07:18 , 10 октября 2018

«Такой еврей нам нужен». О народной любви к Роману Карцеву

Тайна всенародной любви к Роману Карцеву сегодня, после его ухода, волнует многих.

Он был эстрадный артист, юморист (хорошо, сатирик, хотя советская сатира в подцензурном варианте в основном и сводилась к довольно беззлобному юмору). Комик. Почему же по нему сегодня так скорбят, почему почти у всех возникает чувство личной потери?

Большой и Маленький
Рискну предположить, что дело тут в уникальном амплуа, которое угадали Карцев с Ильченко – конечно, не без помощи Жванецкого. Тут пойман один из главных национальных архетипов, который до этого был отражен в знаменитом дуэте Тарапуньки и Штепселя (Тимошенко и Березина), а еще раньше – в паре солистов всех военных ансамблей: один – маленький, кругленький и поет тенором, другой – огромный и выводит партию серьезным басом. Это зеркало национального характера, истинный образ нашей народной души.

Каждый из нас примерял эти амплуа, в каждом живут Карцев и Ильченко: один – маленький, сентиментальный и суетливый, другой – большой и суровый. Это удивительным образом проявляется и в позиционировании России среди соседей по земному шару – мы самые грозные и одновременно самые бедные. Кроме того, это наш расхожий образ дружбы народов: большой русский брат ненавязчиво опекает малого южанина, лишь бы тот не слишком ему докучал. Резо Гигинеишвили заметил в интервью «Собеседнику», что массовый зритель готов любить грузина, если он будет немного идиотом. Еврея готовы любить, если он смешон и трогателен, как Штепсель в дуэте с Тарапунькой или Карцев, пытающийся развлечь угрюмого Ильченко номером «Пингвин на прогулке».

Они были талантливы сами по себе, и миниатюры Жванецкого смешны даже на бумаге, но идеальное попадание в тандем обеспечило их дуэту поистине всенародный восторг. Не будет большим преувеличением сказать, что пресловутый тандем Путина и Медведева построен по той же схеме, даром что разница в габаритах у них не так существенна, как у Пата и Паташона. И неважно, что это разделение труда и характеров впервые нащупали датчане Карл Шенстрём и Харальд Мадсен: нигде оно не пригодилось так, как в России. Обычно первым в этом дуэте умирает Большой. Так случилось с Патом (1942), которого Паташон пережил на 7 лет. С Тарапунькой – Тимошенко, которого Штепсель – Березин пережил на 18. И с Ильченко, без которого Карцев проработал 26.

От той Одессы осталось очень мало
Тарапунька и Штепсель, кстати, относились к Ильченко и Карцеву с полным уважением. Карцев рассказывал мне, как однажды после концерта в Киеве Тарапунька ему сказал: вот если бы для нас так писали, если б мы могли такое себе позволить! Были б, наверное, не хуже вас… Примерно как Крылов сказал Грибоедову, послушав первые акты «Горя от ума»: если бы я так-то… при матушке Екатерине… Проблема в том, что при полной свободе, которую Ильченко едва успел застать, потребность в советской сатире отпала, все очень быстро перестало быть смешно; сегодня в лице Карцева оплакивают именно позднесоветское время, душное и сладкое, зловонное и безопасное, в котором пара-тройка юмористических номеров «Голубого огонька» была светлым пятном, а посещение театра Райкина – приобщением к высокому искусству миниатюры. И не за сатиру мы любим Карцева, а за ностальгические и поэтические миниатюры, за воспоминания о той Одессе. От которой сегодня в самом деле осталось очень мало. Нет, город-то никуда не делся, но дух его другой и люди в нем другие.

Классиком он считал Райкина
Карцев был очень хорошим человеком. И в жизни у них с Ильченко было совсем не то распределение ролей, которого придерживались они на сцене: Ильченко был скорей мягок и сентиментален, Карцев – решителен и часто хмур. Но были в нем трогательная доброжелательность, заботливость, полное отсутствие традиционных актерских понтов – вероятно, это роднит всех артистов, которые начинали в самодеятельности и никогда не могли слишком всерьез относиться к своему профессиональному статусу. Ильченко ведь был инженером в Одесском порту, а Карцев – наладчиком на швейной фабрике, да и сам Жванецкий в том же порту работал механиком по кранам.

Этим я вовсе не хочу присоединиться к классической репризе из «Берегись автомобиля» – о том, как блистали бы звезды классического театра, если бы днем стояли у станка. Но просто этот самодеятельный театр «Парнас» научил Карцева и его постоянного напарника вольному духу импровизации, необязательности, как бы хобби, которое всегда можно бросить, если начнут зажимать. И когда они переехали выступать в Питер, к Райкину, – возможность вернуться в Одессу всегда их прельщала, и они вернулись в конце концов, потому что здесь ни от кого не зависели. И Карцев всегда отвечал – с долей шутки, разумеется: начнут все запрещать – вернусь на фабрику, у меня профессия в руках…

Артистизм его выражался еще и в том, что он никогда не говорил о себе слишком серьезно и уж подавно не соглашался, когда его записывали в классики жанра. Классиком он считал Райкина, в котором любил все – даже строгость, доходящую до невыносимости. С умилением вспоминал, как во время одесских гастролей райкинского театра забежал к матери перекусить и Райкин, не переносивший запаха чеснока от партнера, отправил его с репетиции доедать котлеты: придешь, как наешься…

Карцева особенно полюбили за Швондера, которого он умудрился сделать нестрашным. У Булгакова это пылкий юноша, а у Карцева – обыватель, дорвавшийся до власти, ничуть не пассионарный, по-своему трогательный, натерпевшийся бытовых унижений. Такого Швондера у нас готовы оценить скорей. И Боярский, которого он сыграл в «Биндюжнике и Короле» по мотивам Бабеля, – тоже не молодой и жадный делец, а милый суетливый обыватель, готовый своими шутками отвлекать семью Крик от тяжелых разборок с папашей Менделем. Это и был его образ – комический добряк, отвлекающий суровых северных людей от их беспрерывных ссор и взаимного озлобления. Наверное, в этом образе есть свой трагизм. И то, что Карцев его таким показал, приблизил к нашим глазам, – его отдельная заслуга. Да, «такой еврей нам нужен». Он это понимал. А уж нравилось ему это или нет – никто теперь не расскажет.

Оригинал — «Собеседник»

Комментарии

250

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

ilv61 10 октября 2018 | 15:17

Увы, Дмитрий, про всеобщую любовь к Карцеву - это Вы отстали от жизни. Случайно узнал после смерти любимого артиста, что вся "правильная" Украина (та, что родом из фейсбука) НЕНАВИДИТ Карцева. Уже 4 года как "прозрела" - вот после этого искреннего и простодушного интервью в связи с одесской трагедией: https://www.youtube.com/watch?v=E1rmV5pbQnY
Карцева можно тут упрекнуть в плохом знании ситуации на Украине, подверженности нашей пропаганде - но НЕНАВИДЕТЬ за это???!!! Воистину, ТАКИЕ фейсбучные русские и украинцы - братья навек, хотя сами этого и не понимают. Посты типа: "Сегодня этот предатель для меня умер второй раз!", "А ваш хваленый демократ Шендерович в своем посте памяти Карцева ни слова не сказал про Украину и про это интервью - значит, тоже заодно с ним, тоже российский Ымперец". И т.д.
Такая вот "народная любовь", да еще и к только что ушедшему человеку...


galen 10 октября 2018 | 15:41

ilv61: Ну ,Шендерович ничего плохого об Украине не говорил никогда ,а Швондера у Карцева можно рассматривать ,как подтверждение антисемитизма ( не я рассматриваю ,но видно отношение Булгакова к евреям,который считал ,что евреи виноваты в революции ).


ilv61 10 октября 2018 | 15:52

galen: Вы меня убеждаете, что Шендерович - против агрессии на Украине? Я с ним рядом в толпе по бульварам шел в 2014 году, на шествии против российской войны на Украине - меня в этом убеждать не надо :). А вот фейсбучные украинские враги Карцева видят мир несколько по-другому...


galen 10 октября 2018 | 16:05

ilv61: Прошу прощения кавычек не заметил .


poluputing 10 октября 2018 | 19:30

ilv61: Шендерович то против, а вот Карцев чёрт знает что молол на старости лет. Но , сделаем скидку на старческое слабоумие


pepilotta 22 октября 2018 | 14:26

ilv61: Ну Вы же сами и отвечаете на свой вопрос - они, фейсбучно-записные патриоты, везде одинаковые - что у вас, что у нас. И пропаганда действует на всех, даже на тех, кто уверен, что на него-то нет, нисколько. Вот я сама на днях услышала по радио что-то типа "Путин сказал, что будет вести переговоры уже с новым руководством Украины". И первая мысль какая? "Хм, тогда, возможно, надо голосовать за Порошенко"
И Вы тоже подумайте - сколько тех, кто шел тогда по бульварам против войны с Украиной (поверьте, я безмерно уважаю вас всех за мужество, особенно тех, кто после 11-12гг уже понимал, что за это может прилететь), так вот, сколько потом...эээ...поменяли точку зрения и риторику?


chimp2013 10 октября 2018 | 16:29

Не знаю, не знаю... Но судя по тому над какими " хохмами" сегодня смеются зрители России, юмор Карцева для них выше понимания.
( Оправдывается подозрение, что Быков живет вчерашним днем. Это хорошо и плохо )


bezverie 10 октября 2018 | 19:00

все верно. спасибо, Дмитрий!


glebbalbesov 10 октября 2018 | 19:41

Млять ну объясните, жуткий совок при коммунистах, диктатура и цензура.... И такие АРТИСТЫ... Сейчас делай что хочешь и НИЧЕГО!!!


savl_1 10 октября 2018 | 22:12

glebbalbesov: Сейчас делай что хочешь и НИЧЕГО!!!
Сейчас делай что хочешь и НИЧЕГО кроме Петросяна не получается!!!
Последний его "юмор" - делёжка со Степаненко нахохоченного богатства.


ded62ushka 10 октября 2018 | 20:23

...И чтобы не скоро ваше творчество начали рассматривать через увеличительное стекло...


konvn 10 октября 2018 | 21:48

При всей широте, объективности и убедительности анализа, безукоризненный Дмитрий упустил м.быть самую главную черту ХУДОЖЕСТВА Карцева-Ильченко (или Ильченко-Карцева, что вполне справедливо): безошибочное чувствование-понимание - и выложенная на ладони передача для публики тончайших и самых сокровенных-"задушевных" поведенческих мотивов изображаемых персонажей. ТАКОГО не было, нет и будет нескоро.


10 октября 2018 | 23:20

Боюсь, в резюме "такой еврей нам нужен" автор выдает желаемое за действительное. Не нужен, Дмитрий, ни такой еврей, и никакой другой. Даже патриот Кобзон никому не нужен. Так... в лучшие времена, можно посмеяться, Жванецкого полюбить, Райкина вспомнить, и еще туеву кучу еврейских сатириков и юмористов. Но приходит час Х, и все становится по своим местам, к этому часу снова движется Россия. Улыбку сменит хмурый взгляд, на белую театральную сорочку наползет красная рубаха, в руках появится дубина. И тогда не только "свои в доску" евреи не будут нужны, но и выкресты, Дмитрий, Вы сами это понимаете, но боитесь себе признаться. Погуглите в соцсетях, там прекрасно помнят, что Вы Зильбертруд, но не Быков, Вам это "перевоплощение" никогда не забудут. И ничего не поможет - ни высокомерие по отношению к Израилю, ни отчуждение от родового еврейства, ни напускная Ваша русскость. Вы человек молодой и еще услышите "заветные" слова: "Чемодан - вокзал - Израиль". И это лучшее из того, что может случиться. Будьте здоровы и не задирайте нос! Он у Вас еврейский...


galvol1937 31 октября 2018 | 00:02

eslichestno: Не пойму, вы радуетесь этому или огорчаетесь... Да, еврею ничего не поможет в нашем Отечестве, но и вам ничего не поможет, не обольщайтесь.


(комментарий скрыт)

passo 10 октября 2018 | 23:40

Карцев был пронзительно и трогательно комичен,его сценическая речь обладала непревзойдённой ритмикой и проникновенностью,просто нельзя забыть эту неизбывную грусть в глазах и мягкое,но энергичное "давление" интонации!Это безвозвратная часть уходящей культурной натуры и это рождает горе и скорбь утраты.


papa_rus 10 октября 2018 | 23:46

Что-то не могу найти "Пингвин на прогулке" (((


glock09 11 октября 2018 | 09:47

Роман Карцев - выдающийся блистательный мастер, равного которому не было и нет на эстраде. Причём здесь всякие тарапуньки, а Березин (Штепсель) - вообще полная бездарность. Были ещё Рудаков и Нечаев, Миров и Новицкий, Миронова и Менакер и т.д. Вне контекста совка эта публика и их "искусство" абсолютно не интересны. Попробуйте посмотреть сейчас знаменитые миниатюрв А. Райкина. Надолго вас хватит? Всё, что сделано Карцевым можно смотреть, слушать меогократно и каждый раз испытываешь врсхищение и восторг от актёрского мастерства, интонаций, ритма, движения, жестов, мимики и т.д.


konvn 11 октября 2018 | 10:28

glock09: glock09: ... восторг от актёрского мастерства, интонаций, ритма, движения, жестов, мимики и т.д.
На статью Д.Б. хочется ответить Карцевым (в духе "интонаций, ритма, движения, жестов, мимики"): ПОГО-ОДА НАС ОПЯТЬ ПОДВЕЛА!!!
Ведь ЭТО - законченная поэма....?


bagarius_goonch 11 октября 2018 | 10:40

Карцев реализовал главную мечту еврея: собрать людей и руководить ими движением языка и рук, ничего реально не делая и ни за что реально не отвечая. По-просту - паразитируя на напуганных идиотах. Примерно так же ведут себя еврейские пропагандирует на Эхе. Ближе всего к идеалу Шендерович. Главное - ничего не предлагать и ни за какое дело реально не браться.
Конечно, есть много евреев занимающихся делами, дающими реальный выход и требующий реальных усилий. Но как-то стремительно убывает число евреев- шахматистов и растет число евреев- шоу менов. Ну а евреев-механизаторов и животноводов совсем не видно на фоне евреев-механизаторов.

И что характерно: ☺совсем недавно Борис Минц украл два миллиарда долларов из пенсионного фонда - а евреи, все как один!!!, Этого не заметили. И после этого Сильвертрутень мечтает о следующем Президенте России - Менделе!!! Ну не идиоты ли этот Трутень?


(комментарий скрыт)

konvn 11 октября 2018 | 15:52

bagarius_goonch: ". . . Минц украл два миллиарда долларов из пенсионного фонда - а евреи, все как один!!!"
Среди таких воров русских более чем достаточно. Так что национальность тут ни при чём. Воровская сущность, это не национальная черта, а семейно-хамская. Евреи, по крайней мере, более ответственны (а потому и талантливы). . .


bagarius_goonch 11 октября 2018 | 18:42

konvn:
Важно, что ни один еврей ни словом не осудил Минца. По поводу пенсионной реформы орали как резанные, а про вора Минца молчали. Понятно почему - евреи-с?!!!!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире