08:36 , 30 апреля 2019

Присмотритесь к Серебренникову, за ним будущее

Тем, кто планирует жить в прекрасной России будущего и строить ее  после громкого или тихого ухода нынешней власти, придется пользоваться прежде всего культурными технологиями. Это не значит подменять идеи зрелищами – напротив, именно в сфере искусства как раз и остались идеи. Политтехнологии давно слились с артпроектами – примеры тому и Гельман, и Гавел, и  Трамп, с которого – а вовсе не с Зеленского – началась эта экспансия шоубизнеса в политику. Нынешний скандал вокруг победы Микеллы Абрамовой на конкурсе «Голос. Дети» имеет ту же природу – и не только  потому, что других выборов в стране не осталось, а потому, что другие выборы неинтересны. Современная война тоже стала дороговато обходиться – она при случае может уничтожить человечество целиком, и за войнами в  мире Льда и Пламени планета следит с несколько преувеличенным, на мой вкус, однако объяснимым интересом.

О том, что миром должны управлять поэты, рассказывал Честертону еще Гумилев: им приходится постоянно выбирать из миллионов словосочетаний точнейшее и благозвучнейшее, так что с финансами уж как-нибудь справимся. Поэту и актеру профессионально нужна свобода слова. Политика, которую совсем было выгнали из реальности, возвращается через искусство – и потому строителям будущей России надо присматриваться не к Галустяну, допустим, про это у нас уже отшутились, а к Кириллу Серебренникову. За ним не только ореол гонимого (этот фактор перестает иметь значение), но и убедительный опыт театрального строительства.

3089347
фото: Павел Головкин / AP

Что мы живем в эпоху торжествующего искусства – стало ясно уже после «Матрицы», которая и доказала, что виртуальная вселенная неизбежно станет убедительней реальности. Теперь понятно, что главным поставщиком новых политических фигур станет именно шоубизнес: не только потому, что людям нужно шоу, но прежде всего потому, что это дело относительно честное. То есть видно, кто умеет что-нибудь, а кто так, пописать зашел. Кроме того, именно в великих произведениях вроде  «Звездных войн» были впервые отработаны многие технологии побед и  массовых гипнозов, и вряд ли после роскошного старта последних «Мстителей» нужно объяснять, что мы живем не в марксистском, а в марвеловском мире. 

Оригинал — «Собеседник»



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире