилучшими пожеланиями
Николай Родионов


foh287 27 января 2010 | 22:53

пардон, немного запутался...
Точнее поставлю свой вопрос:
1. Если Гимн бытует на 4 языках, то есть ли какие-то преференции? На какой-то официальной церемонии Гимн исполняется на одном из языков, или один куплет так, а другой сяк? Или поют, кто на каком хочет?
2. Официальне церемонии и управление войсками идет на всех подряд языках, или ка каком-то одном?
(Apropos, я как-то столкнулся с занятной точкой зрения, что Германия проиграла Вторую Мировую, помимо прочего, и потому, что нмецкие слова слишком длинные и для радиообмена требовалось больше времени , чем для передачи сообщений на английском...)


zodiac 30 января 2010 | 12:54

ЖЕНЬКА - СВЯТОЙ !


zodiac 19 февраля 2010 | 15:05

ЖЕНЬКА ТЫ ЧЕ - ЗАГУЛЯЛ ? ЭХ ТЫ СТУДЕНТ...


zodiac 24 февраля 2010 | 17:28

ВСЕХ СТУДЕНТОВ ИЗ ЦЮРИХА НУЖНО НАКОРМИТЬ МОРОЖЕНЫМ И НАПОИТЬ ВОДКОЙ ! ХОРОШЕНЬКО...


21 марта 2010 | 15:12

Вчера «Вести» сообщили, что в Орловской области в январе (потрясающая оперативность!) в огне сгорели мать и пятеро детей в результате пожара от неисправного электрообогревателя.

Этой семье перекрыли газ за неуплату местные коммунальщики, выполняя решения региональной власти о жестком соблюдении сбора коммунальных платежей.

В тридцатиградусный мороз матери ничего не оставалось делать, и она перешла на другой источник тепла, и случилась трагедия.

Помощь органов социальной защиты данной семье составляла один килограмм макарон и один килограмм сахара в месяц на всю семью, мать-одиночка пороги не обивала, считала: что могут – то и дают.

Долг в 7 тысяч рублей «Газпрому» стал причиной трагедии. Видимо, этих денег как раз и не хватало для закладки небоскреба на Охте в Северной столице.

В день показа сюжета лощёный борец за права детей Павел Астахов летел в Хельсинки к президенту Финляндии, чтобы отстоять честь и достоинство финского мальчика, которому русская мама дала один раз по жопе. Все каналы освещали его визит доброй воли.

Переговоры прошли на высоком уровне, наш борец отстоял честь страны, мальчик будет жить с родителями, финны посрамлены, бесчеловечность и черствость наказаны.

В Орловской области всех похоронили за счет государства: что ж мы, нелюди, на самом деле? Шесть трупов – ритуальные услуги составили 90 тысяч рублей.

За эти деньги живая семья могла обогреваться не одну зиму.

Даже один ботинок Павла Астахова смог бы спасти эту семью.

Теперь начнется стон сочувствующих; Андрей Малахов соберет шоблу, и они начнут рядить, кто виноват; конечно, придет Павел в другом костюме и будет распинать толстозадую тетку из соцзащиты, требовать справедливого наказания, и даже, может быть, какой-нибудь депутат снимет с руки пятый «Роллекс» из десяти и отдаст единственно выжившей девочке на лечение; потом какая-нибудь кликуша из массовки будет кричать без микрофона, что мать, сгоревшая в своей избушке с детьми, сама виновата: зачем плодить нищету?!

А в конце блистательный Андрей покажет крупным планом Павла и смеющегося финского мальчика на пороге уютного домика, машущего ладошкой своей бывшей родине.

P.S.

Как же надоело это скотское отношение к своим людям на фоне воя о правах ребенка в чужих странах!

Неужели непонятно, что вся эта суета и ханжеская «забота» о тех, кто там, только для того, чтобы скрыть бездну, в которой оказываются наши дети здесь и сейчас.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире