16:19 , 04 января 2013

Доклад ИГ «Амальгама». Ход политического кризиса в России в 2013-2015 гг.

Новый Год, как известно, время, располагающее к прогнозам и вглядыванию в будущее. Какова природа начавшегося в России политического кризиса и каковы его ближайшие перспективы? На эти и другие вопросы пытается ответить доклад «Ход политического кризиса в России в 2013-2015 гг.».

 

 

– А когда он [В. Путин] стал терять эту харизму?

Что-то сломалось в медведевское президентство… Чем дальше, тем хуже.

Г. Павловский

 

24 сентября 2011 года постсоветский режим вступил в свою Перестройку, Перестройку наоборот. Как и четверть века назад, она приведёт к его кардинальной трансформации. Ослабленный, новый-старый режим всё же сохранит контроль над Россией.

Аналогом брежневского застоя является застой путинский (2000 – 2008), как и первый, начавшийся с экономических косыгинско-грефовских реформ, а закончившийся войной (в Грузии и Афганистане). Ощущая необходимость перемен, держава вновь попыталась их начать и возглавить. «Свобода лучше, чем несвобода», инновации, модернизация, антиалкогольная кампания… Но, сделав осторожный шажок, она, словно испугавшись результатов прежней Перестройки, решила стоять насмерть: «умрёмте ж под Москвой», – заявил 23 февраля 2012 года Владимир Путин. Неуверенное медведевское «междуцарствие», напоминающее советское «время похорон» (1982 – 1985), закончилось.

Забавно, что в 80-х годах прошло почти те же 2 месяца (отделяющие сентябрьский съезд «Единой России» от декабря 2011-го) между назначением Михаила Горбачёва Генеральным секретарём ЦК КПСС 11 марта 1985 года и объявлением им широких реформ на пленуме ЦК 23 апреля.

Попробуем же понять, какие изменения ожидают российскую политическую систему и общество в ближайшие годы.

 

 

Новая Перестройка (2011 – 2015)

 

Являясь прямым продолжением советского режима (см. работу историка Фёдора Синельникова «Циклы российского великодержавия и современность»), ельцинско-путинский режим развивается (если к нему применимо это слово, скорее деградирует) по схожим лекалам, с некоторыми «стилистическими» отличиями. Решив всячески тормозить неизбежно наступившую Перестройку-2, держава удлиняет I этап (когда изменения ещё внешне малозаметны) и делает более резким и стремительным переход к следующим стадиям.

Учитывая более слабое положение постсоветского режима в РФ, общие сроки новой Перестройки будут меньшими, чем у её предшественницы. Об этом свидетельствуют и меньшие сроки стагнации-2 (см. таблицу 1). Экстраполируя соотношение двух стагнаций (5 лет и 3 года, т.е. 0.6), получим ориентировочную продолжительность новой Перестройки – неполные 4 года. Далее необходимо учесть разницу в поведении ведущей внутриполитической силы (продержавного режима), которое накладывает отпечаток на соотношение разных этапов новой Перестройки. Первый, контролируемый, этап удлиняется, остальные сокращаются, причём в наибольшей степени – этап III.

Таким образом, новая Перестройка завершится в 2015 году, а её этапы будут иметь следующую ориентировочную продолжительность.

 

Таблица 1. Этапы политической деградации III Российской державы (1917 – настоящее время)

 

Перестройка-1

Перестройка-2

Локальный максимум

1980

2008

Стагнация

1980 – март 1985

осень 2008 – осень 2011

Контролируемый кризис

март 1985 – 1987

осень 2011 – весна 2014

Управляемый кризис

1988

весна – лето 2014

Неуправляемый кризис

1989 – август 1991

осень 2014 – зима 2015

Путч (силовой откат)

19 – 21 августа 1991

март – июнь 2015

«Двоевластие» («малая смута»)

август 1991 – октябрь 1993

июнь 2015 – 201718

 

Как и четверть века назад, новая Перестройка приведёт к уходу ведущего репрезентатора державы – В. Путина. Однако распада государства на этот раз не произойдёт – сжавшись до границ РСФСР, оно ещё не в полной мере растеряло приобретённую этим шагом дополнительную устойчивость. И, главное, российские регионы, за редкими исключениями, пока не обладают необходимыми для отделения предпосылками. Эта проблема встанет во весь рост лишь в конце следующего цикла – во второй половине 2030-х годов – и так остро, что распад или коренная трансформация РФ будут практически неминуемы. А пока продолжится период нового НЭПа.

Вслед за своим лидером уйдёт в небытие и сам режим – окончательно после 201718 (завершения «малой смуты»). Как и в начале 90-х годов, гражданское общество (незрелое и лоскутное) окажется не способно перехватить власть в стране. «Система» воспроизведёт саму себя – только на этот раз не в псевдо-либеральном авторитарном варианте (ельцинско-путинский режим), а в отвергнутом 20 лет назад псевдо-советском парламентском варианте (левый ново-советский режим).

Неизбежно будет проведена или инициирована конституционная реформа. Многие в элите будут заинтересованы в переходе к парламентской республике. Одни – в качестве гарантий безопасности и сохранения собственности, другие – для недопущения к власти наиболее опасных конкурентов, третьи – для придания новому режиму большей устойчивости и размыванию ответственности. Также слишком многое говорит в пользу создания (скорее всего, в полноценном виде уже после 2017/18) Евразийского союза в составе РФ, Белоруссии и Казахстана.

 

В заключении отмечу, что достигнутый в 2003 – 2011 годы уровень давления державы на российское общество на следующем витке её деградации (2015 – середина 2030-х) уже не будет повторен. Левый режим не сможет обеспечить ни тотального доминирования одной партии, ни прямого назначения глав регионов, ни путинский уровень электоральных манипуляций. После 2015 года будет невозможна ситуация, когда лидер государства полностью контролирует парламент – как федеральный, так и почти все региональные. Пожалуй, это самой позитивный результат разворачивающейся Перестройки-2.

 

Полный текст доклада доступен по ссылке (68 стр., 579 кб).

Оригинал записи



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире